Наталья Повернова
Логопедическое занятие по теме «Первоцветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционные задачи:
- расширять словарь по теме : Первоцветы
- закреплять умение употреблять в речи сложноподчиненные предложения
- формировать умение подбирать родственные слова к словам: ЦВЕТ, СВЕТ
- формировать навык составления описательного рассказа по схеме Т. А. Ткаченко
- развивать умение составлять сказку по предметным картинкам
- закреплять навык звуко –слогового анализа слов
- формировать синонимический ряд
- формировать умение составлять предложения из слов, согласовывать слова между собой
- учить драматизировать произведения.
Публикация «Логопедическое занятие по теме „Первоцветы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Первоцветы. Конспекты занятий
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Воспитательные задачи:
- Продолжать воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, активности и инициативности.
Л. – Ребята, посмотрите внимательно на весеннюю полянку и скажите, чего на хватает на этой картине? (Логопед или ребенок рисует на картинке о перечисленных явлениях: солнце, трава, листья, насекомые, перелетные птицы, животные, цветы)
Д. - На этой полянке не хватает солнышка, так как весной солнышко греет теплее, пригревает ярче.
- На этой полянке не хватает травы, потому что весной появляется вокруг зеленая трава.
- На этой полянке не хватает перелетных птиц, так как весной птицы возвращаются с теплых краев к нам.
- Я думаю, что на этой полянке не хватает зеленых листьев на деревьях, потому что весной набухают почки и появляются листочки.
- Я считаю, что на этой полянке не хватает насекомых, так как весной просыпаются насекомые и вылетают из своих норок.
- На этой полянке не хватает цветов, которые появляются весной.
Л. – Правильно, ребята вы сказали. Природа ожила после долгой зимы. Посмотрите, на нашей картине есть два интересных зеленых уха. Это, наверное, заяц зеленый спрятался. Уши есть, а зайца нет. Я предлагаю вам его найти.
Дети делятся на две команды (сиреневые и желтые цветы)
Л. – Вы (первая команда) должны составить сиреневый цветок и подобрать родственные слова к слову:
ЦВЕТ – цветок, цветочек, цветной, цветовод, цветочница, семицветик, первоцвет, светлый.
- Вторая команда желтого цветка подбирает родственные слова к слову:
СВЕТ – светать, светлый, светить, светик, светлячок, Светлана, сверкать.
Дети составляют цветок и объясняют значение каждого слова.
Л. – Ребята, зеленый заяц не появился и вам второе задание.
Команде сиреневого цветка предлагает составить описательный рассказ о Фиалке, а команде желтого цветка – придумать сказку об одуванчике.
Дети составляют описательный рассказ по схеме (Ткаченко Т. А.)
Д. – Это фиалка. Фиалка растет под деревьями и кустами. Название фиалка произошло от названия цвета лепестков. Лепестки фиолетовые у фиалки. Само растение небольшого размера. Появляется фиалка в середине мая. Фиалки обладают нежным ароматом. Фиалку используют в медицине для приготовления лекарств.
Дети составляют сказку об одуванчике по аналогии сказки «Сказка об одуванчике» по схеме: солнышко, глаза желтые, ресницы падают, одуванчик, солнышко смотрится в зеркало)
Д. - Это случилось давным-давно. На землю пришла весна. Всё вокруг радовалось приходу весны.
Солнышко тоже любило весну и всегда с удовольствием наблюдало, как она, одевала землю в изумрудно - зеленый наряд. Однажды утром проснувшись и сладко потянувшись своими теплыми, блестящими лучами оно стало усердно тереть свои золотые глаза. Глаза у солнышка большие с желтыми, шелковисто-пушистыми и густыми ресницами. Ресницы не выдержали усердия, с каким солнышко их тёрло, и посыпались на землю. Упав на зеленые луга земли, они превратились в золотисто – желтые цветы похожие на маленькое солнышко.
Люди назвали эти цветы одуванчиками. Увидев, в какую красоту превратились его ресницы, солнышко решило каждую весну усердно тереть глаза. Ему очень нравилось любоваться плодами своего усердия и ещё оно видело в одуванчиках свое отражение, как на фотографиях. Любуется, но никому не говорит, боится, что другие светила обвинят его в зазнайстве при таком количестве отражений. И до нынешних дней каждую весну сыпет оно свои ресницы на луга земли и молчит о своём, оно ведь скромное светило, а одуванчики украшают землю своей золотисто – желтой красотой.
Л. – Не появился зеленый заяц, жаль. Давайте с вами разомнемся.
- Физминутка "Фиалка".
На солнечной опушке Дети стоят.
