Ирина Михайлова
Логоритмика как средство укрепления здоровья дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии. Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Второе понимание логопедической ритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения детей с различными аномалиями развития и нарушения речи.
Задачи логопедической ритмики
Публикация «Логоритмика как средство укрепления здоровья дошкольников» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
определяются как оздоровительные, образовательные, воспитательные, коррекционные. Хотелось бы остановиться на оздоровительных задачах логоритмики. В результате решения оздоровительных задач у детей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движения. Ежедневное выполнение в определенное время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая гимнастика с движениями, упражнения на релаксацию, пение гласных звуков и коротких песенок, упражнения на сочетание ритма движений и речи) приучает детей к установленному щадяще-оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логопедических занятий в организме и психомоторике происходит положительная перестройка различных систем, например сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной, сенсорной и т. д.
Средствами логопедической ритмики являются ходьба, и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание, счетные упражнения, речевые упражнения без музыкального сопровождения, упражнения, формирующие чувство музыкального темпа, ритмические упражнения, пение, игровая деятельность, упражнения для развития творческой инициативы; Логоритмические средства в основном рассматриваются как лечебно-педагогический методов нервно-психических и логопедических упражнениях.
Ходьба и маршировка.
Это средство логопедической ритмики В. А. Гринер называет «вводными упражнениями». Они должны научить детей первоначальным навыкам ходьбы по кругу в одиночку, парами и группой, обходить различные предметы, не сталкиваясь при встречной ходьбе, соблюдать заданное направление, двигаться по ориентирам, Ребенок учиться ориентации в пространстве, в праволевостороннем направлении движения. Ходьба включается в каждое занятие. Оно является естественным видом движения и вместе с тем достаточно сложным по координации. У детей с нарушениями речи (особенно в возрасте 4-5 лет, отмечается иногда отставание в координации движений во время ходьбы. Они широко расставляют ноги, шаркают ими, наблюдается неустойчивость в ходьбе, замедленность движений. Педагог уже с первых занятий начинает формировать у детей устойчивость, умение ставить ноги ближе к средней линии, уменьшая тем самым боковое раскачивание, приподнимать ноги при ходьбе.
Упражнения на развитие дыхания.
Упражнения проводятся в соответствии с этапами и задачами логопедической работы. В большом количестве они включаются в занятия, проводимые в начале коррекционного курса. По мере успешного устранения речевого нарушения, количество их в середине и в конце коррекционного курса уменьшается, но не исключается, поскольку в использовании логопедического и логоритмического материала должна быть преемственность.
Цели упражнений- способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата.
Упражнения на дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. Их можно сочетать с движениями рук (вверх-вниз, вверх-в стороны, вверх- на пояс, вверх-за голову и т. д., туловища (влево-вправо, наклоны вперед, круговые вращения, головы (к плечу, на грудь, круговые повороты). Например, подняться на носки, руки поднять верх - вдох, опуститься на полную ступню, руки на пояс - выдох. Поднять голову вверх - вдох, опустить на грудь- выдох.
В упражнения на развития дыхания включается речевой материал, произносимый на выдохе. Например: подняться на носки, руки потянуть вверх - вдох, опускаясь на полную ступню и ставя руки на поясе длительно тянуть глухой звук «с» или «ш», «ф», «х», затем гласные звуки изолировано и в различных сочетаниях, затем гласные звуки в сочетании с согласными звуками. Далее - на выдохе произносить слова с открытыми слогами, закрытыми однодвух- сложные; фразы, состоящие из 2,3,4 слов. Удлинение фразы требует длительного выдоха.
В занятия по воспитанию дыхания, голоса, артикуляции включается пение, и произношение междометий, которые экспрессивно окрашены, выражают эмоции, волевые побуждения человека - радость, боль, гнев, страх: «А! О! Ох! ОЙ!» и т. д. Затем междометия включаются в стихи, которые подбираются таким образом, чтобы окраска звука в них была разная: минорной или мажорной, с соответствующей музыкой. Полезны распевания на материале артикуляционной гимнастики с одновременным развитием мелкой моторики.
Упражнения, регулирующие мышечный тонус.
Эти упражнения позволяют занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять движениями.
В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающие и коррекционные упражнения. Общеразвивающие упражнения, помимо всестороннего воздействия на организм, развивают мышцы спины, живота, плечевого пояса, рук и ног. Эти упражнения многообразны. По характеру выполнения их можно разделить на упражнения с предметами и без предметов. В упражнениях с предметами развиваются сила движений, ловкость, четкость, быстрота реакции, глазомер. Особое внимание следует уделить упражнениям с мячами. Используются мячи всех размеров, средние, малые, выполнение бросков, передаче по ряду и переносу. В этих упражнениях чередуются напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение мышц, когда упражнение уже усвоено на уровне двигательного навыка.
Коррекционные упражнения применяются для укрепления мышц стоп и туловища, для развития равновесия, формирования правильной осанки. Упражнения по подтягиванию на руках, лежа на животе, на гимнастической скамейке и на наклонной доске; Чувство равновесия развивается при ходьбе, беге, прыжках, метании и в ходе других упражнений. К ним относятся упражнения на уменьшенной площади опоры (дорожке из канатов, доске); опору можно изменять по высоте, по подвижности, по расположению в пространстве. Эти упражнения выполняются под спокойную, размеренную музыку с выраженными акцентами, указывающими на начало или конец движения. В качестве специальных средств тренировки равновесия используется следующее: кружение на месте переступанием, с последующими приседаниями по звуковому сигналу, а так же остановка во время ходьбы или бега по звуковому сигналу, подпрыгивание на месте с поворотами, перешагивание через предметы (кубики, рейки, палки, канат).
