Надежда Иванова
Развивающие игры для детей 4–5 лет: тренируем память, логику и моторику
▼ Скачать
Развивающие игры для детей 4–5 лет: тренируем память, логику и моторику
Игра — главный способ познания мира для ребёнка. В лёгкой, доступной для него форме малыш осваивает новые навыки, примеряет и изучает разные социальные роли, внедряет в свою жизнь новые модели поведения.
Однако некоторые навыки и знания невозможно получить из обычной игры. Например, так не получится научиться читать и писать. А ряд важных умений требует не просто развлечений, а специальных развивающих игр для детей 4-5 лет.
Мы собрали в помощь родителям несколько эффективных игр-развивашек для детсадовцев.
Публикация «Развивающие игры для детей 4–5 лет: тренируем память, логику и моторику» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Средняя группа
- Темочки
Что нужно знать о развивающих играх?
Поскольку речь идёт не просто о развлечениях, а о развитии ребёнка, важно понимать, по каким правилам следует проводить такие занятия. Прежде всего стоит усвоить принцип ненасильственности: играть стоит тогда и столько, когда и сколько хочет ребёнок. Ни к чему хорошему не приведут попытки заставить малыша «досидеть», пока, по вашему мнению, игра не закончится. Зато вполне могут сформироваться проблемы с ментальным здоровьем. Например, синдром «хорошей девочки» или повышенная тревожность.
Будьте готовы к тому, что развивающие игры окажутся крайне недолгими. Совсем маленькие дети обычно высиживают всего 2–3 минуты. Дети старше 3 лет могут постепенно «нарастить» длительность такого занятия, но не намного. В среднем от 5 до 15 минут, в зависимости от обстоятельств и индивидуальных особенностей ребёнка. Например, если ребёнок устал или голоден, продолжительность игры снизится. А если малыш активно переживает какие-то впечатления, ваша затея может и вовсе не выгореть. Поэтому лучше всего учитывать расписание и планы на день. Так вы избежите ситуаций, в которых ребёнка отвлекают сильные эмоции или физиологические потребности.
В чём польза развивающих игр для малыша?
Как минимум один ответ на этот вопрос сможет дать любой взрослый. Развивающие игры, как следует из их названия, развивают ребёнка. Они помогают улучшить речь и мелкую моторику, натренировать внимательность и память. Однако у игр как таковых есть и другие, не самые очевидные, плюсы.
Через игру дошкольник может разрешать конфликтные или просто трудные ситуации, которые случились с ним раньше. Понаблюдав за тем, как именно играет ребёнок, довольно легко понять, что именно его сейчас беспокоит. А развивающие развлечения учат малыша решать разные задачи и преодолевать трудности. При этом сложность этих задач постепенно растёт, а ребёнок осваивает всё больше и больше разных подходов к вопросу. К тому же игровая форма даёт детям возможность без лишнего давления учиться самостоятельности и выдержке.
Какие развивашки подойдут ребёнку 4-5 лет?
При подборе развивающей игры крайне важно учитывать возраст ребёнка — в разном возрасте у малышей разный уровень развития психики и физических возможностей. И неверно подобранный досуг попросту не принесёт никакой пользы. Слишком простые задачи не научат ничему новому, а слишком сложные окажутся не по силам.
Детсадовцам средней группы стоит предлагать игры, направленные на развитие фантазии и применение логики. При этом важно учитывать, что сама по себе игра должна быть интересной. Необходимо, чтобы ребёнок в принципе был увлечён занятием, независимо от того, какую пользу вы в это занятие вкладываете.
Вместе с тем хорошим решением будет предложить дошколёнку через игру усвоить и минимальные академические знания. Например, подойдут развивашки по типу «учимся писать» и «учимся считать».
Однако главный критерий совсем другой. Пусть и развивающая, но игра должна оставаться игрой. Как объяснила в беседе с MK.RU психолог Наталья Каневская, многие родители стремятся превратить весь досуг малыша в одну сплошную «развивашку». Как отмечает эксперт, мамы и папы буквально впадают в ступор, когда их просят просто поиграть с собственным чадом.
Проблема в том, что современные родители часто оказываются уверены, что любое их взаимодействие с малышом обязательно должны нести какую-то особую пользу. Однако никакие специальные обучающие виды досуга не заменят ребёнку обычную игру. В ходе неё дошкольник познаёт мир, усваивает модели поведения, учится решать коммуникационные задачи. А ещё просто получает позитивные эмоции и физическую разрядку.
