Татьяна Добина
Лэпбук для закрепления лексической темы «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Данное пособие направленно на закрепление и систематизацию изученного материала, совершенствование фонематических процессов, развитие грамматической стороны речи, на расширение лексического запаса по темам : «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Приметы осени», «Осенняя одежда», «Дикие животные осенью», «Труд людей осенью», на развитие связной речи.
Включает в себя 18 игр и игровых упражнений:
Публикация «Лэпбук для закрепления лексической темы „Осень“» размещена в разделах
- Времена года. Лэпбук
- Лэпбук на тему «Осень»
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Игра «Ёжик и осенние листья»
Цель: научить ребенка длительному и целенаправленному выдоху, учить образовывать относительные прилагательные, развитие зрительного восприятия.
Инструкция для ребё нка: «Пока ёжик спал, подул сильный ветер, который сорвал листья с деревьев и засыпал ими ёжика. Помоги ёжику выбраться из-под листьев – сильно подуй на них, чтобы они разлетелись в разные стороны. А теперь собери листочки и назови, с каких они деревьев».
Игра «Отгадай, с какого дерева лист»
Цель: учить образование относительных прилагательных, закрепление в речи поставленных звуков, расширять словарный запас.
Инструкция для ребё нка: Расскажи, какому дереву принадлежит каждый листик.
Сюжетные картинки для составления рассказа
Цель: развитие связной речи, расширять словарный запас.
Инструкция для ребё нка: Составь рассказ по картинке на тему «Осень в лесу», «Собираем урожай».
Игра «Осенняя одежда»
Цель: образование относительных прилагательных, закрепление в речи поставленных звуков, расширять словарный запас.
«Разрезные картинки»
Цель: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.
Ход игры: перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением предмета, иллюстрации, рисунка и т. д. Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. По окончании выполнения задания детям предлагается сравнить полученное изображение с изображением на конверте.
Можно предложить детям собрать картинку "в паре", что усложнит игру.
«Осенние месяцы»
Цель: уточнять знания детей об осенних месяцах, их признаках.
Игра «Найди тень»
Цель: Учить детей находить заданные силуэты путем наложения.
Задачи: развивать познавательную деятельность; зрительное восприятие, внимание, мышление; приемы зрительного наложения; внимательность, наблюдательность, память и усидчивость.
Ход игры:
1 вариант. Логопед раздает детям цветные карточки с изображением различных предметов. Предлагает детям рассмотреть их. Далее показывает тень (черно - белую) какой-либо картинки. Дети должны найти, среди имеющихся карточек, ту, которая соответствует нужному силуэту наложить тень на имеющуюся у него картинку.
2 вариант. На одной стороне стола раскладываются силуэты (тени) картинок, на другой - цветные изображения картинок. Логопед предлагает детям разложить тени на цветные картинки.
3 вариант. Карточки с изображением предметов и их тени перевернуты. Логопед помогает детям правильно соединить предмет и его силуэт.
Игра «Найди отличия»
Цель:
Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их различие и сходство; развивать внимание, мышление, память, счет; активизировать речь детей.
1 вариант. Ребенку предлагается картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося некоторыми деталями. При рассматривании иллюстрации предлагается ребёнку найти отличия. В случае возникновения трудностей при рассматривании предъявленных объектов ребенку может быть оказана помощь задать вопросы.
2 вариант. Можно устроить соревнование «Кто быстрее найдет, чем отличаются картинки?».
Игра «Четвертый лишний»
Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Ход игры: ребенку предлагается любая из карточек. Он должен посмотреть и выделить среди рисунков карточки, три из которых классифицируются по одному признаку, один лишний предмет, который не подходит под единую классификацию. Ребенок должен объяснить свой выбор.
«Осенние загадки»
Цель: развивать воображение, речевую активность; учить отгадывать описательную загадку посредством перечисления признаков предмета без его называния; активизировать словарь детей за счёт называния предметов и обозначения их признаков; формировать интерес к окружающему.
«Стишки для малышей»
Цель: закреплять осенние признаки, развивать связную речь, интонационную выразительность речи, память.
Игровое действие: логопед читает ребенку стихотворение, задает вопросы по тексту, предлагает запомнить.
Игра «Что сначала, что потом»
Цель: учить обобщать, понимать последовательность сюжета, причинно-следственные связи, развивать внимание, наблюдательность, связную речь.
1 вариант. Ребенку предлагается разложить картинки по порядку в определенной последовательности. Затем составить развернутый рассказ по картинкам. Если ребенок затрудняется в составлении рассказа, можно ему помочь, начав повествование.
2 вариант. Детям предлагается посмотреть на любую картинку из какой-либо серии и придумать начало и конец своего рассказа по этой картинке
3 вариант. Детям предлагается посмотреть на любую картинку из какой-либо серии и составить по ней предложение из 2-х, 3-х,4-х и т. д. слов. Затем составить рассказ, состоящий из одного, двух, трех предложений. Следует обратить внимание на связность речи, ее выразительность, эмоциональность.
«Путаница»
Цель: Развитие зрительного внимания и памяти, зрительно-пространственной ориентировки. Развитие воображения и логического мышления.
Ход: Логопед кладет перед играющими карточку с контурами овощей и фруктов, наложенными друг на друга. Играющий должен найти и назвать все «спрятавшиеся» предметы.
«Расскажи по схеме»
Цель: развивать внимание детей, память, мышление, грамматически правильную речь.
Игровое действие: дети должны описать время года в определенной последовательности согласно предложенной схеме.
«Животные осенью»
Цель: уточнять знания детей о жизни животных в осенний период; развивать связную речь.
«Книжка-малышка»
Цель: Формировать представления детей о времени года - осень. Учить детей связно отвечать на вопросы логопеда. Закреплять умение различать времена года по сюжетам, обращая внимание на характерные признаки. Развивать наблюдательность, логическое мышление, умение правильно определять соотношение между элементами, умение сравнивать изображения. Учить детей обосновывать правильность суждений. Развивать творческое мышление.
«Осенние раскраски»
Цель: развитие мелкой моторики и кисти рук; внимания, воли и усидчивости; закрепление знаний о цветах, формах, фигурах.
«Признаки осени»
Цель: Формировать представления детей о времени года - осень. Учить детей связно отвечать на вопросы логопеда. Закреплять умение различать времена года по сюжетам, обращая внимание на характерные признаки. Развивать наблюдательность, логическое мышление, умение правильно определять соотношение между элементами, умение сравнивать изображения. Учить детей обосновывать правильность суждений. Развивать творческое мышление.
Ход игры: предварительная беседа об осени. Предложить детям вспомнить характерные признаки осени, перечислить их, найти обоснование правильности своих слов.
В своей работе я использую лэпбуки во время коррекционно-развивающих занятий. Как на индивидуальных, так и подгрупповых занятиях. С его помощью я решаю задачи по коррекции звукопроизношения, совершенствованию фонетико-фонематических процессов, формированию лексико - грамматических категорий, развитию связной речи и развитию мелкой моторики, формированию психологической базы речи. А также даю возможность детям использовать лэпбук в свободной самостоятельной деятельности для автоматизации поставленных звуков и закрепления пройденного материала.