Ирина Кокорина
Логопедическое развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Правильной Речи»
Логопедическое развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну «Правильной речи»
Цель: Актуализировать представления по теме «Осень. Овощи. Фрукты»
Задачи:
- закрепить и расширить объем знаний по темам «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
Публикация «Логопедическое развлечение для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в страну Правильной Речи“» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- развивать способность узнавать овощи и фрукты по описанию, вкусу и правильно
называть их;
- продолжать развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, память
- закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным
значением, существительных множественного числа Р. п. ;
- способствовать развитию артикуляционной моторике, речевого дыхания;
- создать радостное, позитивное настроение у детей
- воспитывать бережное отношение к природе
Материалы и оборудование:запись голосов птиц, колонка, указ царя Словаря, осеннее
дерево, листья березы, клена, дуба, рябины, осины, карточки с заданиями, две корзины, муляжи фруктов и овощей, посылка, фрукты (яблоко, груша, банан, мандарин, овощи
(лук, помидор, огурец, морковь, две кастрюли, тарелки, влажные салфетки, индивидуальные зеркала
I этап. Мотивация детей к деятельности.
Воспитатель: Ребята, что за шум вокруг нас? Слышите? Это сорока принесла нам новость, очень интересно. Хотите узнать? Слушайте.
В стране Правильной речи царь Словарь издал указ:
«Всем, всем, всем!
Жителям и гостям
Нашего царства-государства
ПОВЕЛЕВАЮ!
Каждый день, всегда, везде
И в общении и игре
Ясно, четко говорить,
Звуки все произносить
Слушать их внимательно,
Знать буквы обязательно!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что же это за страна? А вы бы хотели в нее попасть? Смогли бы вы проговаривать правильно все звуки в словах, не допускать ошибок? (Ответы детей).
Воспитатель: А чтобы попасть в эту волшебную страну, нужно закрыть глаза, сделать глубокий вдох носом – выдох носом, вдох носом – выдох ртом, вдох ртом – выдох носом, вдох ртом – выдох ртом.
II этап. Постановка детьмицели предстоящей деятельности.
Воспитатель: Вот мы и оказались в стране Правильной речи. Посмотрите, ребята, вокруг и скажите какое время сейчас? Да, правильно – осень. Видите, а кто это там на полянке сидит? Здравствуйте.
Герои: Здравствуйте, а вы кто?
Воспитатель: Мы ребята из детского сада, услышали о вашей волшебной стране, и пришли к вам в гости. А вы кто?
Словарик: Я Словарик.
Грамотей: А я Грамотей.
Воспитатель: А мы слышали, что царь Словарь издал указ. Ребята, скажите, что это за указ? (ответы детей)
Словарик:Он не только издал указ, но еще и заданий сложных всем надавал! Нам с Грамотеем повезло, нам достались самые легкие задания – нужно правильно назвать с какого дерева лист и сварить суп и компот. Вы нам поможете?
Воспитатель:Ребята, вы согласны помочь Словарику и Грамотею? Как мы можем это сделать? (ответы детей) Вы согласны? Какие условия из указа мы должны соблюдать?
III этап. Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности.
Грамотей:Ребята, а чем удивительна осень? (ответы детей) Да, действительно, осень взяла самые красивые краски и стала раскрашивать все деревья по-разному: одни деревьяв желтый, а другие в ярко красный и оранжевый цвет. А однажды подул сильный ветер и стал срывать листочки с деревьев и разбрасывать в разные стороны. Вот их сколько лежит на нашей поляне. Помогите нам, пожалуйста, разобраться, с какого же дерева лист. Проводится д/игра «С какого дерева лист»
- С какого дерева упал этот лист? (с березы)
- Значит он какой лист? (березовый)
- А этот необычный, красивый листочек с какого дерева? (с клена)
- Какого цвета кленовый лист? А какие еще они бывают? (зеленые, оранжевые, красные)
- Угадайте, какой лист сейчас у меня в руке? (лист рябины)
- А этот лист с какого дерева упал? (с дуба)
- Значит, он какой? (дубовый). Молодцы! Справились с первым заданием.
Словарик:Следующие задание совсем легкое – нам надо сварить суп и компот. Я для супа возьму яблоко, банан, апельсин…
Грамотей:А мне для компота понадобится свекла, морковь, лук, капуста….
Воспитатель:Подождите, подождите. Ребята, правильно Словарик и Грамотей выбрали продукты для супа и компота?
Дети: Нет.
Воспитатель: Поможем им? Сейчас мы с вами разделимся на две команды и выполним упражнение «Сварим суп и компот» (первая команда складывает в кастрюлю овощи для супа, вторая – фрукты для компота).
Воспитатель: Все готовы? Раз- два – три – начни (после выполнения – проверка).
Словарик:И с этим заданием вы справились, мы же говорили, что они легкие. А есть у царя Словаря такие задания, что еще никто и никогда не смог их выполнить.
Словарик: Видите, на поляне стоят две корзины? Одна большая - корзина, и маленькая – корзиночка. Задание сложное, слушайте внимательно. В корзину нужно положить «большие слова», а в корзиночку – «маленькие». В корзину я положу яблоко, а в корзиночку – яблочко (лимон, кукуруза, груша, апельсин, огурец, абрикос, помидор и др.)
Словарик: Ребята, у вас все так хорошо получается, вы все задания выполняете правильно.