Развивающие игры для внимания и памяти в 4-5 лет
Внимание и память — важные навыки, которые необходимо развивать и поддерживать в течение всей жизни. Чем старше становится человек, тем более сложные упражнения он может делать. А начать можно вот с этих нескольких игр.
Что пропало?
Возьмите несколько предметов. Например, это могут быть машинки, кубики разного цвета, мягкие игрушки. Желательно, чтобы все они были примерно одинакового размера. Количество регулируйте сами в зависимости от успехов ребёнка.
Разложите предметы в один ряд перед малышом. Предложите ему внимательно рассмотреть шеренгу и запомнить все игрушки в ней. Можно потрогать и назвать каждый — это облегчит процесс. После этого попросите ребёнка отвернуться и закрыть глаза. Сами в это время спрячьте (например в руке или за спиной) одну из игрушек. Оставшиеся предметы немного сдвиньте, чтобы не было видно, откуда пропала вещь. Задача ребёнка — внимательно посмотреть на ряд и сказать, какого предмета не достает.
Что поменялось?
Можно использовать тот же набор предметов, что и в первом упражнении. Подготовительный этап аналогичный : выставить игрушки в ряд и попросить ребёнка их запомнить. Однако когда игрок отвернётся, вы не спрячете одну из вещей, а поменяете её местами с другой. Теперь задача малыша — рассказать, что именно изменилось, и вернуть «перепутанные» предметы на место.
Вижу что-то…
Это упражнение можно выполнять абсолютно в любом месте. Оно не требует дополнительного инвентаря и вполне может развлечь маленького члена семьи. Например, в очереди или в дороге.
Суть игры проста : вы загадываете какой-то предмет, который можно увидеть прямо сейчас. Задача ребёнка — угадать, о каком предмете речь. Малышу даётся одна подсказка с характеристикой загаданного. Например, вы увидели красное яблоко в руках у другого человека в очереди и хотите загадать его. Вы говорите ребё нку: «Я вижу что-то красное». Ребёнок внимательно рассматривает обстановку вокруг себя и перечисляет всё красное, что увидит.
Учитывайте, что характеристика не обязательно должна быть цветом. Это может быть форма («что-то круглое», размер («что-то большое») или любой другой признак. Например, «что-то съедобное», «что-то деревянное» или «что-то мокрое».
Не прохлопай!
Ещё один способ развлечь ребёнка в скучной поездке и сконцентрировать его внимание на книге, которую вы читаете. Перед началом вместе выберите какое-то слово, например, имя героя рассказа. Ваша задача — просто читать вслух. Задача малыша — внимательно слушать и хлопать в ладоши каждый раз, когда вы произнесёте То-Самое-Слово.
Игры для развития речи у дошкольника
Нередко дети в средней группе детского сада испытывают трудности с речью. В некоторых случаях требуются серьёзная помощь и работа с логопедами и специалистами по ментальному развитию. Однако часто преодолеть возрастные трудности можно с помощью специальных игр. Вот несколько из них.
Что бывает…
Взрослый выбирает одну очевидную характеристику и называет её. Задача ребёнка — назвать как можно больше позиций, у которых есть такая характеристика. Каждый раунд начинается с вопроса «Что бывает?». Например: «что бывает длинным?», «что бывает мягким?» и так далее.
Взгляд в прошлое
Суть игры в том, чтобы назвать некоторое прошлое состояние загаданного персонажа. Например, вы загадали кошку. Теперь ребёнок должен сказать, кем кошка была в прошлом. Пугаться не надо — тут не требуются экстрасенсорные способности или изучение секретного досье. Малышу просто нужно сказать, что раньше кошка была котёнком. Соответственно, собачка раньше была щенком, коза — козлёнком и так далее.
Постепенно можно наращивать сложность и включать в игру примеры с неочевидной терминологией. Например, рыба раньше была не рыбёнком, а икринкой или мальком. Лягушка начинала свой путь с головастика. А лиса в детстве считалась не лисёнком (хотя и этот вариант можно считать верным, а щенком.
