Ирина Далуцкая
НОД «По морям — по волнам, нынче — здесь, завтра — там»
▼ Скачать + Заказать документы
По морям — по волнам, нынче — здесь, завтра — там
Задачи
1. Обеспечение развития сенсомоторных координаций через активизацию зрительного, слухового, тактильного восприятия при рисовании корабля в море графическими материалами.
2. Расширение образных представлений о профессиях людей, связанных с морем.
3. Развитие способности ребенка понимать эмоциональные состояния и желания свои и других людей.
Публикация «НОД „По морям — по волнам, нынче — здесь, завтра — там“» размещена в разделах
Комментарий. Занятие направлено на формирование у детей чувства уважения к людям морской профессии, защищающим наше Отечество и мир на Земле. Занятие насыщено приемами, обеспечивающими развитие сенсомоторных координаций. В процессе проведения линий разных типов отрабатываются навыки графических движений. При работе фломастерами и приклеивании полуобъемного изображения парусов осуществляется тренировка мелкой мускулатуры рук. Линейное рисование способствует формированию механизмов движения, являющихся функциональной основой для овладения письмом.
Привлечение богатого наглядно-иллюстративного материала по теме занятия; активизация в памяти детей знакомых образов, знаний; обобщение ответов детей и рассказ педагога способствуют расширению образных представлений детей о морских кораблях и профессиях людей, связанных с морем, а рисование на заданную тему способствует обобщению образов и конкретизации отдельных элементов образа и композиции.
Работа над композицией предполагает внесение творческих элементов при рисовании морского пейзажа.
Эмоционально пережитые впечатления, полученные в процессе рассматривания наглядно-иллюстративного материала и ответов на вопросы педагога, отражение полученных впечатлений в рисунке, рассказ по рисунку развивают способность ребенка понимать эмоциональные состояния других людей.
Материалы
Демонстрационный:
Макет морского корабля или изображение морского флагмана с моряками;
изображение подводной лодки, военнослужащих разного ранга в форме;
флажки с морской символикой, флаги нашей страны и военно-морской флаг России (Андреевский флаг);
силуэтное изображение мальчика из стихотворения А. Барто «Кораблик»;
репродукция картины В. Гаврилова «Свежий ветер».
Раздаточный:
белый лист формата А3;
прямоугольники из цветной бумаги размером: 5х6 см - 2 шт. ; 4 х 5 см - 3 шт. ; 6 х 8 см - 1 шт. ;
силуэтное изображение матроса;
набор 12 цветных фломастеров;
карандаши;
клей.
Литературный: стихотворение А. Барто «Кораблик».
Музыкальный: звукозапись «Звуки прибоя, крик чаек».
Предварительная работа
1. Рассматривание иллюстраций на военно-морскую тему, чтение стихов, рассказов о морской службе.
2. Игры с флажками в морскую азбуку (см. рисунок).
3. Рассматривание репродукций картин с изображением моря, кораблей, морских сражений и беседы по ним (И. Айвазовский, Д. Тернер, В. Гаврилов).
Рисунок. Морская азбука
Ход занятия
I. Вводная часть
Педагог привлекает внимание детей к силуэтному изображению мальчика и читает стихотворение А. Барто «Кораблик» :
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке.
И скачут лягушки
За мной по пятам,
И просят меня:
- Прокати, капитан!
Педагог
- Есть в профессии моряка что-то такое, что испокон веков заставляло мальчишек - самых любознательных, непоседливых и отважных - покинув родительский дом, отправиться в далекий порт, чтобы наняться юнгой на уходящий в море корабль. (Активизация познавательного интереса детей.)
- Трудна и опасна профессия моряка. Моряк всегда на вахте. Моряки издавна открывали мир, прокладывали пути к далеким странам, доставляли грузы, перевозили искателей приключений, войска. (Обсуждение.)
- С тех пор многое изменилось.
Педагог напоминает детям о том, что приближается праздник - День защитника Отечества, и предлагает детям вспомнить, что они знают о морской службе. При этом используется наглядный материал, в том числе небольшие иллюстрации; педагог опирается на имеющиеся у детей образные представления, полученные в ходе познавательных бесед и знакомства с литературным материалом.
