Лучший педагог года

Логопедическое занятие «Зимний лес»

Ольга Скоробогатова
Логопедическое занятие «Зимний лес»
▼ Скачать

Ход занятия:

I. Вводная часть (организационный момент, целеполагание).

Дети заходят в группу. Им навстречу медленно кружась, выходит логопед в образе «Зимы» с «волшебной палочкой» в руке.

На экране чередуются зимние фотопейзажи

Логопед :

Забелело, закружилось все кругом,

Зимушка покрыла речку синим льдом.

Инеем березку нарядила,

Шапкой снежной стройную сосну одела.

Публикация «Логопедическое занятие „Зимний лес“» размещена в разделах

Мне, Зиме, в лесу до всех есть дело.

Звучит музыка «Кабы не было зимы» композитора Евгения Крылатова (слайд №3)

Логопед : – Здравствуйте, ребята! Я – Зима. А живу я в своем Царстве – в зимнем лесу (обращает внимание на декорации зимнего леса в группе). Как вы думаете, если вы сейчас сделаете шаг и окажетесь в зимнем лесу, кого вы там можете встретить? (ответы детей – птиц, диких животных). Я приглашаю вас ко мне в гости, в зимний лес. Вас ждут интересные встречи с моими друзьями – жителями леса, и вы узнаете много интересного об их жизни в зимнем лесу.

Игра «Ответь правильно».

- Зимой что выпадает?

- Снег белый или синий?

- Снег капает или идет?

- Зимой бывает снегопад или листопад?

- Зимой на улице мороз или жара?

- Люди зимой одеваются тепло или легко?

В пути нам будет помогать мое волшебное зеркало (показывает на экран мультимедийной установки).

– Зимой в лесу холодно – надо бы хорошо разогреться. Потрите каждый пальчик на своих ладошках, ушки (активизация биологически активных точек).

Очень холодно зимой

Мерзнут ручки: Ой-ой-ой! (Трясем кистями рук)

Надо руки нам погреть: Х-Х-Х, (дышим на руки)

Каждый пальчик растереть. (Растираем поочередно каждый палец начиная с большого)

– Готовы? В путь!

II. Основная часть

(коррекционно-логопедическая работа по развитию устной речи у дошкольников)

Логопед в образе «Зимы» вместе с детьми заходят в «зимний лес» и останавливаются возле декорации ели ( на полу разложены следы зверей: зайца, белки, волка, лисы).

1. Логопед : – Ребята, смотрите, здесь кто-то наследил (обращает внимание детей на вырезанные из бумаги следы). Как вы думаете, чьи это следы? (ответы детей – следы зверей). Зимой на снегу хорошо видны следы зверей, потому что снег мягкий, глубокий и рыхлый (дети подбирают слова-признаки к объекту исследования – белый, мягкий, глубокий, пушистый, рыхлый снег).

Хотите проверить, как это получается? «Зима» предлагает детям подойти к столу и опустить быстро пальчики в поднос со снегом, посмотреть остались ли следы (проводится опыт со снегом). Так почему же остаются следы от ваших пальчиков? Назовите, какой снег? Мне очень понравилось, как вы красиво рассказали какой снег? Порадовали Зимушку.

2. Логопед : – Здесь пробежал один зверек? (вновь обращает внимание детей на бумажные следы). Почему несколько? (ответы детей – здесь пробегало много зверей, потому что следы разные). Хотите узнать, каким животным принадлежат эти следы? Давайте поиграем в следопытов.

Настоящие следопыты – это люди, которые по следу могут сразу определить, кому он принадлежит, чей он.

«Зима» предлагает детям разделиться на группы, пройти по бумажным следам и узнать, куда же они приведут.

Логопед : – Следы завели вас далеко в лес (дети подходят к методическому пособию – картина «Зимний лес»). Странно, следы есть, а животных нет… Ребята, у лесных жителей – острый слух, он предупреждает их об опасности. Наверное, они нас услышали, испугались и спрятались. Я помогу вам узнать, каких же животных можно увидеть зимой в лесу. Если правильно отгадаете загадку, «волшебное зеркало» покажет отгадку («Зима» обращает внимание на экран и загадывает загадки).

• Я веселенький маленький зверек, прыг с елки на дубок (белка)

• Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней (лиса)

• Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг (заяц)

• Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)

На экране появляются поочередно изображения диких животных и их следы (слайд №4).