Палка — селёдка
Отсылка к сюжету из «Незнайки» здесь неслучайно. Как и сказочному герою, ребёнку придётся подыскивать рифму к любому предложенному вами слову. И, как и наставника Незнайки, рифма «палка-селёдка» вас не устроит. Важно найти слово не только с таким же окончанием, но и с таким же темпоритмом. Впрочем, на высокую художественную ценность и свежесть мысли вы тоже не претендуете. Классического «любовь-морковь» будет вполне достаточно. А та самая палка, кстати, отлично рифмуется с «фиалка».
Плюсы и минусы
Эта игра помогает не только развить речь, но и научит рассматривать любую ситуацию с разных сторон. Ведущий — взрослый — называет какое-то событие, явление или что-то другое. Например, «у нас есть собака». Ребёнок в ответ должен назвать несколько плюсов и несколько минусов заданных вами условий.
Например, иметь собаку — это плюс, потому что благодаря ей мы чаще гуляем. А ещё она поднимает настроение, если стало грустно. Но при этом иметь собаку — это минус, потому что гулять нужно даже в плохую погоду. К тому же нужно тратить деньги, чтобы купить корм и игрушки для неё.
Развивающие логические игры для детей
Логическое мышление, как и внимательность, требуется тренировать в течение всей жизни. Вот несколько простых игр на логику, с которых может начать ребёнок 4–5 лет.
Шерлок Холмс ведёт расследование
Упражнение становится в разы увлекательнее, если обставить его как тематическую игру в сыщика. Например, вы с напарником оказались на месте преступления. Ваш коллега утверждает, что жертва попала под дождь. Как он узнал, что на улице именно дождь?
Задача мини-Холмса — найти несколько способов ответить на вопрос. Например, сыщик мог заметить, что у пострадавшего промокла одежда. Или он проверил прогноз погоды в Сети. А может быть, просто выглянул в окно и увидел ливень.
Найди лишнее
Обычно для этой игры используют специальные карточки с картинками, среди которых требуется найти лишнюю. Однако замену карточкам можно создать и из подручных материалов. Например, положив перед ребёнком три машинки и одного плюшевого мишку.
В «Найди лишнее» можно играть даже во время прогулки. Например, показав малышу пять больших камушков и один маленький. А если поблизости есть песочница и формочки для лепки, игру можно даже усложнить. Возьмите одну формочку и слепите несколько одинаковых фигурок. Теперь аккуратно «отрежьте» у одной небольшой кусочек слева, а у остальных — справа. Или все куличики украсьте листиком, а один — двумя листиками.
Игры для развития мелкой моторики
Переоценить значимость мелкой моторики невозможно. Уровень её развития заметно влияет на качество даже взрослой жизни. Поэтому все предложенные упражнения можно выполнять вместе с ребёнком как минимум для поддержания навыка.
20 рублей
Для этой игры придется подразорить копилку — необходимо как можно больше монеток с одинаковым достоинством, желательно не больше 2 рублей. Все деньги нужно положить на стол так, чтобы они не лежали друг на друге.
Каждый игрок в свой ход берёт со стола одну монетку. Необходимо одной рукой подбросить монету, а второй параллельно собирать в кучку оставшиеся на столе деньги. Закончить нужно в тот момент, когда упадет подброшенный предмет. После этого посчитайте, на какую сумму игрок успел собрать монеток. Кто первым сможет «накопить» 20 рублей, тот и выиграл!
Важная деталь: после своего хода деньги нужно разложить обратно. Иначе условия не будут равными для всех игроков.
Узнать на ощупь
У этой игры может быть огромное количество вариантов. Однако во всех случаях цель стоит одна и та же: угадать предмет, потрогав его.
Например, можно сложить несколько игрушек в коробку. Или наоборот — разложить их по разным ёмкостям. А ещё можно использовать не только игрушки, но и природные материалы — камешки, шишки, веточки.
Что больше
Перед началом игры приготовьте несколько мисок с разными сыпучими продуктами. Идеальный вариант — макароны, бобы и крупы. Специи и сахар использовать не рекомендуем.
Каждый вид продукта насыпьте в отдельную ёмкость. Завяжите игроку глаза и выставьте миски перед ним в произвольном порядке. Суть испытания — пощупать содержимое каждой миски и расставить тару в порядке убывания размера её содержимого.
Например, у вас есть миски с фасолью, горохом и гречкой. Одна горошина явно меньше одной фасолины, но больше одного гречневого зерна. Значит, миску с горохом нужно поставить после миски с фасолью, но перед миской с гречкой.