Людмила Дьяконова
Конспект занятия «Что растет в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Средняя группа
“Что растет в лесу”
Программное содержание:
Углубить и обобщить представление детей о лесе; в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды, грибы и травы. В лесу всегда тень и прохладно. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, замечать его красоту, умение вести себя
Публикация «Конспект занятия „Что растет в лесу“» размещена в разделах
Ход занятия:
Дети сидят на стульях полукругом. воспитатель входит в костюме Бабушки, идет по ”лесу”. Звучит фонограмма пения птиц и звуков леса.
Бабушка: Ау! Ау! Внученька!
Обращается к детям:
- Здравствуйте дети. Рада приветствовать вас в нашей сказке. Я внучку ищу. Она в гости ко мне прийти обещала, да заблудилась видно. Она маленькая в яркой шапочке, гостинцы мне несет, пирожок и горшочек масла, Вы её знаете? Правильно Красная Шапочка. Так и сказка наша называется, в которую вы попали. А кто автор сказки?
Дети отвечают.
Бабушка: Где же красная шапочка? Вот какой лес густой, темно там и прохладно, хоть день сегодня солнечный. А почему, ребята, вы знаете? Правильно. Солнечный свет плохо проходит сквозь густые кроны деревьев. В таком густом лесу цветов не найти, а грибов, зато видимо-невидимо.
Настоящее грибное царство. А грибы любят играть в игру под названием “кто я”. Грибы очень разные, но есть и похожие. А вы, дети знаете правила сбора грибов?
Дети отвечают: не срывать, аккуратно срезать, не раскапывать палкой, можно повредить грибницу, не собирать грибы у дороги, где машины, собирать только известные грибы.
А вот и первый гриб. Отгадайте какой?
Загадка: Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы (боровик)
Верно это боровик. Он очень важный, сидит на крепкой ножек, похожий на бочонок. У него мясистая шляпка. А еще его называют белым грибом. Почему? (потому что после сушки его цвет не меняется).
А вот и другой гриб:
Я в красной шапочке расту,
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я (подосиновик).
Почему его так называют? (потому что он чаще всего растет под осиной).
А вот еще гриб. Он тоже нам загадывает загадку:
Не скрою: не белый я братцы, попроще,
Расту я обычно в березовой роще (подберезовик).
А вот пенек на нем целое семейство, сразу несколько грибов.
Загадка: Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растем в лесу
Как веснушки на носу (опята).
Вот сколько грибов мы набрали. Целое лукошко. Спасибо, что помогли мне, все загадки отгадали. Я для внучки сегодня грибной суп сварю на обед. Так что же с ней случилось? Все время ходила она ко мне через этот лес, вот по этой тропинке. Неужели в нашем лесу опять волк появился? Надо быстрей её найти. Ребята вы мне поможете?
Появляется сорока, трещит.
Сорока: Что случилось? Кто вы? Что здесь делаете?
Бабушка: Внучку мою Красную Шапочку ищем. Ты её не встречала, сорока?
Сорока: Вот беда, беда, беда. Я её не видела. А вам самим не справится. Лес дремучий, опасно в лесу, заблудитесь. Надо вам лесовичка найти. Он все лесные тайны знает.
Бабушка: Я в лесу не заблужусь. Да и ребята мне помогут. Проводи нас, сорока, к лесовику.
Сорока: Я спешу! У меня важные дела! Не могу вас проводить. А вот план леса у меня имеется. По нему вы домик старичка-лесовичка и найдете. (даёт план) до свидания!
Ориентировка в пространстве. Ребенок описывает путь по лесу к домику Лесовичка. Идем по плану. Приходим к домику. Стучим. Зовем.
Дедушка Ллесовик!
Поскорей отзовись!
Перед нами появись!
Голос: -Аау! Ау! Иду! Иду!
Здравствуйте, дети!
Лесной вам привет. Узнали меня?
Или может быть нет?
Зачем пожаловали?
Дети, бабушка: Здравствуй, Старичок-Лесовичок,
Берестяной колпачок!
Мы девочку ищем Красную Шапочку.
Помоги нам пожалуйста найти её в лесу.
Лесовик: Я, конечно, вам помогу
В свой лес впущу.
Но сначала вас испытаю.
Приглашаю вас в мою лесную школу,
Чтобы узнать, что вы знаете о лесе.
Загадки мои отгадайте и в игры со мной поиграйте.
1. Есть главные жители в царстве моём.
А как же мы жителей этих зовем (деревья)
2. Что за дерево, и зиму, и лето зелено
3. Зимой и летом одним цветом(ёлка)
4. На лесной опушке стоят подружки.
Платьица белены, платочки зелены
5. Зелена, а не луч, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос (береза)
6. У меня иголки длинней, чем у ёлки
Очень прямо я расту в высоту (береза)
7. Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная.
8. Вся как от холода трясусь.
Всего-всего в лесу боюсь
Не береза, не рябина,
Я пугливая (осина).
Бабушка: вот мы и отгадали твои загадки, лесовичок. Вот какой чудный лес у нас получился.
Лесовичок: -Да! Разные деревья здесь смешались. Как такой лес называется? Смешанный. Какие еще деревья могут расти в таком лесу?
(Дуб, клен, рябина).
А лес будет еще выше и гуще, если вы все, ребята, превратитесь в деревья.
Вы, ребята, не стесняйтесь
Как деревья покачайтесь
(Дети встают врассыпную, поднимают руки, качаются).
Лесовичок: А что это у вас в лукошке?
Бабушка: Да мы пока к тебе шли, грибов набрали.
Лесовик: А каких грибов? (Дети называют). Молодцы! Все грибы хорошие. Как их называют? (Съедобные). А какие еще есть грибы? (Несъедобные, ядовитые). Назовите и покажите их (мухомор, бледная поганка, ложный опенок). А знаете ли вы, какой гриб с каким деревом дружит? (подберезовик-береза, подосиновик-осина).
Лесовик: У меня для вас есть еще одна загадка. Отгадайте-поиграйте со мной:
Сидит – зеленеет,
Лежит-пожелтеет,
Падет – почернеет (лист).
Детская игра «Оденем дерево»
В нашем лесу растут разные деревья. Как же такой лес называется? (смешанный)
В смешанном лесу под деревом растут кустарники (бузина, боярышник, малина, смородина вдоль речек и ручьев).
Еще ниже на земле располагаются низкие ягодные кустарники (черника, брусника, голубика, еще земляника и другие травянистые растения.
В лесу всегда тень и прохладно. Почему? (Деревья высокие и солнца не видно).
Бабушка: Жаль, что цветы в лесу можно увидеть редко, только некоторые. Какие из них вы знаете, дети? (Иван-чай, лютик, ландыш, незабудка, колокольчик). Вот какой богатый и щедрый наш лес. Он красив в любое время года и полон жизни (фонограмма звуков леса).
Лесовик: Вы, ребята, хорошо знаете, что растет в лесу. Приходите в лес. Там вам всегда рады. Но вы должны знать три важных правила: Не сори! Не шуми! Не губи! В лесу нет ничего лишнего! Не топчи грибы, не ломай ветки, не дави муравьев!
Хорошо запомните эти правила и тогда можете идти в лес. Но маленьким детям можно ходить в лес только с родителями. Почему?
Дом со всех сторон открыт
О резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
Богатырь стоит богат
Угощает всех ребят.
Ваню – земляникой,
Яну – костяникой,
Дашеньку орешком,
Степу – сыроежкой,
Настеньку – малиной,
Витю – хворостиной.
Бабушка: Старичок-Лесовичок, берестяной колпачок! Спасибо тебе за урок твой, но где же Красная Шапочка?
Лесовичок: Ну что ж, идем, провожу. Вот она, внучка ваша, Красная Шапочка.
Красная Шапочка спит под елкой. Просыпается.
Бабушка: Как ты сюда попала? Почему с тропинки сошла?
Красная Шапочка: Бабушка, я цветов тебе красивых хотела собрать на лесной опушке. Ведь в темном лесу таких нет.
Бабушка: Ах ты, проказница! Больше так не поступай! Спасибо ребятам и сороке, помогли тебя отыскать.
До свидания, ребята! Вам пора возвращаться в детский сад. А мы пойдем домой.