Наталья Типсина
Логоритмические упражнения в коррекционно-развивающей, логопедической работе
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмические упражнения в коррекционно-развивающей, логопедической работе.
Учитель-логопед: Типсина Н. М.
Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей и мелкой моторики подчёркивается многими специалистами.
Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.
Публикация «Логоритмические упражнения в коррекционно-развивающей, логопедической работе» размещена в разделах
Одной из важнейших характеристик речи является её темп и ритм.
Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению.
Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ретмических и мелодико-интанационных характеристик речи, развитию умения сочетать движение и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений.
Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободится от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, смазанность, нечёткость звукопроизношения, заикание.
Задачи:
снять усталость и напряжение;
внести эмоциональный заряд;
совершенствовать общую моторику;
выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
В процессе проведения логоритмических упражнений, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.
Картотека логоритмических упражнений.
Упражнение «Пильщики»
Дети разбиваются на пары и выполняют упражнение.
Колют, пилят, пилят, колют,
Коля с Филей, Филя с Колей.
Раскололи все дрова,
Завалили пол двора.
«Паучок»
На изогнутый сучок, сломанный осенний,
Опустился паучок
Правую кисть, шевеля пальцами,
опустить сверху на левую ладонь.
С крестиком на спинке.
Кладут указательные пальцы друг на друга «крестиком».
Свил уютный гамачок,
Пальцы правой руки складывают в щёпоть
и опускают сверху в левую ладонь «сложенную «лодочкой».
Сам – в сторонку
Пальцы правой руки «пробегают» по левой руке
от кисти до локтя.
И молчок,
Правый указательный палец прикладывают к губе.
Вот такой наш паучок.
Мишки
Мишки по лесу гуляли,
(идем вперевалочку)
Мишки ягоды искали.
Вот так, вот так
(ставим одну руку на бочок – это “корзинка”)
Мишки ягодки искали.
Сладку ягодку малинку
Положили всю в корзинку
Вот так, вот так.
(собираем ягоды и складываем в «корзинку»)
Положили всю в корзинку.
Как малинкой угостились,
Все на травке развалились.
Вот так, вот так
(гладим себя по животику)
Все на травке развалились.
А потом Мишки плясали
Лапки кверху поднимали
Вот так, вот так
(выставляем ножки на пятку, поднимаем руки вверх)
Звериная зарядка.
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый
(руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало – начинает все сначала.
Физкульт-привет
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
(имитировать умывание)
Полотенцем растирались.
(имитировать растирание спины полотенцем)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались.
(имитировать движения, указанные в тексте)
Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям - физкульт-привет!
(резко поднять руки вверх)
«Лягушата»
Лягушата дружно встали, свои лапки показали.
Протягивают согнутые руки в локтях вперёд, пальцы широко раздвинуты.
Спинки прогибаются, лягушки улыбаются.
Слегка прогибаются назад.
Лапками похлопали, ладошками пошлёпали.
Хлопают в ладоши.
Шлёп по грудке, по руке, по бокам и по спине.
Хлопать ладонями по груди, по одной руке, бокам и спине.
По другой руке стучали
И нисколько не устали.
Похлопать по второй руке от кисти к плечу.
Застучали по ногам –
Хлопки по ногам снизу вверх.
Шлёп - шлёп - шлёп, парам – пам – пам!
А потом, а потом
Кулачком всё разотрём.
Кулачками растереть руки, грудь, бока, спину, ноги.
Ладошками себя погладим
И спинку свою разгладим.
«Умоем личико».
Носик, носик! Где ты, носик?
Провести кулачками по крыльям носа – 4 раза.
Лобик, лобик! Где ты, лобик?
Всеми пальцами провести от середины лба к вискам – 4 раза.
Щёчка, щёчка! Где ты, щёчка?
Пальцами погладить щёки сверху вниз – 4 раза.
Будет чистенькая дочка,
Погладить ладонями шею.
Будет чистенький сынок,
Растереть ладонями уши.
И катёнок-малышок.
Потереть ладонями друг о друга.
Педагог спрашивает, дети отвечают, показывая:
- Лапки мыли? Мыли!
- Ушки мыли? Мыли!
- Глазки мыли? Мыли!
Всё помыли!
А теперь мы чистые, котики пушистые.
«Бурундук»
Щёчка, щёчка – два мешочка,
Погладить лоб, щёки, крылья носа от центра
к вискам,
Три-четыре корешка,
Надавить пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелке.
Пять брусничек,
С усилием надавливая, провести указательными пальцами по бровям.
Шесть морошек.
Закрыть глаза и мягко погладить веки.
Семь букашек,
Надавливая на крылья носа, провести пальцами от переносицы к носовым пазухам.
Восемь мошек…
Лапкой в щёчку – Стук, стук:
-На здоровье, бурундук.
Литература.
1. Картушина М. Ю., Логоритмические занятия в детском саду. – М. Сфера. 2004г.
2. Кудикова М. А., Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников. // Логопед. – 2009. - №2.
3. Лопухина И. С. Логопедия - речь, ритм, движение. – Санкт-Петербург. 1997г.