Педагог выслушивает и обобщает рассказы детей:
- На кораблях установлены сложные механизмы, для их обслуживания нужны умения и много знаний. Вот почему теперь на корабле кроме капитана, его помощников, боцмана и матросов, есть мотористы и механики, электрики и радисты, водолазы, инженеры, техники. (Обсуждение.)
II. Основная часть
Педагог обращает внимание детей на силуэтное изображение мальчика:
- Юный капитан из стихотворения Агнии Барто мечтает стать капитаном настоящего корабля и отправиться в кругосветное путешествие. А вы, ребята, хотите отправиться в дальнее плавание? (Ответы детей.)
- Для плавания необходим корабль, предлагаю вам заняться его строительством. Эта работа не из легких, требует сноровки, трудолюбия и умения. Педагог демонстрирует детям готовые образцы (см. рис. 1, 2).
1. Начинаем строительство с днища корабля: по центру листа немного отступая от нижнего края проводим (строим) горизонтальную линию, две наклонные немного сходящиеся линии и горизонтальной линией их соединяем. затем украшаем горизонтальными и вертикальными линиями, короткими и длинными штрихами.
2. Устанавливаем мачты - их три: большая главная мачта самая высокая - в центре, две поменьше - справа и слева от главной мачты. На самый верх каждой мачты поднимаем флажки, которые будут украшать корабль.
3. Теперь опускаем корабль на воду, изображаем море.
Методические рекомендации. Сначала проводится динамическая игра «Волна». Дети изображают волнообразными движениями рук волну вокруг себя (впереди, по бокам, вверху) под звукозапись.
Комментарий. Такая работа способствует формированию целостного образа волнистой линии.
После воссоздания образа волнистой линии в макропространстве за счет задействования крупной моторики дети переходят к изображению волнистой линии на плоскости листа бумаги с помощью изобразительных материалов.
Для изображения моря используем синие, голубые, бирюзовые цвета.
В нижней части листа изображаем большие волны дугообразными закручивающимися в улитку линиями, предварительно прорисовав их в воздухе и на поверхности стола пальцем правой и левой руки.
4. Рисуем солнце спиралевидной линией желтым и оранжевым цветами, дугообразными линиями изображаем облака.
Методические рекомендации. Все линии предварительно прорисовываем пальцем в воздухе на поверхности стола или поверхности бархатной бумаги.
5. Корабль готов к плаванию, но чего-то не хватает. Педагог загадывает загадку:
- Уступая ветру в споре
Увлекает судно в море. (Парус)
Натягиваем паруса на мачтах.
Методические рекомендации. Дети приклеивают паруса -прямоугольники из цветной бумаги за верхний и нижний края, располагая их с небольшой выпуклостью.
6. Разрисовываем фигурку матроса и сажаем его на корабль (см. рис. 2). Придумываем название своему парусному кораблю.
Комментарий. Работая в разнооперационном режиме, дети развивают способности к сравнению и анализу своих действий, наглядно ощущают усложнение композиции, постепенное ее насыщение элементами и, наконец, завершение. Использование разных материалов способствует развитию умелости рук.
Методические рекомендации. Если осталось свободное время, можно порекомендовать детям дорисовать чаек, рыбок, дельфинов и т. д.
Физкультурная пауза «Капитан». Педагог предлагает каждому ребенку представить себя капитаном корабля, который он нарисовал.
Дети плывут на своих кораблях (выполняют ходьбу по комнате, держась за штурвал, поворачивают корабль, смотрят в воображаемый бинокль и т. д.
III. Заключительная часть
Дети прикрепляют свои работы к стенду (или педагог скрепляет скотчем их вывешивает на стене). Получается одна большая композиция на морскую тему.
Педагог предлагает детям отправиться в путешествие и поделиться своими впечатлениями: рассказать какие страны они посетят, что интересного увидят…
Мой парус ветер ловит,
А волны режет киль,
Меня не остановит
Ни ураган, ни штиль.
Последующая работа. Желательно вариативное повторение творческого задания в красках в свободное время или с родителями и самостоятельное изготовление матросика