Константинова
Лучшие практики в работе ДОУ с семьями «Группы риска»
▼ Скачать + Заказать документы
«Лучшие практики в работе семьям оказавшиеся в трудном социальном положении».
Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Семья является первым социальным институтом в жизни каждого человека и важным фактором его успешной социализации в будущем. В настоящее время наблюдается тенденция значительных изменений в системе семейного воспитания, проявляющаяся в резком снижении педагогического потенциала семьи, проявлении неграмотности в вопросах воспитания собственного ребенка, трудностях в выполнении родителями своих обязанностей. Это педагогически несостоятельные, уклоняющиеся от выполнения родительского долга семьи, в которых родители злоупотребляют правами детей, жестоко обращаются с ними или пренебрегают их нуждами, отрицательно влияя на развитие детей.
Публикация «Лучшие практики в работе ДОУ с семьями „Группы риска“» размещена в разделах
В МБДОУ «Детский сад № 17» г. Чебоксары сложилась система психолого – педагогического сопровождения семей и несовершеннолетних, находящихся в СОП.
Цель работы с такими семьями — формирование комплексной системы социально-психолого-педагогического сопровождения семей, оказавшихся в СОП и находящихся на грани социально опасной ситуации.
Данная цель осуществляется нами через следующие задачи:
• Побуждение родителей к сознательной деятельности по развитию и воспитанию ребенка в семье.
• Оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений.
• Повышение психолого-педагогической и правовой компетентности родителей.
• Оказание консультативно-методической помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей.
• Коррекция нарушений в интеллектуальной, поведенческой и коммуникативной сферах развития ребенка.
Сопровождение воспитанника и его семьи осуществляется через тесное сотрудничество воспитателя, профильных специалистов, медицинских работников, с организациями межведомственного взаимодействия. Как показывает опыт, именно целенаправленная интеграция усилий определяет эффективность проводимой работы.
1-й этап сопровождения – подготовительный - выявление семей группы риска.
Ежегодно в начале учебного года мы проводим мониторинг семей, по результатам которого составляется социальный паспорт ДОУ и создается банк данных детей и семей, которые ставятся на учет в ДОУ. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьями «группы риска».
Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье :
1. Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
2. Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей - особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
3. Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями);
4. Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
5. Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
6. Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).
Педагог-психолог и воспитатели всех возрастных групп работают над ранним выявлением признаков и причин семейного неблагополучия:
- обеспечивают ежедневный внешний визуальный осмотр при прибытии воспитаника в ДОУ.
- при выявлении обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих без уважительных причин ДОУ принимают меры к выяснению причин.
- проводят анкетирование «Выявление семей, находящихся в социально опасном положении», цель которого - выявление семей, находящихся в социально опасном положении,
- посещают семьи, находящихся в социально опасном положении, с целью обследования жилищно-бытовых условий и оказания адресной помощи, составляют карту обследования семьи
- анализируют информацию,
- оформляют аналитическую справку по форме, в которой указываются: ФИО ребёнка и родителей, место работы родителей и причины отнесения к данной категории.
Другие специалисты (музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания и др.) могут определить социальное неблагополучие воспитанника в результате наблюдений за ним в специально организованной деятельности.
Подготовительный этап имеет также диагностическую функцию. Наиболее эффективными считаем следующие методы психологической диагностики:
1. С родителями: тесты, анкеты, опросники (Хорошие ли вы родители», «Стиль воспитания ребенка в семье») с целью определения детско-родительских отношений и стиля восптания.
2. С детьми: проективные методики («Коробка форм», «Собери матрешку», «Разрезные картинки», рисунок «Моя семья», «Кактус», «Лесенка», «Дом. Дерево», «Человек», экспресс -диагностики Павлова-Руденко с целью обследования уровня психического и эмоционально-личностного развития ребенка
3. Наблюдение за ребенком и детско-родительским взаимодействием. Педагоги проводят по следующей схеме:
1. Изучение стиля взаимоотношений родителей с ребенком:
- эмоциональная окраска взаимоотношений, интонации высказываний;
- характер и манера обращения к ребенку (его не называют по имени, имя заменяется прозвищем оскорбительного характера, унижающим личное достоинство несовершеннолетнего и др.);
- наличие неадекватных замечаний по поводу поведения ребенка, оскорбляющих его личность, подчеркивающих его недостатки.
2. Изучение интереса родителей к жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении:
- отсутствие заинтересованности в получении информации о поведении ребёнка, его успехах, особенностях личностного и социального развития, взаимодействия со сверстниками.
3. Изучение отношения родителей и других членов семьи к ребенку :
- полное отсутствие помощи и заботы о ребенке или их чрезмерное навязывание, формирующее у него инфантилизм и слабоволие.
- крайняя степень безразличия к нуждам и потребностям ребенка;
- подавление личности ребенка, непринятие его мнения, решение вопросов его жизнедеятельности исходя из собственных потребностей и нужд.
4. Изучение системы воспитательных воздействий:
- непоследовательность воспитательных воздействий, наличие конфликтов между родителями по поводу воспитания;
- отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.
5. Изучение заботы родителей о внешнем виде ребенка.
Когда вся необходимая информация о семье и ребенке получена, заполняется документация. На каждого воспитанника, находящегося на внутрисадовом учете, заводится социальный паспорт, который включает в себя следующую документацию:
- Социальный паспорт семьи
- Психолого-педагогическая характеристика на ребенка.
- Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи
- Результаты психологической диагностики воспитанника и родителей: тесты, анкеты, опросники, бланки наблюдения.
По итогам I этапа на заседании ПМПк сообщается о семьях, нуждающихся в сопровождении, принимается решение о сопровождении, выделяются ключевые проблемы семьи и внутренний потенциал семьи для достижении положительных изменений и разрабатывается индивидуальный план сопровождения, специалисты сопровождения определяют зоны взаимодействия, подбираются наиболее эффективные методы и приемы работы с воспитанниками и их семьями.
II Основной этап сопровождения, имеющий консультативную и деятельною функцию, включает в себя обеспечение специализированной помощи всем участникам образовательного процесса в соответствии с рекомендациями ПМПк и планом межведомственного взаимодействия.
Эффективность и результативность взаимодействия ДОУ и семьи напрямую зависит от активной позиции педагогов и родителей, их общей заинтересованности в полноценном воспитании и развитии личности ребенка.
На этом этапе очень важно установить контакт с семьей, наладить доверительные отношения со всеми членами семьи. Нередко налаживание контакта с неблагополучными семьями достаточно сложно, но это не останавливает нашу активность. Важно показать родителям свою искреннюю заинтересованность, эмпатию, важно не осуждать их, а убедить в своих искренних намерениях в поддержке и помощи. При проведении индивидуальных бесед очень важно учитывать особенности родителей, страдающих алкоголизмом:
- чаще проявляют полную уверенность в том, что у него все под контролем, и он не страдает алкоголизмом;
- чаще всего обвиняют в своих проблемам близких родственников;
- даже если человек признает наличие проблемы, то чаще он ее недооценивает;
- часто проявляется эгоцентризм – не идут на компромисс, не умеют выслушать и понять, они зациклены только на себе;
- важная черта – они отличные манипуляторы, которые могут вызвать сопереживание, сочувствие.
Наиболее труднодоступными для изучения считаем семьи, с низким уровнем педагогической компетентности. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений с детьми и их родителями.
С этой целью проводится регулярные выходы в семьи находящиеся в трудной жизненной ситуации, разрабатывается план психолого-педагогического сопровождения семьей. В ней прописывается содержание необходимой помощи и поддержки со стороны детского сада. Выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем. Как показывает практика нашей работы, родители, находящиеся в СОП нуждаются в следующих видах помощи:
1. Психолого-педагогическая помощь.
- для коррекции и гармонитизации детско-родительских отношений, для создания позитивного настроения проводятся внутирисадиковские мероприятия: психологические акции «Лестница-Чудестница», «Цветик-семицвети»
- оказывается адресная помощь: новогодняя акция «Подарок от Деда Мороза», благотворительная акция «сбор канцтоваров для семей СОП».
- ведутся индивидуальные консультации по профилактике семейного неблагополучия, повышению уровня психолого-педагогической культуры и осведомленности: «Дефицит родительского внимания, его возможные последствия», «Личный пример родителя в развитии ребенка», «Кризис 7 лет».
- вручаются памятки и буклеты «Психическое развитие детей по возрастам», «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук», «Игры и упражнения для развития психических процессов», «Правила безопасности в период Новогодних праздников».
- ведется работа по организации семейного досуга: экскурсия в зооуголок «Ковчег»
- в целях повышения родительской психолого-педагогической компетенции, на базе ДОУ (1корпус) действует родительский клуб «Содружество» на занятиях педагог-психолог ставит задачу коррекции целей, методов, способов и стиля воспитания, представлений о родительском авторитете, обучает альтернативным методам взаимодействия с ребенком.
- вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (секции, кружки). На базе ДОУ «Крепышок», «Скоро в школу».
2. Правовую помощь (повышение правовой компетентности родителей) :
- просветительская работа по правам ребенка, законодательным актам «Права ребенка – соблюдение их в семье»
- оказание информационной помощи об их правах и льготах,
3. Медицинской помощи (восстановление здоровья детей, профилактика социальных болезней и вредных привычек у родителей) :
- буклет «Алкогольный крючок».
- консультация медицинский работником «Профилактика простудных заботленаний».
