Светлана Шестакова
Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер - класса: знакомство педагогов с «логопедическими сказками», побуждение к использованию логосказок в совместной деятельности с детьми с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.
Задачи мастер - класса:
• расширять представление педагогов о логосказках, как средстве коррекции речевых нарушений;
• упражнять в применении разных видов логосказок для коррекции речевых нарушений.
Публикация «Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июль 2022
Оборудование: компьютер, рыбки и две удочки, картинки.
Ход мастер-класса
Основная часть
Одним из эффективных развивающих и коррекционных средств для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является сказка.
Исследователями (А. В. Запорожец,Л. А. Венгер, О. С. Ушакова,Л. Н. Павлова, В. В. Гербова) предполагается, что сказка как эпический жанр может являться приоритетом воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как в этот период интенсивно развивается воображение и способность действовать в образном плане, а главное понимать текст и осуществлять элементарный анализ в умственном плане. Сказки прочно вошли в детский быт. Однажды, придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память.
Что же такое логосказки?
Логосказки — это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно выделить следующие виды логосказок :
- артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики);
- пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков);
- фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);
- лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);
- сказки, способствующие формированию связной речи;
- сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).
Сегодня я хочу показать вам 4 вида логосказок, используемых на разных этапах коррекционной работы, а именно, в ходе артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, развития фонематического восприятия, грамматического строя речи.
Практическая часть
1. Артикуляционная логосказка «Репка» (фрагмент занятия)
-Предлагаю посмотреть фрагмент моего занятия с использованием логосказки в ходе артикуляционной гимнастики.
2. Пальчиковая логосказка «Рукавичка»
- А сейчас предлагаю поиграть в пальчиковую логосказку. Повторяйте за мной!
Из-за леса, из-за гор Дети шлепают ладошками по коленям.
Топал дедушка Егор.
Очень он домой спешил – Показывают оборотную сторону ладони с
Рукавичку обронил. вытянутым вверх большим пальцем (жест «Рукавичка»).
Мышка по полю бежала, «Бегают» пальчиками одной руки по другой
Рукавичку увидала. Жест «Рукавичка».
- Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Мышку здесь никто не ждет? Грозят пальчиком.
Стала жить-поживать,
Звонко песни распевать. Хлопки.
Зайка по полю бежал, Жест «Зайчик».
Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка».
- Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Звонко песенку поет? Хлопки.
Мышка зайку пригласила, Зовут, жестикулируя правой рукой.
Сладким чаем напоила. Вытягивают вперед руки, ладошки «чашечкой».
Зайка прыг, зайка скок,
Вкусных пирогов напек. «Пекут пирожки».
Как по полю шла лисичка, Мягкие движения кистями рук.
Увидала рукавичку. Жест «Рукавичка».
- Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Звонко песенку поет? Хлопки.
И лисичку пригласили, Мягкие движения кистями рук.
Пирожками угостили. «Пекут пирожки».
Стала жить там поживать,
Пол метелкой подметать. Движения руками влево-вправо.
Мишка по полю гулял, Стучат кулачками по коленям.
Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка».
- Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Звонко песенку поет? Хлопки.
Звери испугались, Сжать пальцы рук в «замок».
В страхе разбежались. Развести руки в стороны.
3. Фонематическая логосказка
Игра «Найди звук»
- Следующий вид- фонематическая логосказка. (Педагог зачитываает фрагмент сказки, а другие угадывают ее название и автора)
- Я зачитаю фрагмент сказки, а вы должны узнать ее и назвать автора произведения.
— Это сказка о Рыбаке и рыбке. Предлагаю помочь старику наловить рыбы. Но ловить мы будем только ту рыбу, в названии которой есть звук [р],[р’]
- Лексико-грамматическая логосказка «Золушка»
Игра «Большой-Маленький»
-Следующий вид - лексико-грамматическая логосказка, по мотивам сказки «Золушка». Предлагаю, вам встать вокруг стола, на нем разложены картинки. Злая мачеха дала задание Золушке собрать урожай. Но его так много, что он не помещается в корзину. Давайте сделаем овощи, фрукты и ягоды маленькими, назвав их ласково. Тем самым поможем Золушке поскорее справиться с заданием. Например: огурец- огурчик.
5. Логосказки, способствующие формированию связной речи.
-А сейчас мы поговорим о логосказках, способствующих развитию связной речи. Всем из вас известна сказка «Маша и Медведь». Предлагаю вам изменить сказку. Итак, первая команда: вам необходимо придумать новое начало сказки, второй команде нужно ввести нового героя в сказку, а третья команда придумывает другую концовку сказки.
-Давайте посмотрим, что у вас получилось!
Итог мастер- класса
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования логосказок для развития речи детей. Логосказки оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.