Игры в двигательной терапии можно использовать самостоятельно или в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музкально- ритмическимим комплексами. Игры вносят разнообразие и эмоциональность в лечебные процедуры (при дизартриях, ринолалиях, афазиях). Соответственно психофизическому развитию дети легко поддаются воздействию с посредствам игр.
Классификация игр в лечебной терапии зависит от многочисленных задач и условий, которым должна отвечать игра в процессе лечения. Цели ее и задачи разнообразны. Так, игра забавного, отвлекающего характера рассеивают внимание, развлекают; специально направленные игры решают некоторые терапевтические задачи (игры подготовительного или игры терапевтического характера, например корригируют осанку при детском церебральном параличе у детей с дизартрией);игры
Приложение.
Примеры игр:
1. Игра на развитие физиологического дыхания.
«Цветы.»
Дети стоят в кругу, руки опущены. Такты 1-2: плавно поднимают правую руку, кисть слегка отстает (появляется первый весенний цветок, начинает расти). Дети глазами следят за ростом цветка: вдох, рука опускается- выдох. Такты 3-4:плавно поднимают левую руку (начинает расти второй цветок) : вдох, рука опускается -выдох. Такт 5-й: плавно отводят в сторону правую руку (раскрывается бутон первого цветка) : вдох рука опускается- выдох. Такт 6:плавно отводят в сторону левую руку (раскрывается бутон второго цветка) : вдох, рука опускается выдох. Такты 7-8: поднимают плавно руки, тянутся вверх, (цветы поднялись к солнцу) : вдох,руки опускают вдоль туловища- выдох. Такты 9-16: начинают слегка раскачивать руки вправо- влево, затем сильнее, вместе с корпусом (сначала дует ветерок, потом налетает сильный ветер). Одновременно, вытянув губы вперед,имитируют дуновение ветра. Такты 17-18: руки плавно опускаются (цветы наклонились к земле).
Игры на развитие общей моторики.
«Сгибание и разгибание туловища»
Дети стоят в колоннах, затем идут легким шагом вперед, потом назад и заканчивают движение прыжками. Ноги раздвинуты, затем дети быстро наклоняются ударяют ладонями об пол:»Ах!», выпрямляются и хлопают в ладоши над головой: «Ух». С последним хлрцком над головой ноги прыжком ставят вместе (движения отражают шуточный характер музыки).
«Пружинка»
Успокаивающего характера полезны для детей при заикании и с различно нервно-психическими заболеваниями; игры с преимущественным участием верхних и нижних конечностей для их развития. Особое внимание хотелось бы уделить подвижным играм. Эти игры характеризуются большой эмоциональностью, в них включаются различные формы передвижения - бег, прыжки, поскоки, ходьба и т. д. ; требуют быстроты, силы, ловкости, координации движений, выносливости и оказывают сильное всестороннее воздействие на организм, вызывая значительные изменения функций мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем. Так как в этих играх физическая нагрузка больше, они требуют более высоких функциональных и физических возможностей со стороны больных. Тем не менее подвижные игры оказывают огромное корригирующее воздействие на лиц с речевыми расстройствами.
О положительном воздействии подвижных игр на организм здоровых детей уже в возрасте!-3лет писали многие авторы Р. И. Евдокимова, О. Р. Костенко, П. Е. Рудовская исследовали положительное влияние подвижных игр на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Ребенок под влиянием подвижных игр хорошо физически развивается: у него увеличивается масса тела, рост, окружность, повышается мышечный тонус, уменьшаются дефекты осанки, улучшаются аппетит и сон. Музыкальное сопровождение игр ведет к еще более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости, продолжительности, воспитывает чувство ритма, благоприятствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребенка. Столь же благотворно подвижные игры влияют на организм детей с речевыми нарушениями.
(Русская народная мелодия «Ах, вы,сени мои, сени) в обработке Т. Ломовой.
Автор упражнения-С. Руднева.)
Руки на поясе. Такты 1-4: на счет «раз» и на «два» каждого такта дети мягко и Пружинисто полуприсидают, а на «и» выпрямляют колени (всего восемь полуприседаний). Такты 5-8: в том же ритме дети восемь раз пружинисто поднимаются на носки и опускаются на пятки, колени не напрягаются.
Примечание. Это упражнение развивает силу и ловкость ступней. Педагог следит за тем, чтобы между движениями вверх и вниз не было остановок и на 5-8 такты движение не прекращалось, а лишь уменьшилось пружинящее действие в коленях. Необходимо, чтобы дети сохраняли хорошую осанку, а их движения передавали веселый плясовой характер и динамические изменения в музыке.
Подвижные игры со сложным комплексом движений и речевой инструкцией.
«Свой цвет узнай»
Дети стоят в две шеренги лицом друг к другу, у педагога корзинки с красными и синими мячами, мячей столько сколько играющих. Дети должны бежать тогда, когда покатятся красные мячи, из другой- когда покатятся - синие мячи. Отвлекая внимание детей, педагог показывает то одну, то другую корзину. Внезапно опрокидывает одну из них. Дети собирают мячи, кладут в корзину, которую держит педагог, и возвращаются на место. Выигрывает та шеренга, которая быстрее и без ошибок соберет мячи.