Фиалка расцвела – Руками изображают цветок.
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла. Цветок над головой.
В траве она хоронится Взмахом рук показывают вниз.
Не любит лезть вперед,
Но всякий ей поклонится Наклоняются и «берут цветочек».
И бережно возьмет.
Л. - А теперь задание каждому из вас.
Варианты заданий:
- Выполнить звуко –слоговой анализ слов : одуванчик, фиалка, ландыш.
- Составить слова из букв, используя подсказку из цифр: медуница, ветреница, подснежник, незабудка.
Дети выполняют задания.
Л. – Ребята, а как можно назвать эти цветы одним словом?
Д. – Это первоцветы.
Л. Про первоцветы можно сказать, что они красивые, а еще (подбор синонимов)
Д. - Привлекательные, прекрасные, чудесные, милые, приятные.
Л. -Они бывают маленькие.
Д. -Мелкие, изящные, миниатюрные.
Л. –Ароматные
Д. - Душистые, пахучие.
Л. - Цветы появляются
Д. – Значит распускаются.
Л. Цветы благоухают.
Д. Цветы пахнут
Л. – Посмотрите, зеленый зайчик не хочет нам показывать. Мы с вами выполним еще одно задание.
Составить предложения из рассыпанных слов:
- У, аромат, фиалка, нежный.
- Весна, цветы, распускаются, первые.
- Мать –и - мачеха, первый. весенний, цветок.
- Одуванчик, солнышко, похож, на.
- Я, любуюсь, одуванчик, желтенький.
- Нектар, цветок, собирать, медуница, пчела, из.
- У, ландыш, тонкий, нежный, аромат.
- Лес, ландыш, расти, в.
Л. – Ребята, молодцы, вы правильно составили предложения. В некоторых из них была для вас подсказка про зеленого зайца. Вы догадались?
Д. Зелеными ушками называют листья ландыша, так как они похожи на уши зайца.
Л. Правильно, ребята, Вот и цветочки ландыша появились. Наша весенняя картина стала еще краше.
Л. А наши ребята, приготовили сказку «Медуница и шмель».
Драматизация сказки по ролям.
Медуница и шмель.
М. Скребцова
Проник теплый весенний лучик в норку шмеля и щекотит его:
— Эй, вставай, лежебока, слышишь, теплом пахнет.
Проснулся шмель, расправил крылышки, смотрит по сторонам, воздух хоботком нюхает. Действительно, теплом пахнет, и запах такой сладкий. Зажужжал шмель:
— Спасибо, лучик, ты так сладко пахнешь, что хочется съесть тебя. Я за зиму ужасно проголодался.
Засмеялся лучик:
— Это мои подарки весенние так пахнут. Я их для вас, шмелей, приготовил. Лети за мной.
Полетел шмель над полянкой, загудел. Привел его солнечный лучик прямо к цветочку разноцветному. Поздоровался шмель:
— Привет,цветочек, ты так сладко медком пахнешь. А сколько на тебе цветочков красивых: и розовые, и фиолетовые, и синие. Прямо не знаю, с какого начать угощаться.
Отвечает цветочек гордо:
— Это меня солнечный лучик да весна-красна так для вас, шмелей, раскрасили. Вы как раз просыпаетесь, когда я зацветаю: не успели глаза открыть, а для вас уже медовый завтрак готов.
Я советую тебе начать с синих цветочков. Розовые мои цветочки только расцвели. Они не успели еще золотистого солнечного тепла набрать и в медовый нектар его превратить. Фиолетовые мои цветочки до краев полны нектаром, сладким как мед. Недаром меня медуницей называют. А синие цветочки уже давно цветут, в них другие лакомки до тебя побывать успели, и нектара там почти не осталось. Мои цветочки даже белыми бывают, когда совсем состарятся и поседеют. Так что у меня целый букетик на одном стебельке, словно светофорчик лесной.
Наелся шмель сладкого нектара и поблагодарил Медуницу:
— Спасибо тебе, удивительный цветочек Медуница! Пора мне домой в норку теплую. Солнышко садится, весенний холодок подбирается. Не представляю, как ты без норки живешь? Кто тебя от холода защищает?
Отвечает Медуница:
— Есть, шмель, у меня на листочках особые волоски. Эти волоски, как шерстяная одежда, защищают меня от весенних холодов. Вот и не зябну я. Целыми днями впитываю тепло солнечное и вам, шмелям да другим сладкоежкам, нектаром медовым его возвращаю.
Полетел шмель к себе в норку. А по дороге все думает: «Как же удивительно у Матушки-природы все устроено: и мы, шмели, с голоду не умираем, и кормилица-Медуница защищена от холода.»