Работая с родителями в рамках индивидуальных консультаций, бесед мы ставим своей целью подвести их к пониманию:
• зачем ему вести здоровый образ жизни;
• что это дает его ребенку (построение позитивного прогноза,
• что может быть, если родитель решает все оставить, как есть на данный момент (построение негативного прогноза,
• что он теряет, злоупотребляя алкоголем;
• как трудности ребенка связаны с данной семейной ситуацией.
Параллельно в ДОУ ведется индивидуальная работа специалистами с детьми из семей СОП:
- Индивидуальная работа воспитателя с ребенком (дидактическая игра «Найди тень» (внимание, упражнение «Правильно держим карандаш», составление рассказа по картине «Осень», дидактические упражнения «Предлоги: «на», «под», «за», «около», «в», «Дни недели», «Делим слова на слоги», подбор прилагательных к существительным «Мой, моя, мои»; «Завязываем шнурки»)
- Индивидуальная работа музыкального руководителя с ребенком (музыкально-ритмические игры «Лиса и зайцы», «Будь ловким»; танец «Подружились»; песни «Про маму», «Сказка новогодняя», новогодняя песня-игра «А на улице мороз…», песня «Замела метелица»)
- Индивидуальная работа инструктора по физической культуре с ребенком (упражнения «Ходьба по дорожке», «Прокати мяч по дорожке», ходьба по скамейке «Не упади», прокатывание мяча «Попади в воротца», ведение мяча (баскетбольного) между предметами, отбивание мяча об пол с продвижением «Не потеряй мяч», бросание мешочка в горизонтальную цель «Попади в цель»)
Индивидуальная работа педагога-психолога с детьми из семей СОП в первую очередь направлена на сохранение психического здоровья ребенка:
- развитие эмоционально личностной сферой нацейелена на формирование адекватной самооценки, раскрытия внутреннего творческого потенциала, раскрытию своего «Я». Это различные мероприятия и конкурсы с участием ребенка.
- развитие психических функций: игры и упражнения на развитие внимания. памяти, мышления, речи, восприятия.
- развитие коммуникативных способностей
- игры и уупражения напрваленные на развитие усидчивиости, действий в соответствии с правилами.
III этап Аналитико – обобщающий этап.
По итогам проведенной работы за I полугодие 2021-2022 учебного года были достигнуты результаты:
1. В работе семьями :
- По итогам обследования жилищно-бытовых условий: в семьях были проведены мероприятия: генеральная уборка, начали косметический ремонт, установлена лампа дневного света.
- Ребенок, который не посещал долгое время детский сад, начал его посещать, мама устроилась на работу.
- Мама с ребенком обратились за медицинской помощью и начали получать квалифицированную помощь.
- Со всеми семьями установлен контакт, родители стали открытыми, отношения более доверительными. Сами иногда обращаются за консультацией. Ставят в известность, если планируют долгое отсутствие.
- За период патронажа и выхода в семьи родители не были замечены в употреблении алкогольных напитков.
- У родителей повысился уровень психолого-перагогической компетенции.
2. В работе с детьми :
- С деньми установлены дружеские отношения, дети с удовольствием посещают индивидуальные занятия, на занятиях стараются.
- Две девочки учавствовали в творческих конкурсах, получили дипломы, что благотворно повлияло на их самооценку, стимулировало к новым достижениям.
- По результатам налюдений у мальчика отсутствовали номы и правила поведения, неусидчивость. Коррекционная работа проволимая в этом напрвлении дали результаты. Мальчик начал следовать определенным правилам, постепенно усваивает номы поведения. Охотно играетв игры где требуется усидчивость и терпение. Раота в этом направлении продалжает вестись.
- С девочкой, которая не посещает детский, так же установлен контак. Беседы и расказы про детский сад заинтересовали ее, вызвали желание после медицинского заключения прийти в садик.
В своей работе с детьми педпго-психолог использовала литературу:
1. «Тропинка к своему Я». Дошкольники. О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев, И. М. Первушина.
2. «Развитие эмоционального мира детей». Н. Л. Кряжева
3. «Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста». Н. В. Серебряковой.
4. «Выявление и развитие одарености детей дошкольного и младшнго школьного возраста». С. П. Русскова, С. Г. Краснова.
5. Детская практическая психологияя «Алгоритм раоты педгагога-психолога ДОО». Ю. А. Афонькина
6. «В мире красок» Н. М. Савельева.
7 «Нейропсихологические игры» К. Гончарова, А. Черткова, М. Наумова.
8. «Экспресс-диагностика». Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко
9. «Очень важный разговор. Беседы-занятия об этикете поведения с детьми дошкольного возраста». Пособие для педагогов и родителей. Дурова Н. В.
10. «Веселый этикет». Н. Е Богуславская, Н. А. Купина.