ирина лысенко
Конспект логопедического занятия «Путешествие в город правильной речи» в старшей группе
▼ Скачать
логопедическое занятие в старшей группе
«Путешествие в город правильной речи»
Тема: «путешествие в город правильной речи»
В ходе занятия решались следующие коррекционные задачи:
Развитие звукововой культуры речи Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Путешествие в город правильной речи“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Развитие лексического запаса и грамматического строя речи :
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящимся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
Формирование связной речи :
-развитие навыков построения связного высказывания;
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
-устойчивости внимания; наблюдательности; способности к запоминанию; способности к переключению; навыков и приемов самоконтроля; познавательной активности; усидчивости и концентрации внимания. Развитию межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий.
Развитие неречевых процессов:
-общей и мелкой ручной моторики;
-развитие и уточнение пространственно-временных представлений;
-развитие внимания, развитие памяти, развитие мышления.
Материалы и оборудование: незнайка, солнышко, лучики, мольберт, мячь, колокольчик, город из картона, букварь
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед : Здравствуйте ребята.
Дети Здравствуйте.
Логопед : Вы знаете, дорогие ребята, сегодня по дороге в детский сад мне встретился Незнайка и говорит: “Ирина Николаевна, я знаю, что вы работаете логопедом и учите детей правильно говорить, возьмите меня с собой в детский сад, хочу познакомиться с вашими ребятами и научиться правильно говорить”.
Я и привела его с собой. Потому что как раз сегодня я хотела отправиться с вами в интересное путешествие в город “ правильной речи”.
Основная часть:
Логопед :
- Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила :
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
Логопед : Ребята, как вы думаете что в начале нужно научиться делать, чтобы правильно выговаривать все звуки?
Дети: гимнастику для язычка.
Логопед : Правильно, я с вами согласна. Но язычку скучно одному выполнять гимнастику и он решил выполнить ее вместе с пальчиками. Сегодня нам будут помогать и наши пальчики.
(артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой
проводится одновременно с движениями сначала кисти одной руки, затем обеих рук, имитирующими движения челюсти и языка Приложение 1).
Логопед : - Итак, отправляемся в город правильной речи., но чтобы четко говорить надо и с пальцами дружить. Вы со мной согласны?
Дети да.
Логопед : -Поэтому разомнем наши пальчики на специальных дорожках. (Межполушарная доска- это доска с двумя зеркально нанесёнными лабиринтами для одновременного прохождения правой и левой рукой. Приложение 2)
Логопед : -Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок» Дети выполняют пальчиковую гимнастику.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их).
Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)
И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)
Логопед : - Замок, мы открыли, молодцы!
-Ой, ребята, а здесь письмо!
Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали наш город. Помогите нам расколдовать его!
-Нужно помочь жителям этого города. Поможем?
Дети: Да
Логопед : - Тогда, отгадайте загадку:
Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.
-Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.
-Злые волшебники и его заколдовали, а лучики разбросали в разные стороны. Давайте найдем их все вместе!
-Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.
Логопед зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку.
-1 задание-
Волшебный колокольчик, помоги,
Нам дорогу укажи. (Л. звенит колокольчиком и подходит к картинке с изображением животных)
Логопед : Незнайка ты умеешь называть слова ласково? Сейчас мы тебя научим.
«Назови ласково» Логопед, кидая мяч ребенку, называет слово, а он называет его ласково.
Примерные слова. гриб, ягода, лист, дерево, лес.
Логопед : Молодцы ребята теперь к солнышку возвращается лучик и Незнайка радуется вместе с нами, теперь он знает как превратить обычное слово в ласковое.
-2 задание-
Волшебный колокольчик, помоги,
Нам дорогу укажи. (Л. звенит колокольчиком и подходит к картинке с изображением сада и огорода)
Логопед : Незнайка а ты умеешь называть несколько слов одним словом? А наши дети умеют. Мы тебе сейчас покажем.
«Назови одним словом»
- груша, яблоко, персик, слива (фрукты)
- малина, земляника, черника, рябина (ягоды)
- помидор, огурец, морковь, свекла (овощи)
- подосиновик, лисичка, боровик, мухомор (грибы)
- берёза, дуб, сосна, ель (деревья)
-3 задание-
Волшебный колокольчик, помоги,
Нам дорогу укажи. (Л. звенит колокольчиком и подходит к картинке с изображением корзины с грибами)
Логопед : Незнайка сейчас тебя наши дети научат играть в очень интересную игру
«Что лишнее?»
- береза, дуб, ель, черника.
- боровик, мухомор, подберезовик, дуб.
- брусника, малина, клюква, мухомор.
- опята, лисички, подберезовик, мухомор.
Логопед : ребята, вы, наверное, немного устали, давайте отдохнём и разомнемся. Покажем Незнайке как мы умеем делать разминку
Физминутка: (htts ://yotu.be/X16PaOsfFsY)
-4 задание-
Волшебный колокольчик, помоги,
Нам дорогу укажи. (Л. звенит колокольчиком и подходит к лесу)
Ребята, в лесу на деревья подул ветер и мы с вами сейчас выполним упражнение для дыхания «Листочки» (выполняют упражнение)
-5 задание-
Волшебный колокольчик, помоги,
Нам дорогу укажи. (Л. звенит колокольчиком и подходит к картинке с изображением магазина)
Логопед : Незнайка ты умеешь называть признаки предметов? Мы сейчас тебя научим.
«Назови признаки»
- В городе правильной речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:
- Матрешка из дерева…
- Сумка из кожи…
- Если ручка сделана из пластмассы, то…
- Дом из кирпича…
- Блюдце из фарфора…
-6 задание-
Волшебный колокольчик, помоги
Нам дорогу укажи. (Л. звенит колокольчиком и подходит к изображению деревьев)
Л:- что мы видим?
Д:- дерево
Л: А на дереве, посмотрите, чего нет? Листочки есть?
Д:- Нет, листьев нет.
Л:- Ребята, подарим нашему дереву зелёные листья? Чтобы дереву помочь нужно поиграть в игру «Скажи наоборот»
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
День – ночь
Зима – лето
длинный – короткий
сильный – слабый
веселый– грустный
высокий – низкий
Смеяться – плакать
Закрыть – открыть
Надевать – снимать
Логопед : ребята, посмотрите, на блюдце появились листочки, их мы прикрепим к нашему дереву. Дерево ожило. Ребята, слышите, дерево говорит вам спасибо.
Дидактическая игра «выдели звук»
-Ребята, а из чего состоят слова? Из звуков.
-А сейчас приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах?
рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.
Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.
Ваза, мимоза, берёза, гроза, зубной, музыка.
Закрепление
-Ребята, вот и засияло солнышко в этом замечательном городе. Какое оно?
Дети (яркое, красивое, желтое, теплое)
- Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали всё.
Итог.
-Молодцы, жители этого необычного города говорят вам : «Огромное спасибо! И хотят нам что то подарить (книга правильной речи – букварь)
Давайте подарим наш букварь Незнайке. Пусть он дальше учиться правильно говорить, читать и писать.
- Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось.
- Что вам больше всего понравилось?
- о чем вы расскажите своим родителям?