Татьяна Макаренкова
Лэпбук для родителей «Экология. От идеи до воплощения»
▼ Скачать + Заказать документы
Лэпбук, как интерактивная форма совместной деятельности взрослых и детей.
«От идеи до воплощения»
Цель: повышение компетенции родителей в области экологического воспитания детей на основе использования инновационной технологии – лэпбук.
Задачи:
-познакомить с технологией лэпбук;
-повысить уровень мастерства воспитателей и родителей;
-способствовать созданию новых лэпбуков экологической направ-ленности родителями.
Публикация «Лэпбук для родителей „Экология, От идеи до воплощения“» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Экологические лэпбуки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Федеральный государственный стандарт дошкольного образова-ния ориентирует педагогов, на создание благоприятных условий для раз-вития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особен-ностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром.
В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестан-дартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционно-му образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.
Одним из перспективных инновационных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук.
Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», являет-ся успешным шагом на пути развития дошкольников, в том числе экологи-ческого воспитания.
Лепбук позволяет нам использовать различные формы и методы ра-боты, реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, со-трудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развива-ющую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в се-мье и детском саду.
Что такое лэпбук?
Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть использо-вано при реализации любой из образовательных областей, а также обеспе-чивая их интеграцию.
Слово lapbook пришло к нам из Америки, в дословном переводе – «наколенная книга» (lap – колено, book – книга). Это своего рода само-дельные интерактивные папки, включающие кармашки, дверки, окошки, карточки, передвижные детали из бумаги, с помощью которых ребенок учит и закрепляет пройденный материал.
Адаптировала лэпбук к условиям российского менталитета Татьяна Пироженко. Она является автором сайта «Это интересно!», статей в жур-нале «Дошкольное образование», разработчик шаблонов и тем.
Направление использования лэпбука :
1. Для работы с детьми.
2. Для трансляции педагогического опыта.
3. В работе с родителями.
Зачем нужен лэпбук?
1. Он помогает по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное
3. Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать ин-формацию.
4. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельно-сти взрослого и детей.
5. Лэпбук может быть и формой представления итогов проекта или тематической недели.
5. Лэпбук может быть содержательным элементом развивающей предметно-пространственной среды группы.
6. Лэпбук можно использовать как особый вид детско-родительского проекта.
Значение лэпбука для ребенка :
-Побуждает интерес к познавательному развитию;
-Помогает в закреплении и повторении пройденного материала;
- В понимании и запоминании информации;
-Приобщает к процессам поиска информации, ее сортировке и анали-за.
-Развивает креативность, творческое мышление.
Такое средство обучения – одно из направлений партнерской дея-тельности взрослого и ребенка, приравнивающее их друг к другу.
«Наколенная книга» должна включать следующие моменты:
Прочность. В руках детей бумажная интерактивная папка быстро превратится в тряпочку, поэтому лучше ее делать из прочных материалов.
Эстетичность. Она обязана быть яркой, красочной, привлекающей внимание, иначе дети не захотят играть.
Информативность. Излагайте сведения, закладываемые в лэпбук на понятном ребенку языке, полностью раскрывая тему.
Доступность. Дети могут самостоятельно выбирать понравившийся раздел. Подписи, длинные тексты с описанием, рекомендации и инструк-ции усложнят игру, подавят интерес к книжке.
Вариативность. Все разделы темы, входящие в это средство обуче-ния, нужно делать в разных вариантах, предполагающие разные способы освоения информации. Возможность использовать эту коллективную книжку одновременно несколькими людьми, включая взрослого.
Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет пра-вильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ребенок и взрослый воспринимает заданную тему, каки-ми средствами они пользуются для достижения своих целей.
Лэпбук может восприниматься дошкольниками как «секрет», к кото-рому интересно возвращаться, перелистывать и пересматри-вать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти.
Говоря о природе нашего края, дошкольники узнают и делят-ся информацией о многообразии растительного и животного мира, их вза-имосвязях, проблемами в экологии родного края.
Различают такие виды лэпбуков :
Энциклопедические. Сведения преподносятся по типу энциклопе-дии.
Сказочные, мультипликационные. Такие лэпбуки делаются на ос-нове сказки, мультфильма, содержат фигурку любимого героя, позволяю-щую играть с ним, придумывать разные истории, проигрывать сценки.
Тематические. Лэпбуки бывают : учебные; игровые; поздравитель-ные, праздничные; автобиографические ( папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, досуге и т. д.)
Технология создания лэпбука состоит из следующих этапов:
1 этап «Выбор темы. Определить цели и задачи»
2 этап «Составление плана. Определение содержания.»
3 этап «Создание макета на бумаге»
4этап «Оформление»
5 этап «Поклейка лэпбука»
На примере лэпбука по экологии я расскажу, как его делала я.
ЛЭПБУК «Экология»
Выбор темы. Она может быть какой угодно. Обратите внимание, что деткам младшей группы детского сада информацию можно подавать в глобальном виде, например, общие сведения о животных. Ребятам по-старше нужна конкретика, то есть лэпбук нужно составлять о каком-то од-ном животном.
На своем опыте я могу сказать, что лучше всего получаются лэпбуки на какие-то частные, а не на общие темы. Например, наш лэпбук "Эколо-гия". Он получился очень обзорным - полностью отразить эту многооб-разную тему в ограниченном объеме папки не получилось. А вот если кон-кретизировать например, времена года по отдельным сезонам "Весна", "Зима", "Лето" и "Осень", то и лэпбуки получатся гораздо продуктивнее. Мы сделали лэпбук «Осень» Он получился красочным и насыщенным.
1. Тема «Экология»
Цель работы: Закрепить знания детей дошкольного возраста об экологии и правилах поведения на природе.
Задачи:
1. Дать дошкольникам первоначальное представление об экологии и природе в целом; освоение основ экологической грамотности, элементар-ных правил поведения в природе.
2. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобще-ния, установления причинно-следственных связей; учить классифициро-вать предметы, сделанные из разных материалов, на группы;
3. В игровой форме расширить знания о природе. Закрепить знания о животных, птицах занесенных в Красную книгу России.
4. Развивать познавательный интерес детей;
5. Воспитывать уважительное, бережное отношение детей к природе.
6. Развить навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и нахо-дить выходы из спорных ситуаций.
2 этап «Составление плана».
Определитесь с тем, какие моменты, факты вы хотите осветить, рас-крыть.
3. Содержание пособия «Экология» :
1. Определение экологии как науки. Тесты на экологический об-раз жизни.
2. Дидактическая игра «Живое – неживое».
Подобраны картинки живой и неживой природы. Нужно провести сортировку карточек на 2 группы. Возможны варианты игры: составление рассказов, чтение стихов, зарисовки.
3. Подборка игр по экологии.
В «Шкафу» подобраны книжки- раскраски с сюжетами о природе; лабиринты; ходилки.
4. Загадки о природе, о животных, о растениях.
Подобраны простые загадки о диких и домашних животных, расте-ниях.
5. Дидактическая игра «Правила поведения в природе»
Подобраны картинки поведения людей в природе. Рассматриваются разные варианты: «Хорошо-плохо», «Как я сделаю по правилам?» «Со-ставь рассказ о поступке»
6. Набор картинок «Красная Книга России»
Подобраны картинки животных, занесенных в Красную Книгу»
7. Дидактическая игра: «Сортировка мусора»
Проблема мусора №1 в мире!
В контейнеры рассортировывают мусор (карточки)Предложены ин-тересные факты о утилизации мусора в природе.
8. Ребусы
Простые ребусы на тему природы.
9. Дидактическая игра: «Круги Луллия. Деревья»
На 2 дисках изображения 1- деревья, 2- плоды. При совмещении кругов получаются пары. Примерные вопросы: найти пары; вариант 2- «не можетбыть», 3- «фантазируем»
Создание макета. Нарисуйте уменьшенную копию будущей книжки-раскладушки в подробностях. Для этого сложите сразу вашу папку так, чтобы она потом открывалась, разворачивалась, и простым карандашом набросайте места, где будут кармашки, книжечки, картинки, в каком виде и размере все это будет представлено. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах Далее вам останется склеить все детали и прикрепить к заготовке
Существует три основных варианта: базовый, базовый с добавлени-ем 1-2 расширений и сдвоенный базовый.
Базовый вариант основы для лэпбука :
Базовый вариант с 1-2 расширениями:
Сдвоенный вариант основы:
4. Оформление
Этот этап работы самый творческий. Для работы над лэпбуком под-ходит все : фото, наклейки и цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты, графики и диаграммы.
В итоге получается неповторимая книжка, с которой интересно рабо-тать, которая легка в использовании, а главное, она будет содержать нуж-ную информацию по разным проблемам окружающей нас действительно-сти. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая дошкольникам не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.
Поклейка лэпбука.
Приступая к созданию лэпбука, приготовьте такие материалы:
1. Картонную папку. Купите или сделайте самостоятельно из ватма-на.
2. Цветную бумагу, картон, разные куски ткани.
3. Ножницы, клей.
4. Скотч, степлер, нитки.
5. Карточки, картинки, изображения животных, людей и т. д. Вы-режьте их, нарисуйте или распечатайте на цветном принтере.
6. Карандаши, краски, фломастеры, маркеры.
7. Шаблоны кармашков. Первый раз воспользуйтесь готовыми шаб-лонами, предоставленными в электронном виде в интернете, но потом пробуйте делать все сами, привлекая к увлекательному процессу детей
Построение пэпбука «Экология»
1 страница. «Определение экологии как науки. Тесты на эколо-гический образ жизни»
2 страница – «Классификация: живое - неживое» и шкаф: «Иг-ры»
3 страница: «Правила поведения в природе. Хорошо - пло-хо» и «Красная Книга России», «Загадки о природе»
4 страница: «Сортировка мусора», «Ребусы», «Загадки».
5 страница: «Круги Луллия. Деревья и плоды»
Уважаемые родители!
Предлагаю вам принять участие в создании своего лэпбука. Вы объеди-нитесь в несколько групп, где вы совместно поработаете над одной те-мой. (Раздаю на выбор темы)
Темы: «Птицы зимой», «Домашние любимцы», «Деревья нашего горо-да», «Как мы отдыхаем на природе»
Оформить нужно: цели, задачи, составить план, создать макет, поду-мать над материалами.
Через 5-10 мин. Зачитывают свою разработку.
Заключение.
Целью создания данного лэпбука, было изучение возможностей ис-пользования лэпбука, как средства повышения познавательной активности для экологической грамотности детей дошкольного возраста. Был изучен опыт работы отечественных педагогов по данной теме. И на основе анали-за изученных материалов и собственного опыта работы, было разработа-но и создано несколько лэпбуков по экологии : «Я и мое тело», «Осень- дивная пора», «Семья», «Елочка», «Космос». А также пришли к выводу, что лэпбук могут сделать и родители для своих детей. Совместная дея-тельность родителей и детей будет объединять их в совместной работе, развивать познавательную активность детей и родителей, развивать мыш-ление и самостоятельность, укреплять семью.