Елена Гайдар
Логопедическое занятие на тему «Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие мелкой моторики детей, отработка чёткого произношения слогов, слов одновременно с движениями, способствовать обогащению словаря и развитие грамматической стороны речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: уточнение, обобщение и расширение знаний детей по теме «Домашние животные», уточнение обобщающего понятия «домашние животные»; формирование навыка составления монологического высказывания из 2-3 предложений, учить согласовывать имена существительные с числительными, упражнять в употреблении имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; познакомить детей со словами, обозначающими животных разного рода
Коррекционно-развивающие: развивать мелкую моторику руки детей; формировать динамическую организацию двигательного акта: координацию, переключаемость движений
Воспитательные: воспитание умения у детей выполнять задания до конца; воспитывать умение слушать своих товарищей, продолжать упражнять детей в ответах полными предложениями.
Оборудование для детей: шаблоны животных, клеёнки по количеству детей, тарелочки с манной крупой на каждого ребёнка, клей ПВА на каждого ребёнка, салфетки влажные на каждого ребёнка, плакат с животными.
Оборудование для логопеда: шаблон животного, ноутбук, звёздочки по количеству детей, дидактическая игра «Один-много» (игра с прищепками, картинки с разными видами корма для животных (трава, зерно, яблоки, картошка, миска с молоком, косточка).
Демонстрационный материал: шаблоны животных, интерактивный плакат, картинки детёнышей животных.
Словарная работа. Номинативная лексика: названия домашних животных и их жилищ (козлёнок, ягнёнок, селезень, конь, кобыла, бык, боров, жеребёнок; конюшня, свинарник, коровник, птичник, конура, хлев, скотина, корма, сено, солома, кости, мясо, молоко, ферма, фермер.
Предикативная лексика: заботится, ухаживает, заготавливает, мяукает, лает, хрюкает, ржёт, мычит, блеет, кудахчет.
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Дети заходят в группу, приветствуют гостей и рассаживаются за столы.
Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться, размяться. Сделаем сейчас самомассаж рук и лица.
Если дождь стучит по крышам то сильней, то тише, тише. (постукивание подушечками пальцев).
Землю всю листва укрыла – значит, осень наступила.
Осень в гости к нам пришла, краски яркие взяла (поглаживающие движения).
Стала желтою трава, разноцветною - листва.
Осень в гости к нам пришла сильный ветер принесла
Листья пестрые летят… осень любит листопад! (спиралевидные движения)
(Дети вместе с логопедом выполняют.)
2. Изучение нового материала.
- Вводная беседа на тему: «Ферма. Домашние животные».
Логопед: Дети, сегодня поговорим с вами о ферме и о тех, кто живёт там. Скажите пожалуйста, для кого ферма является домом, кто живёт на ферме, как вы думаете?
Дети: Корова, собаки, куры, поросята …
Логопед: Как можно одним словом назвать животных, которые живут на ферме?
Дети: домашние животные.
Логопед: Почему их так называют? Отвечаем полными предложениями.
Дети: Их называют домашними животными, потому что они живут рядом с человеком. Люди за ними ухаживают, они их кормят, поют, заготавливают для них корма…
Логопед. Всё верно. А как называют людей, которые работают на ферме, ухаживают за животными?
Дети: фермеры
Логопед: Верно. Фермеры выращивают скотину, обрабатывают поля и засеивают их, собирают урожай. Повторим все вместе новое слово, оно нам сегодня пригодится на занятии - фермеры. Вот и у нас появилась своя небольшая ферма, посмотрите какая она (обратить внимание детей на интерактивный плакат с изображением фермы). Есть здесь и поля, и луга, и постройки для скотины, но вот только мало животных в загонах, конюшнях, да и грустные они… Предлагаю сейчас поиграть в игру «Мама, папа и детёныш».
Я показываю вам картинку животного, о котором будем говорить. Например: цыплёнок, его мама курица, а папа петух. Вам понятно, как нужно отвечать? (Показываю картинки жеребёнка, щенка, котёнка, поросёнка, утёнка, цыплёнка, козлёнка, ягнёнка). Скажите, что они делают, когда издают звуки? (кудахчет, мычит, ржёт, блеет, крякает, хрюкает;
Молодцы, для первого раза вы хорошо справились с заданием. А сейчас предлагаю сделать нам распевку про животных и порадовать всех обитателей фермы.
