Светлана Кликич
Проект «Ловкие пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Ловкие пальчики»
Руководитель проекта - учитель-логопед МБДОУ №78 «Ивушка» Кликич Светлана Валентиновна
Тип проекта: практико-ориентированный
Возраст детей: старший дошкольный возраст (5-7лет)
Участники проекта: дети, педагоги, родители
Форма реализации: совместная деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: педагог – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители.
Актуальность
Публикация «Проект „Ловкие пальчики“» размещена в разделах
Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых его этапах. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Дети должны научиться произвольно управлять движениями пишущей руки, зрительно контролировать направление и скорость этих движений, сохранять их длительность, слитность. В ходе обучения формируются такие важные качества движений, как координированность, точность, гибкость руки, ритмичность.
Проблема
Большая часть родителей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.
Практическая значимость определена в 3-ёх аспектах:
1. Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.
2. Совместная творческая деятельность с родителями поможет в развитии способностей ребенка, в формировании его ценных жизненных ориентаций
3. Систематизированный информационно-методический материал по развитию тонких координированных движений рук, зрительно–пространственного восприятия, памяти, мышления пополнит методическую копилку МБДОУ.
Цель
Развитие графических навыков за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.
Задачи
Развитие двигательных и познавательных способностей реализуется через развитие:
1. Двигательной области коры головного мозга:
- умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);
- формирование зрительно-моторной координации.
2. Речевой области коры головного мозга:
- формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса новыми понятиями.
3. Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.
4. Пространственной ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве.
5. Формирование навыков учебной деятельности:
- умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;
- умение действовать, повторяя показанный образец и правило.
Предполагаемый результат
Ребенок
- Знает способы изображения предметов на бумаге;
- различные техники штриховки.
- Умеет расслаблять и напрягать мышцы руки;
- координировать движения пальцев и кистей рук;
- концентрировать внимание, зрительную память, самоконтроль;
- выполнять различные виды штриховки и графических диктантов;
- использовать полученные умения и навыки в жизни.
Родители
- Понимают значимость тренировки у ребёнка движений пальцев и кистей рук для последующего успешного овладения письмом.
- Владеют необходимыми умениями и навыками для формирования графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста.
Педагоги
- Повышение компетентности в современных здоровьесберегающих технологиях
Психолого-педагогические основы
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. М. И. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев рук. Л. В. Фоминой на основе проведённых обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Каждый палец руки имеет довольно обширное значение в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Пути и средства реализации проекта
Реализация данного проекта осуществляется через индивидуальную и совместную деятельность педагогов и детей, создание творческих групп (совместно с родителями). Время занятия как в специально организованной так и в свободной деятельности детей в дошкольном учреждении и дома.
Формирование у ребенка графического навыка происходит с помощью системы специальных упражнений. Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму является развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т. е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности письма.
Для развития графического навыка используем:
- рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;
- рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам;
- выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок;
- графические диктанты.
Направления работы с детьми: игровая, продуктивная, познавательная, коммуникативная деятельность.
Направления работы с родителями: консультации, практикумы, мастер-классы, совместная работа по реализации проекта.
Направления работы с педагогами: проведение совместных мероприятий, внедрение здоровьесберегающих технологий в разные виды деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный (май, сентябрь)
Задачи: создание условий и разработка системы работы для развития графических навыков детей
Содержание работы.
1. Осуществление теоретического осмысления проблемы.
2. Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме.
3. Формулирование исходных позиций исследования на основании изучения существующих теорий, разработка понятийного аппарата.
4. Определение цели и задач.
5. Разработка системы работы по развитию графомоторных навыков у детей.
6. Разработка перспективного плана работы совместной деятельности в режиме дня.
7. Подбор и систематизация тестов, заданий, игр, бесед, сценариев и т. д.
8. Организация выставочного уголка творческих работ.
9. Разработка консультаций для родителей.
2. Диагностический (сентябрь)
Задачи: определение уровня графомоторного развития детей на начало проекта
Содержание работы.
1. Выявление уровня развития мелкой моторики и графомоторных навыков у детей.
2. Оценка уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям «Познание» (раздел конструирование, «Труд» (раздел ручной труд, «Художественное творчество» (раздел лепка, аппликация, рисование) наблюдение, анализ продуктов детской деятельности.
3. Анкетирование родителей с целью выявления творческого интереса
3. Практический (сентябрь-апрель)
Задачи: приобретение практических навыков и умений в ходе регулярной практической деятельности. Развитие детской фантазии, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.
Содержание работы.
1. Реализация планов совместной деятельности в режиме дня по проекту «Ловкие пальчики» с детьми старшей и подготовительной группы.
2. Составление сборника заданий для детей, бесед, познавательных игр.
3. Разработка образцов продуктивной деятельности для работы с детьми.
4. Разработка консультативного материала, для родителей.
5. Организация выставок продуктивной деятельности детей и родителей групп.
6. Организация для родителей практико-ориентированных занятий в целях заинтересованности к совместной продуктивной деятельности с детьми
4. Обобщающий (апрель – май)
Задачи: систематизация информационно-методического материала по развитию тонких координированных движений рук, зрительно–пространственного восприятия, памяти, мышления.
Содержание работы.
1. Подведение итогов работы в рамках совместной деятельности с детьми и родителями по проекту «Ловкие пальчики».
2. Анализ эффективности системы работы с детьми по развитию графомоторных навыков
3. Разработка методических рекомендаций.
4. Подготовка презентационного буклета, фотоальбомов, отражающих содержание работы с детьми.
5. Систематизация заданий продуктивной деятельности по развитию графомоторики.
6. Разработка и подборка материала для изготовления совместных работ детей и родителей.
7. Обобщение опыта работы, составление методических рекомендаций. Формулирование выводов, оформление результатов.
5. Презентативный (май)
Задачи: Обмен педагогическим опытом в рамках образовательного учреждения. Размещение опыта на официальном сайте ДОУ http://ds78.detkin-club.ru
Содержание работы
1. Презентация системы работы с детьми по развитию графомоторных навыков.
2. Разработка и проведение мастер-класса «Развитие графомоторных навыков один из главных аспектов подготовки детей к школе» для воспитателей групп старшего дошкольного возраста ДОУ.
3. Фотоматериалы результативности проектной деятельности.
Критерии результативности
Для определения уровня графомоторного развития детей до начала проекта и определения влияния проекта «Ловкие пальчики» на уровень освоения данной темы, за основу беру критерии оценки формирования мелкой моторики руки С. Е. Большаковой; экспресс-диагностику в детском саду Н. Н. Павловой, Л. Г. Руденко
Критериями оценки являются: тесты на развитие графических навыков, творческие работы детей, самоанализ своих работ и работ других детей, участие в проводимых выставках.
Репрезентативность внедрения педагогического опыта
Педагогический опыт воспроизводится в рамках образовательного учреждения и реализуется в интеграции с родителями, воспитателями и специалистами дошкольного учреждения. Опыт работы представлен на педагогических совещаниях, семинарах, открытых мероприятиях дошкольного образовательного учреждения. Материалы проекта помещены на официальный сайт ДОУ http://ds78.detkin-club.ru
Перспектива
Дальнейшее развитие проекта заключается:
- трансляция опыта работы по данному направлению педагогическому сообществу: в форме методических публикаций, представления опыта на интернет – сайтах педагогических идей, участия в конкурсах и фестивалях различного уровня;
- пополнение проекта новыми игровыми упражнениями, разработками, мини-проектами для детей младшего и среднего возраста;
- реализация проекта в работе с воспитанниками последующих наборов.