Елена Бондарева
Логопедический тренинг «Учимся играя, речь развивая»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедический тренинг «Учимся, играя – речь развивая»
Цель: Повышать компетентность педагогов по вопросам особенностей развития речи ребёнка старшего дошкольного возраста, и методов, приёмов её развития.
Темочки:
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Задачи: Познакомить коллег с особенностями развития речи детей 5-6 лет. Познакомить с играми и упражнениями, развивающими устную речь ребенка. Информировать о значении и с правилами выполнения артикуляционных упражнений. Отработать правильность выполнения артикуляционных упражнений (на примере комплекса для шипящих звуков). Активизировать позитивный семейный опыт по проблеме речевого развития детей дома.
Оборудование: коробка, колокольчик, лист бумаги, ножницы, баночка с крышкой, погремушка, автоматическая ручка, ложка, кружка, компьютерная мышка, зеркала, пособия по развитию речи.
Подготовительная работа:
1. Подготовка презентации «Учимся, играя – речь развиваваем».
2. Организация выставки книг, игр, направленных на развитие артикуляционной моторики, выработки целенаправленной воздушной струи.
3. Составление буклета «Рекомендации по развитию речи»
Ход логопедического тренинга
Уважаемые коллеги, добрый день! Сегодня Вы узнаете: Какие трудности в произношении звуков имеет ребенок.
• Как помочь ребенку в преодолении неправильного произношения звуков?
• В какие игры и упражнения с ребенком играть, чтобы звуки правильно произносить и многое другое.
Сейчас я вам предлагаю поиграть, звуки разные послушать и угадать.
В коробке лежать звучащие предметы: колокольчик, лист бумаги, ножницы, баночка с крышкой, погремушка, автоматическая ручка, ложка, кружка, компьютерная мышка.
Педагогам предлагается послушать и угадать, звучащий предмет.
- Что вы слышали? Звуки разные.
Любой предмет издает звук. Все что нас окружает и издает звук. Это все неречевые звуки. Звуки мы слышим и, конечно, произносим. Назовите, пожалуйста, любой речевой звук. Вы произнесли речевые звуки. А как правильно произносятся те или иные звуки, об этом мы сейчас с вами поговорим. Формирование правильного произношения всех звуков речи у детей заканчивается к 5-6 годам. Но, увы,у большинства детей этого не происходит.
- Как вы думаете, что может влиять на несформированность правильного произношения?
- несформированность артикуляционного аппарата (слабость мышц языка, губ, или наоборот напряжение, тонус мышц). Как вы помните, язык это мышца.
- короткая подъязычная уздечка; (при поднятом языке вверх – длина уздечки 1,5 см)
- строение зубов, нарушение прикуса;
- несформированность фонематического восприятия (умение слышать и различать звуки)
- недостаточная сила и направленность воздушной струи.
Для каждого звука определенное положение губ, языка, направленность воздушной струи, участие голосовых связок.
(Характеристика группы звуков свистящих, шипящих, л, р.). Произнесение педагогом каждого звука. (в каком положении губы, зубы, язык, воздушная струя).
С, З, Ц. Ш, Ж, Л, Р.
Неправильное произношение данных звуков. (по сводной табл. звукопроизношения).
Что мы можем сейчас сделать на данном этапе? Как помочь детям? Подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков.
Выполнение артикуляционной гимнастики – это комплекс упражнения для развития подвижности органов артикуляционного аппарата (губ, языка, щек).
Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение и подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
РЕКОМЕНДАЦИИ посетить консультацию невропатолога.
Для улучшения кровоснабжение и подвижность артикуляционных органов, уменьшить напряжённость артикуляционных органов. Для быстрой постановке и автоматизации звуков.
Упражнения выполняются перед зеркалом.
Выполнение под счет, начиная с 1 –до 5, 10 раз. В промежутках, выполняйте упражнения на дыхание – сдувание кусочка ваты, кусочка бумаги. Сначала дуть в губы, следить, чтобы щеки не надувались. Затем дуть на язычок.
Сформированность фонематического восприятия - умение слышать и различать звуки из чужой речи.
Игра «Внимательные ушки»
Сейчас я вам буду называть звук а, если вы услышите данный звук, хлопните в ладоши.
Выделение звука из ряда звуков – а, о, у, ы, а, и, а…
Выделение звука из ряда слогов – ма до, мы, ам, сы, са., .
Выделение звука из ряда слов – дом, сыр, мак, стол, ваза, бык…
Вы можете выполнять разные движения: хлопнуть, топнуть, прыгнуть, присесть, руку поднять или картинку, букву с данным звуком.
Повторение слоговых пар :
Па-ба-па, ба-па-ба:
Са-за-са, за-са-за.
Ша-са-ша, са-ша-са и т. п.
Придумывание слов с заданным звуком, подбор картинок.
На основе фонематического восприятия формируется фонематические процессы:
- выделение первого ударного звука в слове.
(астра, осень, уши и др.)
- определение первого согласного звука в слове;
- определение последнего согласного звука в слове.
- определение места звука в слове (в начале, в середине или в конце).
Показ наглядного материала.
- характеристика гласных и согласных звуков по схеме.
- делить слова на слоги; (похлопывание, «протопывая» слова, делим на слоги)
* различать твердые и мягкие согласные;
* различать слова, похожие по звучанию; Мышка - мишка, трава- дрова, суп-зуб).
* находить слова, в которых нет заданного звука;
* осознавать основные элементы языка — слово, слог, звук.
Слоговая структура слова
Пятилетние дети воспроизводят слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. (градусник, тротуар, температура). Если у кого–то и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов. Достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного «поучить» его правильно произносить слово (проговаривание по слогам, и малыш быстро введет это новое слово в самостоятельную речь
Лексика.
В речи ребенка этого возраста появляются собирательные существительные. (Существительные обозначающие совокупность лиц, предметов, явлений как единство, как одно неделимое целое. Они не могут употребляться во множественном числе.) Например: родня, детвора, листва, бельё и пр.)
Ребенок вводит в речь прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший., а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный.).
Дети шестого года жизни владеют обобщающими понятиями. Например: «транспорт», указывая, что транспорт бывает воздушный (самолет, вертолет., водный (катер, паром., наземный (автобус, поезд., подземный (метро).
Имеют представление
- о сезонных изменениях в природе;
- о выращивании овощей и фруктов;
- о лесных ягодах и грибах;
- о хищных и травоядных, домашних и диких животных;
- о насекомых и птицах, рыбах.
Ориентируются в пространстве (право, лево, сзади.) и времени (вчера, сегодня, ночью.).
Знают
- названия месяцев, дней недели, части суток;
- называют основные цвета и их оттенки;
- называют фигуры и какой формы предметы (круглые, овальные, треугольные, прямоугольные, квадратные).
- называют части предметов: мебели, автомобиля, обуви.
- называют глаголы, обозначающие действие «Кто как голос подает?»
(курица, петух, овца, лошадь, кошка, собака)
Сформированность грамматического строя речи.
• Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (в, на, под, с, из, из-под.);
Игра «Где предмет»
Использование игрушки, родителям показать разное расположение игрушки по отношению к предметам. (НА, ПОД, СО, ЗА, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, НАД, В)
- правильно изменяет имена существительные по числам и падежам;
Игра «Один-много»
Взрослый называет один предмет, а ребенок много. Проигрывание с родителями.
Задаем вопросы по картинке. Рассматривание и задавание вопросов по картинкам.
Что?-Кто?
Кого взял? Чего нет?
Кому? Чему?
Кого? Что?
Кем? Чем?
О ком? О чем?
- правильно согласовывает в речи существительные с числительными (пять ложек, пять яблок, груш, конфет);
Считаем предметы? (Называем и считаем каждый предмет).
- согласовывает прилагательные с именами существительными в роде числе и падеже (море синее, стулья деревянные, кукле новой);
Игра «Какой предмет».
- образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи, папин.);
«Чей хвост, ухо?» и пр.
- правильно по смыслу применяет все части речи.
- называют детенышей животных.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ.
В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы. К концу дошкольного периода дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
Советы родителям!
Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:
1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т. д.
2. Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе. Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т. д. В литературе можно встретить множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников. Это такие, как: «Назови любимые игрушки», «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши свою одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.
3. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые (сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком. Помните об этом, уважаемые взрослые!
4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь