Татьяна Баблюк
Сборник пальчиковых игр «Ловкие пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Ловкие пальчики
Сборник пальчиковых игр
Автор-составитель Т. А. Баблюк, воспитатель
Баблюк Т. А. Ловкие пальчики [ТЕКСТ] : Сборник пальчиковых игр /- Т. А. Баблюк. -
Анжеро-Судженск, МБДОУ «ДСОВ № 33»; / 2014.- 18 с.
Введение
Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей. Ребенок рождается, не умея говорить. В процессе своего развития он овладевает языком, на котором говорят окружающие его люди, учится пользоваться устной, а затем письменной речью. Это не простая задача для детей. Ребенку приходиться за короткий срок усвоить все богатство языка, которое создавалось народом в течение тысячелетий.
Публикация «Сборник пальчиковых игр „Ловкие пальчики“» размещена в разделах
В настоящее время - «время прогресса», взрослые не всегда уделяют детям должного внимания, как следствие ребенок мало разговаривает, рассказывает, а больше слушает и смотрит (теле –, аудио –, и видеотехнику).
В сборнике «Ловкие пальчики» подобраны пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики детей, играть можно не только в детском саду, но и в семье.
Моя семья
(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
Или: поочередно загибаем пальчики
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг, в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди! (пальцем правой руки грозим оставшемуся пальчику)
Ладошки
Ладошки вверх! - кладем на стол кисти рук ладонями вверх,
Ладошки вниз! - переворачиваем ладони,
А теперь их на бочок! - ставим ладони на ребро,
И зажали в кулачок! - зажимаем ладони в кулаки.
Вначале следует выполнять серию движений медленно, так как детям сложно быстро переключаться с одного движения на другое. Когда дети хорошо освоят движения, их последовательность, можно предложить игру без показа со стороны взрослого, а только по словесной команде.
Капуста
Что за скрип? сжимаем и разжимает кулаки
Что за хруст? переплетаем пальцы рук
Это что еще за куст? ладони с растопыренными пальцами перед собой
Как же быть без хруста
Если здесь капуста? пальцы полусогнуты, изображают кочан.
Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)
Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)
Мы капусту солим, солим (щепотками)
Мы капусту жмем, жмем (сжимаем и разжимаем кулаки)
Кораблик
По реке плывет кораблик (ладони сложны «корабликом»)
Он плывет издалека (смотрим вдаль)
На кораблике 4 очень храбрых моряка (показываем 4 пальца)
У них ушки на макушке (приставляем ладони к макушке)
У них длинные хвосты (пальцы обеих рук в щепотку, приставляем друг к другу и разводим руки)
И страшны им только кошки, только кошки да коты (пальцы рук как коготки).
- Кто был на кораблике?
- Мышки!
Месим, месим тесто
Насыпаем в емкость просо. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто,
Есть и в печке место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи
«Быстро тесто замесили»
Быстро тесто замесили
На кусочки разделили, (1-2 строчки – имитируем замес теста и разделку его на кусочки)
Раскатали все кусочки (раскрытыми ладонями с сомкнутыми пальцами делаем движения вперед- назад по поверхности стола)
И слепили пирожки (защипываем «пирожки» кончиками пальцев обеих рук)
Пирожки с вареньем, всем на удивленье (прикладываем ладонь к ладони, лепим «пирожки).
Нарядили ребятки
Нарядили ребятки
Свои пальцы в перчатки (растопыриваем пальцы обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять –
Надо всех пересчитать. (сгибаем все пальцы)
Десять пальцев - как отряд,
И костюму каждый рад (сжимаем и разжимаем кулаки)
Стать сильными стараются,
Спортом занимаются.
Транспорт
Будем пальчики сгибать - cжимают и разжимают пальчики.
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолет,
Трамвай, метро и самолет.
(Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца)
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали
(сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого)
Посчитаем
Раз, два, три, четыре, пять -
Буду транспорт я считать
(сжимают и разжимают пальчики.)
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолет,
Корабль, поезд, вертолет.
(Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой
Игры с пластиковыми пробками
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе вверх резьбой. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Пробки от пластиковых бутылок можно использовать как «машинки» и поиграть в «гонки». С использованием пробок можно поиграть в игру «В новеньких сапожках». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги и топаем.
Пальчиковые игры, способствующие раскрепощению руки, снятию мышечного напряжения
Прилетели гули
-Прилетели гули,
Гули – голубочки.
(Дети машут руками)
- Сели на головку,
На головку дочке.
(Кладут руки на голову)
- Ты, моя дочка,
Помаши ладошкой.
Кыш-кыш-кыш!
(Размахивают кистями рук, «прогоняя гулю»)
Мальчик-пальчик
Цель: учить детей самомассажу пальцев с помощью поочередного поглаживания пальцев рук.
Мальчик-пальчик, где ты был?
(Поглаживают большой палец)
-Я на речке братьев мыл.
-С этим братцем в лес ходил,
Поглаживают указательный палец
С этим братцем щи варил,
Поглаживают средний палец
С этим братцем кашу ел,
Поглаживают безымянный палец
С этим братцем песни пел.
Поглаживают мизинчик.
Овечка
Вот кудрявая овечка играть растопыренными пальцами
Шёрстка белая в колечках поочередно соединять все пальцы с большим в колечки
Шерстка мягкая, густая выполнять плавные движения кистями с широко
Шубка у овцы такая! раздвинутыми пальцами, как «кошечка».
Шарик
Надувают шарик быстро пальцы обеих рук собраны в щепотку,
Он становится большой постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга
Вдруг шар лопнул хлопок в ладоши
Воздух вышел подуть на сложенные ладони
Стал он тонкий и худой снова собрать пальцы в щепотку.
Пекарь
Пекарь, пекарь из муки выполнять движение «печём пироги»
Испеки нам колобки.
Да сушки – Ванюшке, соединить большой и указательный пальцы на каждой
руке отдельно.
Да баранки – Танюшке соединить большие пальцы и указательные.
Да бублики – Гришке слегка раздвинуть руки в стороны
Да крендель – Маришке кончики пальцев рук соединить, локти
развести в стороны
Животные жарких стран
За мамой слонихой шагает слоненок,
За крокодилихой - крокодиленок,
За львицей шагает маленький львенок,
За верблюдицей бежит верблюжонок,
За зеброй спешит полосатый зебренок.
За кем же торопится каждый ребенок?
Поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начиная с больших.
Животные севера
Тепы-тяпы, тепы-тяпы,
Это ласты, а не лапы.
У тюленей ласты эти
Носят мамы, папы, дети.
Ладошками с плотно сомкнутыми пальчиками похлопывают по коленям или по столу.
Наша армия
Аты-баты, аты-баты!
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота -
Рота за ротой!
Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки.
В гостях у сказки
Раз, два, три, четыре, пять -
Любим сказки мы читать.
Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,
Мышка-норушка и Колобок.
Курочку Рябу назвать еще надо -
Героев из сказок вспомнить мы рады!
(Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.)
Прогулка
Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики, начиная с большого)
Мы во двор пришли гулять (идем средним и указательным пальцами, остальные поджаты)
Бабу снежную лепили, (круговые движения ладонями, как будто лепим шарик)
Птичек крошками кормили (поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто крошим)
С горки мы потом катались, (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись. (переворачиваем ладошки вверх-вниз)
Все в снегу домой пришли. (потрясти опущенными вниз кистями рук)
Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Заключение
Сборник игр «Ловкие пальчики» способствует повышению компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием пальчиковых игр. И несомненно поможет воспитывать интерес к стихам, к русскому фольклору, к пальчиковым играм