Елена Тужилкина
Предметно-развивающая среда в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Елена Тужилкина, Галина Макарьева
Предметно-развивающая среда в старшей группе построена в соответствии с ФГОС (Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования).
Наша цель: наполнить повседневную жизнь детей в группе, интересными делами, идеями, включить каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности.
Публикация «Предметно-развивающая среда в старшей группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» январь 2023
Создавая развивающую среду в группе, мы, прежде всего, уделили внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Мы старались, чтобы обстановка в нашей группе была приближена к домашней, уютной обстановке. Среда нашей группы мобильна и сменятся в соответствии с темой месяца.
С учетом всех этих принципов мы поделили все групповое пространство группы на зоны : учебную, игровую и зону отдыха.
Группа начинается с приёмной, где расположены стенды для родителей, уголок безопасности, стенд поздравления. Наше творчество. Консультации для родителей. Так же у нас есть уголок хороших дел, где мы с детьми раз в день отмечаем наши хорошие дела, и утреннее приветствие.
Уголок экспериментирования. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, камни, ракушки, перья. Микроскоп, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития мы подбираем специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. Так же ведем с детьми альбом, где помещаем свои результаты опытов. В виде зарисовок.
Уголок природы, в котором имеется передники, лейки, палочки для рыхления, тряпочки, пульверизаторы, комнатные растения, календарь природы.
В шумном пространстве игровой зоны обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия как уголок уединения. Хотя он, отделён от других зон лёгкой шторкой, ребёнок себя здесь чувствует спокойно и уютно. Этому способствует комфортный диванчик, коврик на полу. Книги, Капитошки для моторики. Варежки мерилки.
Музыкально-театральный уголок помогает сплотить всю группу, объединить интересной идеей. Дети – это большие артисты, поэтому они с большим удовольствием участвуют в постановках и выступают в роли зрителей. Уголок содержит разные музыкальные инструменты, различные маски, настольный, пальчиковый театры, платковый, куклы марионетки. Этот уголок не стоит на одном месте, он отодвигается и превращается в сцену, так же имеется переносная ширма, которую можно разместить в любом месте группы и обыгрывать. Дополнительно есть ширмы на прищепках, где можно обыграть любую ситуацию. В этом уголке дети самовыражаются в театральной деятельности.
Уголок творчества расположен в самом светлом месте группы. Здесь ребята в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей есть различные материалы для воплощения своих творческих замыслов: акварель, гуашь, бумага разной фактуры, размера и цвета. Картон. Материалы для нетрадиционного рисования: шишки ватные палочки, поролоновые тампоны для рисования красками. Алгоритмы рисования, лепки. Различные виды росписи.
В книжном уголке - знакомятся с книгами, рассматривают иллюстрации. В уголке можно выбрать и почитать любимую сказку, а также полистать познавательную энциклопедию. Дети с удовольствием рассматривают красочные иллюстрации и пересказывают понравившиеся сказки. Книги в уголке постоянно обновляются, пополняются и соответствуют теме месяца. Во время учебно-воспитательного процесса мы используем этот центр для знакомства с поэтами и писателями, читаем сказки, разучиваем стихи.
Уголок патриотического воспитания, в котором дети знакомятся с символикой государства, и родного города.
Математический уголок, он содержит разные игры на развитие логики, мышления, внимания, счётный наглядный и раздаточный материал. Математическое лото, математические пазлы, числовые домики, блоки Дьенеша, схемы и демонстрационные материалы к ним, счётные палочки и схемы к ним, головоломка танграм, рабочие тетради, игры для сенсорного развития детей. Здесь же находится картотека игр на развитие внимания, памяти и мышления.
Центр грамотности. Он содержит: игры, разрезную азбуку, касса букв, рабочие тетради, картины для составления рассказов, схемы, мнемотаблицы.
Каждый ребёнок в нашей группе по своему индивидуален.
Поэтому мы создали условия для самовыражения во всех сферах деятельности. В театральной, музыкальной и в творческой. И оформили
многофункциональную стену. Где расположены три доски.
1.«Волшебные резиночки»
Цель: развитие мелкой моторики, развитие речи, внимания, зрительной и двигательной памяти, креативного мышления, воображения; ориентировка на плоскости, закрепление цветов и оттенков, геометрических фигур.
2. Магнитная. На которой дети собирают магнитную мозаику по схемам. И пазлы.
3. Пособие «Волшебное дерево». С помощью этого дерева можно придумывать огромное количество игровых ситуаций, по различным темам.
Уголок сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Салон красоты», «Семья», «Больница». Они хоть и стоят на одном месте, но играть в эти игры можно в любом месте группы, так как атрибуты размещены в корзинах. В этих уголках любят играть не только девочки, но и мальчики. Атрибуты к играм постоянно пополняются. В таких совместных играх мы формируем модели правильного гендерного поведения, культуру взаимоотношений.
Уголок конструирования, в нем находится различный строительный материал (конструкторы различного вида, лего, киндеры, деревянный строительный материал, схемы построек, здесь дети воплощают свои замыслы. Весь материал помещен в пластиковые контейнеры и корзины, что делает уголок мобильным. Конструктор можно перемещать в любое место группы и заниматься строительством подгруппой или индивидуально.
Этот игровой цент организован с учетом гендерных особенностей детей, их интересов, предпочтений. В уголке имеются игры как для мальчиков и девочек. Многофункциональные решетки, на которых дети могут завязывать бантики, учиться плести косички, шнуровать обувь, завязывать узелки, нанизывать бусы.
Уголок безопасности, в уголке транспортные средства, большие и маленькие машины. Дорожные знаки. Дидактические игры. Дидактическое пособие по правилам дорожного движения «Кубик безопасности» поможет в интересной форме познакомить детей со знаками дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах и дорогах. Макет «Улица города» предназначен для ознакомления детей на улицах города, назначением и сигналами светофора, с дорожными знаками, для расширения знаний о правилах безопасного поведения детей на улице, а также поможет активизировать детей на самостоятельную деятельность в уголке ПДД. Лепбук по пожарной безопасности помогает детям ощутить себя в роли пожарных и закреплять знания о правилах пожарной безопасности.
Спортивный уголок пользуется большой популярностью у детей, так как реализует их потребность в двигательной активности в течение всего дня. В уголке дети могут играть в различные спортивные игры. Имеются обручи, скакалки, мячи большие и маленькие, кольцеброс, кегли, корзины для эстафетных игр, мягкий модуль «пирамида», горка, массажный коврик, также уголок оснащен разными картотеками: подвижных игр, малоподвижных игр, физкультминуток и т. д., иллюстрации с зимними и летними видами спорта. Все это способствует сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Развивающая среда не может быть построена окончательно.
Мы стараемся создать условия для разных видов деятельности детей, обеспечивающих их всестороннее гармоничное развитие и создать комфортные условия пребывания детей в детском саду.