ИРИНА ТЮЛЬПИНА
Технологии музыкально-ритмической деятельности дошкольников. Фольклорная игра «К нам лошадка пришла и ложки принесла»
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные технологии в проектировании
музыкально-ритмической деятельности дошкольников.
Игра : «К нам лошадка пришла
и ложки принесла»
Игра для развития динамического слуха, ритмического чувства, овладения и отработки приёмов игры на деревянных ложках для детей 5-7 лет.
Публикация «Технологии музыкально-ритмической деятельности дошкольников, Фольклорная игра „К нам лошадка пришла и ложки принесла“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Ложка. Все о ложках для детей
- Лошади, лошадки. Игры, дидактические пособия
- Лошади, лошадки. Конспекты занятий
- Лошадь, жеребенок, конь
- Народная культура, фольклор
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Цель: пробудить интерес к русской народной культуре, фольклорной музыке, русским народным музыкальным инструментам.
Задачи:
Образовательная: знакомство с деревянными ложками, как народным шумовым музыкальным инструментом, отработка приёмов игры на ложках, совершенствование исполнительского мастерства.
Развивающая: ритмическая тренировка, развитие музыкальности, выразительности исполнения фольклорных музыкальных произведений в сопровождении игры на ложках.
Воспитательная: воспитывать культуру исполнения народных песен, прививать интерес и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры.
Игровой материал: лошадка на ниточке, ложки деревянные.
Количество участников: 7-12 человек.
Ход игры:
Дети пригласили в гости лошадку. Она прискакала на своих ножках, которые двигались благодаря ниточке, которую дёргал музыкальный руководитель и привезла с собой деревянные ложки.
Музыкальный руководитель предлагает детям превратиться в лошадок, и по взмаху своей волшебной палочки, высоко поднимая ножки поскакать по дорожке под музыку Р. Шумана «Смелый наездник». Дети скачут, создавая образ скачущей лошадки.
Музыкальный руководитель предлагает взять в руки деревянные ложки и показать весёлой лошадке как стучат копытца у лошадок.
Дети идут по кругу и поют:
К нам лошадка пришла,
Расписные ложки принесла,
А мы будем в них играть,
Настроенье поднимать.
Демонстрация приёмов игры на ложках. (не более двух приёмов за одну организованную непрерывную образовательную деятельность)
Под аккомпанемент русской народной песни «Светит месяц» дети исполняют приём «Щелчок» – кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.
«Лошадка»-в левой руке держат ложку выпуклой стороной, а правой ложкой ударяют по ножке, по лобику.
«Маятник»– это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.
«Мячики» – обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена.
«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары.
«Плечики» – ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.
«Коленочки» – ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.
«Качели» – ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо.
«Дуга» – на счет «один» – удар ложками по колену. На счет «два» – удар ложками по локтю левой руки.
«Линеечка» – ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу.
«Солнышко» – ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право, получается круг.
«Круг» – ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги.
А теперь приёмы игры на трех ложках.
«Лошадка» – в левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки. Кисть закрывают, получается удар. После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку.
На счет «один» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки.
На счет «два» – сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.
На счет «три» поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки левой руки.
На счет «четыре» – кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.
«Форшлаги» – скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.
В конце организованной непрерывной образовательной деятельности, музыкальный руководитель предлагает детям всем вместе создать большой оркестр ложкарей. Где она будет показывать приёмы игры, а дети их исполнять, слушая музыку и друг друга. Потому что играть на ложках не так просто, как может показаться со стороны!
Исполнение Р. Н. П. «Светит месяц» на деревянных ложках.
Ведущая называет и показывает приём игры на ложках – «лошадка», «маятник», «щелчок», «коленочки», «локоточки», дети исполняют.
Методические рекомендации:
осваивать приёмы игры на деревянных ложках нужно постепенно от простых до более сложных. Ложками не махать, держать ручками к себе, чтобы не задеть соседа. Сильно их не бить, играть аккуратно и бережно, так как в каждой ложке заложен труд и мастерство русских умельцев. Создавать новые образы, тем самым усложнять задачи и способы познавательной музыкальной деятельности. Пробуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность, создавать тот или иной образ в музыке, в результате которого ребёнок приобретает опыт переживания музыки как бескорыстного удовольствия и эмоционального наслаждения, развивать музыкальные способности, реализовать потребность в действенном художественно-образном освоении впечатлений окружающей жизни, ребёнок приобретает способность эстетического мировосприятия.