Логопед : – Вы отлично справились с заданием. Животные подняли свои лапы, они приветствуют вас. Давайте же посмотрим на их лапы и узнаем, где же каждый из них наследил? (дети соотносят изображение лап на экране и находят следы животных на картине «Зимний лес»).

– Внимательно посмотрите на лапу белки в «волшебном зеркале», где же она оставила свой след (рассматривают картину? Правильно, это беличьи следы (логопед вывешивает трафарет белки на картину). «Зима» просит найти, показать и правильно назвать следы других животных (лисьи, заячьи, волчьи).

– Ребята, чему вы научились, что нового узнали? (ответы детей). Вы – оказались настоящими следопытами, хорошо научились определять следы животных и правильно их называть.

4. Логопед : – Белка, заяц, волк, лиса – какие это животные? (ответы детей – дикие животные) (слайд №5). Почему их называют дикими? (ответы). Правильно, диких животных еще называют лесными жителями. Они сами добывают себе корм, заботятся о своих детенышах. Чтобы пережить зиму, уберечься от зимней стужи они строят себе уютный дом – жилище. Налетела вьюга, и животные хотят спрятаться от холода в свои жилища (музыкальное сопровождение слайда №5 – вой вьюги). Заяц прячется под густой еловой веткой (слайд №6). «Зима» вывешивает трафарет зайца около ели на картину.

– Назовите, как называется жилище волка? (логово, белки? (дупло, лисы (нора) (слайды №7, 8, 9). Заселите зверей в свои дома и скажите, где они живут (дети высаживают на картине животных возле своих жилищ).

– Вы очень добрые ребята, помогли животным найти свое жилище, теперь им не страшны холода, вьюги и метели.

Физминутка

Логопед : – Вижу, вы совсем замерзли в моем лесу. Давайте же подвигаемся так, как это делают лесные жители! («Зима» просит нескольких детей по выбору показать, как передвигаются животные, остальные – повторяют их движения). Пройти по трем дорожкам (лиса, медведь, заяц).

7. Логопед : – Ребята, мои лесные жители расстроились. Они совсем забыли, как выглядит хозяин леса. Кто же это, ребята? (ответы детей – медведь) (слайд №10). А почему же они забыли его? – Всю долгую зиму спит медведь. Долго ждать животным встречи с ним, до самой весны. Они просят вас рассказать о медведе, какой он, чтобы вспомнить его.

Но сначала нам надо найти жилище медведя. Как оно называется? (ответы детей – берлога) (слайд №11). Мы ее обязательно найдем, если выполним упражнение для глаз, не отрывайте глаз от моей «волшебной палочки».

Там стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

Дети выполняют движения глазами снизу вверх, слева направо, вверх, вниз, следуя за движением указки логопеда, а затем прикрывают глаза. Далее дети открывают глаза и подходят к декорации – "берлоге" медведя.

– Вы очень внимательные, нашли берлогу. Посмотрите, а вот и медведь! (дети садятся на стульчики напротив экрана).

Хорошо подготовился медведь к зимовью, выбрал в лесу место для берлоги, нагреб туда мху, забросал сверху ветками (слайд №12).

8. Логопед : – Ребята, а вы не забыли просьбу наших лесных жителей? О чем они вас просили? (ответы детей – рассказать о медведе). Чтобы больше узнать о медведе, уметь красиво рассказать о нем, я предлагаю прослушать мой рассказ и выбрать слова-признаки, которые помогают описать медведя и отвечают на вопрос «Какой?» (слайд №13).

Медведь – это дикое животное, который живет в лесах, где есть болота и водоемы. Он большого размера, про него говорят – большой, огромный и сильный зверь. Недаром его назвали хозяином леса. Медведей, живущих в наших лесах, называют бурыми. Бурый медведь – коричневого цвета. Часто про медведя говорят, что он неуклюжий. Но это не правда. На самом деле он очень быстрый и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. Мишка очень осторожный и умный, ходит, стараясь не шуметь, чтобы даже веточка не хрустнула.

Голова у медведя громадная и мохнатая. Хвост у медведя маленький и короткий. А косолапым его прозвали за то, что ноги ставит он немного внутрь. На лапах у медведя растут сильные длинные когти, которыми он выкапывает из земли корешки и жучков. Шерсть у него – густая и длинная, мохнатая.

