Ольга Люцай
Лэпбук «Бурятский национальный орнамент»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт лэпбука
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного воспитания.
Бурятский народ имеет давние традиции орнаментально-декоративного искусства. В прошлом разнообразными узорами украшалась одежда, внутреннее убранство юрты, снаряжение коня, орудия производства. Широко славились искусные мастера художественной обработки металла, вышивки, резьбы по дереву, росписи, простота, четкость, и одновременно нарядность орнаментальных мотивов, их органическая связь с формой украшаемой вещи – отличительные черт произведений народного творчества.
Публикация «Лэпбук „Бурятский национальный орнамент“» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Орнамент и узоры
- Республика Бурятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» март 2021
Представляю вашему вниманию лэпбук "Бурятский национальный орнамент". Сам термин "орнамент" пришел к нам из латинского языка. В переводе он обозначает "украшение». Бурятские орнаменты имеют свое особенное название - "угалза", которое переводится как "узоры". Так как каждый национальный рисунок отражает быт и традиции народа.
Краткое описание: Лэпбук представляет собой тематическую интерактивную папку-раскладушку, передвижку. Имеет художественно – эстетическую направленность. Рассчитан на детей дошкольного возраста от 4 -7 лет.
Он изготовлен из плотного картона с использованием фоамирана, цветного картона, иллюстраций из детских раскрасок, пластиковых трафаретов и шаблонов для украшения предметов быта и обихода,
Цель: Приобщение детей к культуре бурятского народа через бурятский орнамент.
Задачи: Расширение представлений детей о бурятском национальном творчестве. Развитие речи и неречевых психических процессов детей старшего дошкольного возраста. Развитие самостоятельности. Формирование бережного отношения к творческому наследию своего народа. Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам.
1. Альбом «Бурятские узоры УГАЛЗАНУД»
Задачи: формирование познавательной активности в области культуры бурятского народа.
- научить отличать бурятский орнамент от других культур;
- закреплять знания о цветовом сочетании в декоративно- прикладном искусстве бурятского народа;
Материалы: альбом с иллюстрациями разных орнаментов :
Бурятский орнамент по виду изобразительного элемента или мотива разделяется на виды:
1. Геометрический: точки, линии (ломанные, прямые, зигзагообразные, круги, ромбы, многогранники, звезды, кресты и пр.
2. Анималистический, зооморфный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных (бараний рог, орел и т. д.)
3. Растительный, стилизующий листья, плоды, цветы, деревья и т. д.
Круг – это Солнце. Солнце почитали все народы мира. Покланялись Солнцу и буряты. Круглое украшение, круглая юрта, круглая посуда, главный танец бурят – Ёхор - тоже круг. Круги орнаментов – поклонение Великому Светилу.
Розетки – то же Солнце, то же с ножками. Свастика древнеиндийский символ Азии, священный и для бурят – это знак Солнца, света и щедрости.
Свастика по ходу Солнца - добрая энергия, это четыре головы лошадей скачущих к счастью.
Свастика против хода Солнца – плохая энергия. Вообще буряты предпочитают совершать все действия по ходу Солнца.
Беседа с детьми на тему: ЧТО ОЗНАЧАЕТ КАЖДЫЙ ЦВЕТ В ОРНАМЕНТЕ?
Белый цвет – цвет святости, благополучия.
Красный цвет – символ красоты, святости.
Жёлтый цвет - символ вечности, неизменности,
постоянства.
Синий, голубой цвет ассоциируется с небом и
водной синью.
Зелёный цвет – это символ Земли, цвет травы и листьев.
Правила игры: рассматривание альбома, ответы на вопросы взрослого.
2. Кармашек художественное творчество «Укрась пиалу»
Развивать умение декорировать предмет, придерживаясь стиля бурятской росписи : орнамент, цвет;
Материал: разноцветные шаблоны пиал, трафареты, Развивать мелкую моторику, воображение;
3. Кармашек «Рисуем по шаблону», наполнен пластиковыми шаблонами различных узоров.
Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.
Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов с целью составить и изобразить отдельный узор или сложный орнамент.
4. Кармашек РАСКРАСЬ УЗОР, наполнен разными раскрасками с национальными орнаментами.
- развивать способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы;
- развивать вкус к творчеству, любовь к родному краю;
- воспитывать бережное отношение к объектам народного творчества;
- воспитывать нравственно- эстетическую отзывчивость на прекрасное в декоративно- прикладном творчестве бурятского народа.
Материал: раскраски, детям предлагается выбор художественных материалов: акварельные краски, цветные карандаши, восковые мелки.
5. Кармашек «Укрась рукавичку»
Учить детей создавать самостоятельно декоративный узор; развивать творческие способности детей, художественный вкус; воспитывать любовь к народному искусству, к обычаям и традициям бурятского народа; воспитывать самостоятельность, усидчивость, навыки коллективной работы.
Материал: шаблоны разноцветных рукавичек, трафареты и шаблоны орнаментов, пластилин, бисер, бусинки, стразы, паетки.
6. Кармашек «Набор трафаретов для рисования орнамента», сделаны из пластика.
- учить детей использовать нетрадиционную технику рисования, рисования трафаретом и с использованием небольших штампов.
- развивать у детей эстетический вкус.
- воспитывать самостоятельность, опрятность.
Материал: простые карандаши, штампы, или поролон
7. Кармашек дидактическая игра «Одень куклу», «Найди бурятский костюм» «Рассматривание национальных костюмов».
Цель: Приобщить детей к знанию национальных костюмов
Задачи:
Закрепить знания об особенностях национального костюма и его элементах.
Учить детей находить сходство и отличие национального костюма с другой национальной одеждой.
• Закреплять умение соотносить вид одежды с полом ребенка.
• Тренировать умение последовательно составлять из частей ансамбль женской и мужской одежды.
• Упражнять в определении предметов одежды. Учить находить отличительные особенности в конструкции костюмов, декоре, узоре и орнаменте.
• Активизировать в речи детей названия элементов национальной одежды.
• Развивать психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление. Развивать мелкую моторику.
Ребёнку предлагается одеть куклу из картона в разные национальные костюмы. Предложить найти сходство и отличие между костюмами. Обратить внимание детей на детали элементов одежды.
Игровой материал. Большие плоскостные куклы (мальчика и девочка, одежда и головные уборы из плотной бумаги. Костюмы разрезаны на части. Картинки - образцы. Все элементы игры покрыты лаком и устойчивы к истиранию и загрязнению.
Свойства лэпбука :
-информативность;
- полифункциональность;
-возможность организации образовательной и коррекционно-развивающей деятельности как с одним ребенком, так и с подгруппой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
- дидактические свойства;
-вариативность (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- доступность структуры и содержания детям старшего дошкольного возраста;
-создание условий для развития игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности воспитанников.
Результаты использования лэпбука в совместной деятельности:
-быстрое запоминание материала по теме;
-проявление повышенного интереса к содержанию;
-проявление самостоятельности при работе с лэпбуком.