Яковенко Анастасия Андреевна
Конспект прогулки «Луг: что здесь растет и кто на нем живет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование действенного отношения к окружающему миру путем становления начал экологической культуры, экологического сознания и мышления.
Задачи: знакомить с названиями растений и животных, обитателей луга, воспитывать бережное отношение к природе, развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе, воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Публикация «Конспект прогулки „Луг: что здесь растет и кто на нем живет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Предварительная работа: беседа о правилах поведения в лесу, у водоема; значимости сохранения природных ресурсов; о бережном отношении к нашей Земле и всему тому, что она нам дает; о последствиях причиненного вреда природе.
Ход мероприятия
Дети в сопровождении взрослых приходят на луг, садятся полукругом перед воспитателем.
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам предлагаю поближе познакомиться с растениями и животными, которые обитают на лугу.
Для начала познакомимся с растениями луга.
Среди них, прежде всего, нужно отметить злаки. Это травянистые растения со стеблем — соломинкой и маленькими цветками.
Цветки злаков настолько малы и невзрачны, что большинство людей не замечают их. Растут злаки вместе, образуя густые кочки из сплетённых корней. Во время суровой зимы именно в кочках прячутся будущие молодые росточки.
Травы себя чувствуют лучше, чем деревья, поскольку им требуется гораздо меньше воды. Вот почему травянистые растения покрывают такие большие территории. Большая часть травянистого растения — подземная, это его корни. В периоды засух травы переходят в состояние покоя и оживают с возвратом дождей. Зимой они отмирают до корней, а на следующую весну снова дают семена.
Некоторые травы — однолетние, живут всего один год, и для того, чтобы вырасти на будущий год, им нужны только семена (а не корни и семена). Есть у трав и другое преимущество перед деревьями. Листья травы растут из своих оснований постоянно. Если их общипывают животные, листья отрастают вновь. То же происходит, когда травы скашивает человек. Подрезанная до основания трава вырастает снова и снова.
Злаки – самые многочисленные растения лугов. Их цветки опыляются ветром. Красоту луга придаёт яркий ковёр из разнотравья.
Шмели, пчёлы и бабочки снуют между ними в поисках сладкого нектара. При этом они переносят пыльцу с одного растения на другой, опыляя цветы. На месте цветков образуются плоды и семена. Они распространяются по лугу, чтобы на следующий год прорасти и дать жизнь новым растениям.
1. Василёк (Славянская легенда гласит: одна русалка влюбилась в юношу по имени Василий, но тот не ответил ей взаимностью и отказался последовать за ней в подводное царство. Влюблённая русалка обиделась и превратила юношу в синий цветок, который стали называть по его имени — василёк. Васильки бывают не только синего цвета, но и розового, белого, желтого, фиолетового.);
2. Клевер (Научное название клевера означает «трилистник». Как вы думаете, почему? … Листок клевера состоит из трех частей. Цветки у клевера бывают красные, розовые, белые. Клевер и шмели — лучшие друзья. Единственными насекомыми – опылителями, способными опылять клевер, являются шмели. Клевер — медонос. Клеверный мёд относится к числу лучших.);
3. Колокольчики: Как вы думаете, за что колокольчик получил свое название? …Форма его цветка похожа на звонкий колокольчик. Цветок колокольчика бывает лиловый, изредка белый. Цветки у колокольчика ароматные.
4. Вьюнок: Название этого растения рассказывает о нем. Вьется, обвивается вокруг других растений, потому и называется вьюнком.
5. Зверобой: Наши предки считали зверобой растением с чудодейственными свойствами, помогающим от всевозможных болезней. Так, он убивает микробы, затягивает раны, останавливает нагноения. Давно заметили, что жвачные животные белые или бело-пятнистые, поедая зверобой в яркие солнечные дни, страдают от кожного зуда, а в последующем — от язв и воспалений кожи, а иногда гибнут — отсюда название «зверобой».
6. Ромашка: Помогает людям в медицине, отвары из цветов ромашки применяют как антисептическое средство, также используют в косметике, добавляя в состав крема и полоская отваром волосы.
7. Пастушья сумка: Так же, как и ромашка помогает людям в медицинских целях. Это растение обладает кровоостанавливающим действием, а еще помогает тем, у кого есть проблемы с желудком.
8. Лопух: У лопухов можно использовать в пищу корни, которые богаты инулином. Сочные нежные корни собирают осенью первого года жизни растения, они являются одним из наиболее популярных корнеплодов японской кухни.
9. Тысячелистник: Древние римляне после завоевания земель обязательно сеяли возле своих военных лагерей это растение и называли его военной травой. Тысячелистник специально высаживали возле рабочих мастерских, чтобы всегда под рукой была свежая трава и можно наложить повязку из растения в случае травмы или открытой раны. Помимо этого, тысячелистник использовался для магических ритуалов. С помощью растения гадали, колдовали.
10. Подорожник: Подорожник является основным видом пищи для многих бабочек и других насекомых. Подорожник является отличным лекарственным средством для человека. Он прекрасно снимает воспаление, служит антисептиком, заживляет и затягивает раны.
11. Лютик (Показ картинок с изображением цветов и злаков).
Недолгая жизнь у травянистых растений. Василёк и пастушья сумка осенью погибают, а весной всходят их семена. Лопух живёт 2 года.
Луг — это не только травы и цветы, а еще и насекомые — большие друзья цветов, и пастухи со стадами домашних животных, пасущихся на лугу.
Животные луга – это около 30 различных видов и все они живут тихо, для людей почти незаметно. Здесь для каждого найдется уютная норка или в зарослях совсем незаметное птичье гнездышко.
Предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в интересную игру «Кто сказал МЯУ?». Дети становятся в круг, в середину выбирается и ставится ведущий, пока дети водят хоровод, ведущему закрывают глаза и один из детей говорит громко «Мяу», ребенок в центре, должен угадать, кто из детей произнес слово. Если угадал, ведущим становится тот, кто говорил, если нет, игра продолжается.
А теперь посмотрим, кто же живет на лугу:
1. Мышка
2. Крот
3. Кузнечик
4. Пчела
5. Жук навозный
6. Прыткая ящерица
7. Бабочка капустница
(показ изображений животных, обитающих на лугу)
После чего ребята находят на лугу растения и, если повезет, животных, показанные на картинках, и вспоминают их названия.
В конце прогулки проводится игра «Поймай хвост», после чего отправляются обратно в детский сад. По пути дети раздают буклеты – памятки прохожим о правилах поведения на природе и о бережном отношении к ней.