3. Логопедическая распевка с элементами логоритмики.
Жа-жа-жа-мы в лесу нашли ежа.
Жу-жу-жу-дали яблоко ежу.
Же-же-же- ёжик съел его уже.
Жи-жи-жи- нам животик покажи.
Ко-ко-ко-курочке сказать легко.
Ца-ца-ца- стоит белая овца.
Бе-бе-бе- чётко блеет в тишине.
Мур-мур-мур- мурлыка-кошка.
Гав-гав-гав- лает дворняжка.
Му-му-му- привезли меня на ферму.
Ра-ра-ра - я кричу с тобой ура.
4. Практическая часть.
Логопед. Замечательно у нас получилось. Распевочку мы сделали, животных повеселили. Но нашим животным не хватает друзей. Давайте поможем фермеру обзавестись новой скотиной, а для тех, кто там уже живёт- друзьями. Для этого нам понадобится: клеёнка, шаблон животного, клей, манка и салфетка, чтоб вытирать руки. У всех всё есть? Замечательно. У каждого свой шаблон животного, который вы должны сделать узнаваемым, красивым с помощью клея и манки. Клеем отмечаете у животного, например, рога, копыта или пятнышки на теле. Затем очень хорошо посыпаем манкой, густо и оставляем подсыхать. Всё понятно? Тогда приступаем к работе (звучит фоновая музыка).
(Логопед находится рядом с детьми на случай, если надо помочь, подсказать.)
Логопед: Молодцы, хорошо поработали, отложили в сторону свои шаблоны. Сейчас вы по очереди расскажите: какое животное у вас было; что вы о нём знаете; чем оно питается? Только постарайтесь, что бы предложения были полными.
Предполагаемые ответы детей (дети отвечают сидя).
Ребенок: У меня была корова. Это домашнее животное и питается она зерном, травой. А жить она будет в коровнике.
Ребенок: А у меня коза. Она живёт в хлеву и кушает травку, пьёт воду.
Ребенок: Мне досталась кошка. Она ест рыбу и пьёт молоко.
Аналогично опрашиваются все дети.
Логопед. Какие же вы молодцы! Давайте немного разомнёмся сейчас.
5. Динамическая пауза, с элементами логоритмики.
6. Закрепление изученного материала.
Работа с плакатом.
Логопед: а теперь мы должны расселить наших животных по местам, кто где живёт на ферме- в свинарнике, коровнике, хлеву или конюшне и какой корм они любят. Подходим по очереди к плакату и говорим, кого и куда помещаете. А ещё прикрепляйте картинки с тем кормом, который едят животные (показываю, где находятся картинки с изображением корма;
Ребенок: У меня свинья и она живёт в свинарнике. А кормят её яблоками, картошкой
Ребенок: Моя лошадь будет жить в конюшне. Кормить её будут зерном, травой.
Все дети размещают своих животных, корм и проговаривают предложения.
Логопед: Вот ребята, нашим животным мы добавили друзей, рассказали полными предложениями о том месте, где они живут (об их домах) и о том, кто, что ест.
Давайте теперь вместе проговорим предложения, кто где живёт. (Дети договаривают предложения, начатые логопедом)
- Корова живёт в…
-Конь живёт в…
-Куры и селезни живут…
Аналогично проговариваем по всем животным.
Замечательно у нас всё получилось. А в качестве поощрения предлагаю вам игру «Один-много». Согласны ещё поиграть?
Дети: Да
Подходим к столу, берём по одной прищепке и по очереди называем изображённого животного, открываем прищепку, смотрим на цифру написанную и говорим про этого же животного, но во множественном числе.
А как ласково можно назвать твоего животного? (вопрос задаётся каждому ребёнку;
Какие же вы у меня молодцы, справились и с этим заданием на отлично!
7. Подведение итогов занятия, рефлексия.
Логопед: Чем мы сегодня занимались на занятии? Что вам запомнилось, понравилось больше всего из того, что мы делали? Как вы думаете, получилось у нас с вами заполнить ферму животными? Кому мы так помогли?
Вы все сегодня работали хорошо, Молодцы. И поэтому каждый получает от меня вот такую звездочку. Молодцы. А нашим гостям мы бы хотели на память подарить небольшие сувениры-шнуровки.
Спасибо вам за внимание.