Наталья Артемьева
Логоритмические игры и упражнения как средство развития дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Логоритмические игры и упражнения как средство
развития детей младшего возраста и средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи для детей старшего возраста
В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в речевом и психомоторном развитии. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т. д.
Публикация «Логоритмические игры и упражнения как средство развития дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Нарушения в фонематическом, лексико-грамматическом строе речи и моторной функции детей служат серьезным препятствием для овладения ими программой дошкольного учреждения. Развитие речи старших дошкольников является важнейшим показателем общего развития, критерием готовности к школе. Поэтому отставание в речевом развитии у старших дошкольников тревожит не только психологов, логопедов, воспитателей, но и становится очевидным для родителей и всех окружающих. Оказать эффективную помощь в этом вопросе могут логоритмические занятия. Три кита, на которых стоит логоритмика - это движение, музыка и речь.
Существуют разные формулировки понятия логопедической ритмики или логоритмики. По мнению Г. А. Волковой логоритмика – это форма работы по преодолению речевых нарушений, в которую включаются двигательные упражнения с использованием стишков, потешек, песенок, речевок, поговорок. Как отмечает Г. А. Волкова, логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии. Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых навыков. Построение занятий в форме сказок, игр создает доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь.
Р. Л. Бабушкина считает что логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой, – средствами движения, музыки и речи, это часть лечебной ритмики, основанная на взаимосвязи музыки, слова и движения для детей с общим недоразвитием речи.
Педагоги (музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, логопед, психолог, воспитатель) могут проводить логоритмические упражнения на разных этапах занятий: перед началом, в процессе (физкультминутка, после занятий. А также во время утренней гимнастики, на музыкальных занятиях, на занятиях по физической культуре.
Все упражнения просты для выполнения. Упражнения направлены на согласование речи с движением. Ребенок, сопряженно со взрослым, на каждый слог синхронно совершает движения руками, ногами, ладошками. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры.
Различные проблемы речевого развития встречаются у многих современных детей. Для того чтобы ребенок избежал дискомфорта в дальнейшей жизни, рекомендуется с самого раннего возраста заниматься улучшением и постановкой его речи. С этой целью педагогами и врачами используется логоритмика для малышей – интегрированная методика развития речевых, слуховых и координационных навыков. Благодаря логоритмическим занятиям дети научатся активно двигаться, говорить, быстрее будет развиваться их общая и мелкая моторика.
Логоритмика для дошкольников будет особенно эффективной, если при проведении занятий использовать методику Железновых (музыкальная логоритмика). Многим детям не нравится заниматься и выполнять скучные заученные упражнения. Логоритмика Железновых заинтересует малышей, они с удовольствием будут петь и танцевать. В каждой песне поются слова и звуки чётко, понятно, разборчиво, поэтому детям будет несложно повторять сначала слова, а затем и действия. Логоритмика Железновых предусматривает занятия не только с одним реб нком, но и с группой детей. Чем больше детей участвуют в занятиях, тем интереснее им заниматься.
Логоритмика является уникальным средством, которое в занимательной и непринужденной, обстановке решает ряд задач, а именно – оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных.
1. Оздоровительные задачи:
• укреплять костно-мышечный аппарат;
• формировать правильную осанку, походку;
• развивать координацию движений и моторных функций;
• развитие дыхания.
2. Образовательные задачи:
• формировать умения и навыки;
• развивать пространственные представления;
• развивать переключаемость и координацию движений;
• развивать ритмическую выразительность;
• развивать воображение и ассоциативно-образное мышление; развивать коммуникативные умения и навыки;
3. Воспитательные задачи:
• воспитание и развитие чувства ритма;
• воспитывать способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
• воспитывать положительные личностные качества у дошкольников (коллективизм, дисциплину);
• воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
4. Коррекционные задачи:
• укрепления мышц органов артикуляторного аппарата;
• развитие мелкой моторики и тонких движений пальцев рук;
• развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей;
• развития голоса;
• развития дыхания;
• выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
• развитие фонематического слуха, просодических компонентов;
• развитие пространственного праксиса, гнозиса.
Все окружающее нас живЁт по законам ритма, смена времен года, день и ночь подчинено определенному ритму. Любые, ритмические движения, активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. Логоритмика полезна всем детям. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной.
Вывод: логоритмические игры и упражнения являются отличным средством развития детей младшего возраста и хорошим средством коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи для детей старшего возраста.
Список литературы
1. Аксанова Т. Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР – СПб., Детство-Пресс, 2009.
2. Аюпова Е. Е., Степанова А. Г. Логоритмика в детском саду: Программа логоритмических занятий для детей дошкольного возраста. – Пермь, 2009. – 36 с.
3. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика //Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. /Под ред. Г. В. Волковой. – СПб., 2005.
4. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. - 240 с.
5. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Г. А. Волкова. - М. : Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2009. – 272 с. - (Коррекционная педагогика).
6. Волкова Г. А. Логоритмика. – М., 2011.
7. Воронова А. Е. Логоритмика в речевых группах дошкольного образовательного учреждения для детей 5-7 лет. – М., 2006.
8. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду – м. Сфера, 2004.
9. Новиковская О. А. Логоритмия для дошкольников в играх и упражнениях – М., 2009.
10. Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика – М., 2008.
11. Самойленко Н. С. Логопедическая ритмика для дошкольников – М. 2009.
12. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи – М., Академия, 2009.