Воробьева Яна
Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Деятельность учителя-логопеда в инклюзивном образовании играет важное значение, так как своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи ребенка с ОВЗ способствует развитию его познавательной деятельности, лучшему усвоению школьной программы, дальнейшей социальной адаптации.
Публикация «Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Как правило у детей с ОВЗ чаще всего встречается задержка психо-речевого развития и как показывает практика одновременное пребывание детей с ОВЗ с нарушениями речи и детей без речевой патологии в нормальной речевой среде благотворно влияет на развитие их языковой способности. Дети с тяжелыми нарушениями в таких группах постоянно слышат правильную детскую речь, речь специалистов и воспитателя группы, что помогает им лучше контролировать свою собственную речь, формировать языковые нормы. В свою очередь дети без речевой патологии учатся в абсолютно нормальной естественной обстановке терпимо относиться к детям с ОВЗ, помогать им преодолевать речевые нарушения.
При организации коррекционно-педагогической деятельности мною, как учителем-логопедом, проводится диагностика речевого и общего развития с помощью использования методик Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, З. Е. Аграновича, В. П. Глухова, Н. Е. Бедяевой, Н. В. Г. А. Волковой, О. Б. Иншаковой.
Процесс обобщения и анализа полученных данных позволяет мне выяснить структуру дефекта, выделить сохранные и нарушенные компоненты со стороны речи и психических процессов, установить «зону ближайшего развития».
На основании выше перечисленного мною строится дальнейшая коррекционная работа, которая осуществляется на индивидуальных или подгрупповых занятиях. Коррекционно-образовательная деятельность планируется и проводится с соблюдением требований программы «Детство» и элементов коррекционных программ:
- Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 3 до 7 лет) (Нищева Н. В.);
- Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта (Екжанова Е. А., Стребелева Е. А.);
- Подготовка к школе детей с задержкой психического развития (Шевченко С. Г.);
- Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (Баряева Л., Гаврилушкина О., Зарин А.).
Добиться положительного результата в логопедической работе мне позволяет:
- тщательный отбор наглядного и дидактического материала к занятиям;
- оптимальное распределение времени на каждый этап, компетентная подача материала;
-использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия.
При подборе содержания логопедических занятий для детей с нарушениями речи мною учитывается принцип доступности, но при этом не мало важное правило - не допускать излишнего упрощения материала. Содержание должно соответствовать психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям, чтобы должным образом активизировать их деятельность.
Как показывает практика дети с тяжелыми нарушениями речи имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, наблюдается повышенная утомляемость, и чтобы их заинтересовать, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.
В своей работе особое внимание уделяю инновационным технологиям. В практике использую здоровьесберегающие технологии, которые наиболее актуальны для детей с ОВЗ. Провожу дыхательную и артикуляционную гимнастику, активно использую для развития моторики «Су — Джок» терапию, во время занятий провожу мышечную релаксацию в сочетании с упражнениями по профилактике нарушений зрения, снятия напряжения глазных мышц.
Для повышения интереса к логопедическим занятиям, поддержания мотивации ребенка, заинтересованности его в получении новых знаний, я использую компьютерных технологии и технические средства обучения.
Помимо детей с ЗПР встречаются и неговорящие дети. В работе с неговорящими детьми мною используется очень эффективный метод - метод наглядного моделирования, основанный на использовании пиктограмм.
Для достижения более быстрых результатов, при постановки звуков у детей с ОВЗ, оправдал себя и метод содружественного взаимодействия руки и языка – метод биоэнергопластика, при практическом применении которого мною наблюдалась положительная динамика в активизации интеллектуальной деятельности детей с ОВЗ, в развитии координации движений и мелкой моторики.
Так же из опыта своей работы могу сказать, что благотворное влияние на развитие интеллектуальных и личностных качеств детей, на формирование предпосылок к учебной деятельности способствуют логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры В. Воскобовича.
Не мало важным фактором в организации инклюзивно-образовательного пространства и коррекционно-педагогической деятельности играет тесное взаимодействие меня, как учителя-логопеда с другими специалистами дошкольного образовательного учреждения. Для воспитателей провожу как запланированные, так и не запланированные консультации, информирую их о тех или иных проблемах, возникающих в процессе коррекционной работы, обязательным условием является ведение тетради взаимодействия.
Важной составной частью коррекционной работы с детьми м ОВЗ является привлечение родителей в единый коррекционный процесс. Без повышения родительской мотивации в отношении сотрудничества с детским садом трудно добиться положительных результатов. Работа с родителями осуществляю путем анкетирования, индивидуальных консультаций и бесед, семинаров, мастер-классов, проведения открытых занятий с детьми с участием родителей, организации совместных детско-родительских мероприятий.
Благодаря использованию специальных образовательных программ, специальных методических пособий и дидактических материалов, применению инновационных технологий, а также тесной взаимосвязи в работе логопеда, родителей и всех педагогов, достигаются высокие результаты в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.