Грамотей: А вот мы, как ни стараемся, не можем звуки запомнить, путаем их все время. КОСКА, САПКА, НОШКИ, ЛЫБА.
Воспитатель:Ребята, поможем Грамотею и Словарику не путать звуки, правильно и красиво их всегда проговаривать? (ответы детей)
Воспитатель:Чтобы правильно и красиво говорить, нужно выполнять специальную гимнастику, гимнастику для язычка. Хотите мы и вас научим?
«ЧАСИКИ»
Тик-так,тик-так
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
«КАЧЕЛИ»
Сели дети на качели
И взлетели выше ели,
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Ох, и вкусное варенье,
Жаль, осталось на губе!
Что тут долго рассуждать
Губы надо облизать.
«ЛОШАДКА»
Язычок мы приподняли,
Цокать язычком мы стали.
Цок-цок-цок, цок-цок-цок
Сколько у лошадки ног?
Всё быстрей, быстрей, быстрей,
Цокай, цокай веселей
«ДЯТЕЛ»
Язычок за зубками
Что-то вытворяет,
Словно дятел долбит,
Часто ударяет
Д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д.
Воспитатель:Еще нужно много тренироваться, проговаривать слова и чистоговорки. Но нужно заниматься с желанием и удовольствием. Хотите попробовать? Повторяйте за нами!
Шла-шла-шла- осень к нам пришла
Ца-ца-ца- осень у крыльца
Ош-ош-ош- до чего же день хорош
Та-та-та- осень-это красота
Ду-ду-ду- фрукты собирай в саду
ЕС-ес-ес- за грибами пошли в лес
Су-су-су- очень холодно в лесу
Жат-жат-жат- листья желтые кружат
Же-же-же- дождь пошёл уже
Ёт-ёт-ёт- дождь на улице идёт
Ужи-ужи-ужи- на дорогах лужи
Словарик: Вот теперь мы знаем, как тренировать язычок, чтобы всегда красиво проговаривать все звуки.
Грамотей: Мы теперь каждый день будем выполнять эту волшебную гимнастику. Спасибо вам, ребята.
IV этап. Самостоятельная работа с детьми по апробации способов деятельности.
Воспитатель: Волшебница осень не только разукрасила листья на деревьях, но еще успела побывать в садах и огородах.
- Чем она нас порадовала? (урожаем). Вот и для нас осень прислала посылку, но не простую, а с загадками. Если вы отгадаете все загадки, то узнаете, что лежит в посылке.
Словарик: Я достаю круглое, румяное, гладкое и сладкое, что растет на дереве. Что это? (яблоко).
- Какие еще плоды растут на деревьях? груши, сливы, мандарины)
- А если варенье сварим из яблок, то, как оно будет называться? (яблочное варенье).
-А если из груши? (грушевое).
Воспитатель просит отгадать следующую загадку (Сверху мала я, а снизу большая. Вот я какая! (груша) и найти в посылке плод.
- Что ты там нащупал? (грушу)
- А как ты узнал, что это груша? (по форме, она похожа на лампочку)
-А что можно сварить из груш, кроме варенья? (компот)
Воспитатель:Вот видите, какая осень щедрая, прислала нам яблоки и груши. А как назвать эти плоды, одним словом? (фрукты). Правильно.
Грамотей вытаскивает из посылки огурец. А сейчас отгадайте следующую загадку:
Лежит меж грядок
Зелен и сладок (огурец).
- Какого цвета огурец? (зеленого)
- А где растет? (на грядке)
- И еще есть загадки (про лук, морковь, помидор)
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (морковь)
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (лук)
Летом, не боясь жары,
Зрели красные шары.
Вызрели как на подбор.
Что за овощ (помидор)
- Как назвать одним словом то, что растет на грядках? (овощи)
Воспитатель: Если уродился хороший урожай огурцов, помидор, то их заготавливают на зиму. – Кто знает как? (ответы детей)
- В каком виде мы употребляем огурцы, помидоры? (в сыром виде, в салатах, маринованные)
- И сейчас мы с вами их и попробуем. Д/игра «определи по вкусу»
Герои ставят на стол тарелку, на котором лежат ломтики разных фруктов и овощей. Просят детей закрыть глаза. Каждый ребенок получает по кусочку фрукта и овоща.
Воспитатель: Сладкий или кислый на вкус кусочек? Что это? (каждый ребенок называет то, что он попробовал)
- Чем полезны фрукты и овощи? (витаминами)
Воспитатель: Действительно, овощи и фрукты приносят нам пользу, они очень полезные и в них много витаминов, необходимых, чтобы вы скорее выросли и были здоровыми. Видите, как заботится о нас осень. Давайте, поблагодарим ее и подарим ей песню.
V этап. Рефлексия, подведение итогов, обсуждение результатов.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Вы, помните, как мы попали сюда? Закрываем глаза, сделать глубокий вдох носом – выдох носом, вдох носом – выдох ртом, вдох ртом – выдох носом, вдох ртом – выдох ртом.
- Ну, вот мы с вами вернулись в наш садик. Ребята, что вам больше всего запомнилось? Что было трудно выполнить? Вам было интересно выполнять задания царя Словарика? Как вы оцените свои успехи?
Ребята, а понравилось вам наше путешествие? Предлагаю вам оценить
свое настроение и отношение к нашему путешествию, со всеми ли заданиями вы справились легко, какие задания вам показались трудными, а может быть вам совсем не понравилось наше сегодняшнее путешествие…