Бурый медведь всеядный. Он ест молодую траву, ягоды, орехи, насекомых, лягушек, рыбу. Медведь разоряет улья диких пчел и муравейники. Этот зверь очень любит мед и ведает, то есть знает, где его надо искать. Отсюда и название ему «медведь». К осени медведь запасает жир и становится толстым. На зиму он устраивает берлогу, и впадает в долгую спячку до весны.

Во время рассказа - демонстрация презентации (слайд №13).

– Посмотрите, как много необычных снежинок с волнистой линией внутри. Каждая снежинка – это слово-признак, которое помогает описать медведя, и назвать «какой он?» Подбирая эти слова, поднимайте снежинки и укладывайте их на берлогу. Чем больше слов-признаков вы подберете, тем теплее будет жилище медведя. Итак, какой медведь?

III. Итог занятия. Рефлексия.

Логопед : – Вы отлично справились с заданием – красиво рассказали о медведе, животные вспомнили его и обрадовались.

Вы подобрали много слов-признаков (декорация сугроба «укрыта» «снежинками».)

Медведю теперь не страшны самые сильные морозы!

– У нас с вами было необычное путешествие по зимнему лесу. Вы многому научились. Чему вас научила прогулка по зимнему лесу? Что нового вы узнали? А что нового вы узнали о медведе? Что больше всего запомнилось в нашем путешествии? А с какими дикими животными вы сегодня не встретились? (еж, лось, рысь, олень). Я сейчас предлагаю вам, отправится в группу и изобразить того животного, о котором вам хотелось бы услышать мой рассказ в следующий раз.

Список литературы:

1. Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З. Е. Агранович. – СПб. : Детство-Пресс, 2003. – 128 с.

2. Алябьева, Е. А. Итоговые дни по лексическим темам: Кн. 1. : Е. А. Алябьева – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 224 с.

3. Нищева, Н. В. Система коррекционной работыв логопедической группедля детей с общим недоразвитием речи. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 528 с.

4. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: учеб. метод. пособие / Ж. В. Антипина [и др. ]; под ред. Т. В. Волосовец. – М. : Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – 256 с.

5. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – 4-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 224 с.

Публикации по теме:

Дистанционное логопедическое занятие в подготовительной группе «Цветы» ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ: Развитие лексико-грамматического строя и связной речи. Задачи : В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Фотоотчет «Логопедическое занятие в компьютерном классе»Фотоотчет «Логопедическое занятие в компьютерном классе» Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе, и в сфере дошкольного образования. Мы систематически.

Логопедическое пособие «Зимний домик язычка»Логопедическое пособие «Зимний домик язычка» Логопедическое пособие «Зимний домик язычка» Кому адресовано: детям 4-5 лет Коррекционно-образовательные цели. Познакомить детей с основными.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Логопедическое занятие «Добрый доктор Айболит» «Добрый доктор Айболит» (Конспект НОД по лексическим темам «Дикие животные жарких стран», «Профессии» с использованием сказки К. Чуковского.

Логопедическое занятие с элементами логоритмики «В гостях у сказки» Логопедическое занятие "В гостях у сказки".Цель:* обобщать знания о сказках; * развивать умения узнавать сказки и их героев; * развивать.

Логопедическое занятие в 3 классе по теме «Ударение» Тема: «Ударение» Цель:учить детей в произнесении и определении ударного гласного звука в слове Задачи: Образовательные: - показать детям.

Логопедическое занятие для средней группы «Весна»Логопедическое занятие для средней группы «Весна» Цель:уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме; Задачи: закрепить навыки.

Рецензия на логопедическое занятие по формированию связной речи Тема: Формирование навыков связной повествовательной речи. Рассказ «Еж и яблоки» Дата: 30.10.2018 Направленность: речевое развитие, коррекция.

Рецензия на логопедическое занятие в подготовительной группе Рецензия на занятие с учителем-логопедом в подготовительной к школе группе Тема: Звук [х], буква Х (закрепление) Дата проведения занятия:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое занятие «Зимний лес»
Опубликовано: 21 марта 2023 в 18:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическое занятие «Зимний лес»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Скоробогатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД