Карина Петросян
Лэпбук «Масленица» для детей среднего, старшего и подготовительного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Лэпбук для детей среднего, старшего и подготовительного возраста
Цель: развитие речи и воспитание всесторонне развитой личности через приобщение к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- развивать у детей познавательный интерес к русской народной культуре с помощью создания Лэп-бука «Масленица»,
- развивать и активизировать речь детей, обогащать словарный запас, развивать лексико-грамматического строй речи,
- воспитывать любовь к традициям, любовь к Родине, духовно-нравственным ценностям, патриотизм.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Публикация «Лэпбук „Масленица“ для детей среднего, старшего и подготовительного возраста» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Масленица. Русский народный праздник
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» март 2020
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.
Данный Лэп-бук направлен на развитие у детей понимания социокультурного наследия, духовно-нравственных ценностей и воспитание бережного отношения к традициям своего народа. В данном проекте представлена система духовно-нравственного воспитания ребенка через приобщение к культурному наследию своего народа.
На протяжении дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребенка с речевыми нарушениями имеет приобщение его к истокам русской народной культуры, которая нами понимается не только как процесс усвоения нравственных ценностей, традиций, особенностей культуры, но и, как богатейший источник комплексного решения речевых задач и психического развития детей с нарушениями речи.
Принципы воспитания, положенные в основу проекта следующие:
- принцип культуросообразности в воспитании, т. е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;
- принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;
- принцип приоритетности культурного регионального наследия, т. е. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, художественным народным промыслам.
- принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, т. е. создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Содержание работы включает в себя: изучение исторического прошлого России и русского народа; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с фольклором; знакомство с народными праздниками и традициями; знакомство с народными промыслами, изучением русского народного костюма.
Работа по приобщению детей, имеющих речевые нарушения, к русской народной культуре – это путь развития нравственных и умственных способностей ребенка, это способ развития воображения, логического мышления, способ воплощения замысла ребенка и, конечно, источник развития речи.
Таким образом, целью данного Леп-бука является: развитие речи и воспитание всесторонне развитой личности через приобщение к истокам русской народной культуры.
При внедрении данного леп-бука, перед педагогом ставятся следующие задачи: развивать у детей познавательный интерес к русской народной культуре с помощью различных игр и развивающих заданий, пословиц и поговорок, закличек, развивать и активизировать речь детей, обогащать словарный запас, развивать лексико-грамматического строй речи, воспитывать любовь к традициям, духовно-нравственным ценностям, патриотизм, любовь к Родине.
В Лэп-бук входит четыре раздела:
1. «Пословицы и поговорки»
2. Раскраска
3. «Собери картину»
4. «Играем в Масленицу»
Постановка проблемы.
«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».
В. Г. Белинский
Россия – родина для каждого из нас, мы живем в этой стране, любим и гордимся ею. Но вряд ли мы можем с уверенностью сказать о том, что хорошо знаем духовную жизнь нашего народа, историю и культуру страны, как нам бы того хотелось.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный и творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, но педагог не сможет пробудить чувство любви к Родине у ребенка, не будучи сам патриотом.
Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, а всячески доносить это до людей, в первую очередь, начиная с ребенка. Знакомя с русскими народными сказками, играми, песнями, потешками, хороводами, загадками, усложняя и насыщая знания с возрастом. Декоративно-прикладное искусство: хохлома, городецкая, дымковская, филимоновская игрушка. Слушание и воспроизведение фольклора.
Русский педагог К. Д. Ушинский, исследователи русского фольклора Г. С. Виноградов, В. И. Даль и многие другие, отмечали, что основной чертой русского фольклора, его достоинством, является его теснейшая связь с окружающей жизнью. Это делает его совершенным средством воспитания детей.
В нашей жизни практически отсутствуют предметы народного быта, поэтому некоторые слова из фольклорных произведений могут быть непонятны детям, и задача воспитателя объяснить и научить правильно, понимать и применять эти слова.
Знакомя детей с поговорками, сказками, загадками мы приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, уделяя особое внимание заботе, нежности, вере в благополучие, восхваляя положительные качества людей, уважительное отношение к труду.
Так же немаловажную роль должны занимать народные традиции и праздники.
Приобщая ребенка к видам национального искусства, прививая любовь к Родине ее культуре, стараясь чтобы она стала неотъемлемой частью души ребенка с первых лет жизни, мы порождаем личность, которая в дальнейшем проявит себя на уровне человеческих отношений, чувств и нравственных позиций.
В разделе "Пословицы и поговорки" собран материал, для развучивания совместно с педагогом. Так же в него входят заклични, подвижные игры, для детей.
В разделе "Раскраски" находятся не просто раскраски, а изображения Дымковских барышень, тематические картинки на тему Масленицы, а так же инвентаря и кухонной утвари в исконно русских традициях. с росписью Гжель, Хохлома и т. д.
Раздел "Собери картинку" можно приравнять к пазлам, так как там содержаться репродукции различных художников посвященные празднованию Масленицы.
И заключительный, но не последний раздел данного лэп бука является "Игра в Масленицу". Изображения различных объектов масленичных гуляний, выполнены для возможности игры на магнитной доске. Ребята смогут организовать театральную деятельность, обыграв события происходящие во время празднования Масленичных гуляний.
Так же есть отдельный кармашек, для возможности внесения педагогами своих дополнений в данный проект.