Екатерина Шатохина
Логопедический проект в подготовительной к школе группе «Домашние животные и их детёныши»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедический проект
«Домашние животные и их детёныши»
Вид проекта : информационный практико-ориентированный, творческий.
Срок реализации: 07.11.23 – 10.11.23г (1 неделя).
Тип проекта : краткосрочный, групповой.
Актуальность темы:
Жизнь нашего общества без домашних животных?
Публикация «Логопедический проект в подготовительной к школе группе „Домашние животные и их детёныши“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Домашние животные и их детеныши
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Проекты
- Животные. В мире животных
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
Нет, это невозможно! Мы привыкли к четвероногим друзьям и помощникам. Многие тысячелетия они живут рядом, кормят и поят, одевают и обувают нас, отдают нам свою привязанность, тепло и ласку, побуждая в наших сердцах благодарность и доброту.
Поэтому формирование бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни ребенка. Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные в доме - важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. По словам ученого "Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу".
Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом.
Участники проекта :
1. Учитель –логопед Шатохина Е. Ю.
2. Воспитатель коррекционной группы Астрецова Н. С.
3. Воспитанники подготовительной группы «Дюймовочка 1».
4. Родители.
Проблема: У детей с ОНР наблюдается резкое расхождение объёма пассивного и активного словаря, неточное употребление слов, многочисленные вербальные парафазии. Объём словаря у дошкольников с ОНР сужен. Мы решили организовать свой логопедический проект. В первую очередь он несёт коррекционную направленность Дети, участвуя упражняют свои речевые возможности, тренируют языковые навыки и умения.
Дошкольники имеют недостаточные представления о домашних животных, об их детёнышах, особенностях внешнего вида, условий обитания, повадках, о жилищах животных. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Все дети любят животных и просят родителей завести того или иного зверька. Однако, зачастую они относятся к своим питомцам, как к неодушевлённым мягким игрушкам, не понимая, что это чувствующие существа, требующие ухода. Поэтому представляется важным не просто расширить знания о домашних животных, но и прививать детям ответственность, чтобы они проявляли заботу по отношению к своим любимцам.
Цель проекта : формировать знания детей о домашних животных.
Задачи проекта :
Коррекционно-образовательные:
- активизировать и расширить словарь по теме: «Домашние животные»;
-развивать умение отгадывать загадки по темам;
-совершенствовать навыки согласования слов в предложении;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- стимулировать речевую активность детей.
Коррекционно-развивающие:
- разучивание стихов;
- развитие мелкой моторики;
- развитие связной речи;
- развитие речевого дыхания.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать экологическую культуру;
-создать положительный эмоциональный настрой.
Задачи по работе с родителями:
- Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Предполагаемый результат:
Дети будут знать и называть домашних животных, особенности внешнего вида, жизненные проявления, повадки, приспособления к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты).
Дети научатся составлять описательный рассказ о животном с использованием плана-схемы.
Дети научатся связно и последовательно передавать содержание литературного текста с опорой на предметные картинки.
Дети будут уметь с помощью различного материала совместно с родителями создавать образ животного, подбирать интересный познавательный материал об этом животном.
- активизация словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме «Домашние животные»;
- совершенствование навыков связной речи;
- развитие логического и образного мышления;
- развитие слуховой, зрительной памяти, внимания, восприятия;
- умение ребёнка отвечать на вопросы полным, развернутым предложением;
- умение пользоваться план – схемой;
- приобретение детьми навыков словообразования и словоизменения.
Основные этапы реализации проекта :
1 этап. Определение темы проекта, целей, задач, сбор информации, литературы, подготовка дидактических материалов по теме: «Домашние животные».
2 этап. Совместная деятельность детей, родителей, воспитателя и учителя-логопеда :
-проведение образовательной деятельности, беседы о домашних животных. Рассматривание иллюстраций, фотографий, развивающих презентаций, мультфильмов;
-чтение книг по теме, разучивание стихотворений, составление описательного рассказа о домашних животных.
-работа с родителями: изготовление книжки-малышки о животном, консультирование, составление рассказа, разучивание пословиц и поговорок о домашних животных.
3 этап.
- выставка детских рисунков по теме недели: «Домашние животные».
Описание продукта, полученного в результате проекта.
Коллективная работа детей и взрослых - выставка на тему «Домашние животные - братья наши меньшие».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Этапы проекта :
1 этап. Организационный
Проектная деятельность Задачи Сроки реализации
Изучение уровня знаний по теме, используя модель трех вопросов: Что мы знаем о домашних животных? Что хотим узнать? Где мы можем узнать? Определить актуальные знания детей о домашних животных За неделю до начала проекта
Составление тематического планирования Методическое обеспечение проекта В течение недели до начала проекта
Организация развивающей среды Информационное обеспечение проекта Обеспечение проекта наглядными материалами В течение недели до начала проекта
Организовать развивающую среду таким образом, чтобы она провоцировала детей на самостоятельный поиск информации и отражение ее разнообразной деятельности:
- научно-популярная, научно-художественная, справочная литература;
- зарисовки, рисунки, схемы, модели, фотографии, картины;
- трафареты и книжки - раскраски, с изображением домашних животных;
- изготовление, подбор дидактических игр и пособий по теме;
- модели ухода за животными;
- разрезные картинки, пазлы, «Домино - животные», «Лото –животные»;
- картины из серии «Домашние животные»;
- иллюстрации с изображением домашних животных;
- атрибуты с изображением животных в уголок;
- материалы и оборудование для свободного рисования, лепки, аппликации;
- строительный материал;
- лего – конструктор;
- плакаты «Какую пользу приносят домашние животные».
2 этап. Планирование деятельности
С воспитанниками была проведена следующая работа:
Проектная деятельность Задачи
П/и «Лохматый пес», «Кот и мыши», «Козел и ребята», «Веселые козлята», игры-имитации «Разные собаки», «Изобрази, а мы угадаем». Рассматривание схем упражнений, выполнение физкультминуток «Корова», «Козочка», «Кошка», пальчиковых гимнастик «На дворе».
Артикуляционная гимнастика "Собака", "Кошка", "Лошадь", "Корова". Речь с движениями "Как животных нам назвать?", "По хозяйству помогаем".
Дыхательная гимнастика «Как ржёт лошадь», «Собака дышит», «Собака рычит». Соблюдение двигательной активности через участие детей в подвижных играх, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве. Закрепить правильную артикуляцию речевого дыхания, силу голоса. Выработать чувство ритма, улучшить координацию движений, дикцию, интонационную выразительность речи. Развить речевое дыхание.
Логопедическая ОД :
«Домашние животные их детёныши», «Место обитания домашних животных», Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин. Воспитывать самоконтроль за речью. Прививать детям чувство любви к животным, желание им помочь.
Обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин; развивать умение строить последовательно свое высказывание; активизировать и расширять словарь детей по теме домашние животные; воспитывать у детей любознательность к окружающей природе.
Зарисовка правил поведения с бродячими животными.
Моделирование правил «Чего нельзя делать при общении с домашними животными?» Закрепить правила общения с домашними и бродячими животными.
Речевые упражнения: «Подбирай, называй, запоминай», «Скажи наоборот», «Назови правильно», «Сосчитай до десяти», «Один-много», «Подружки словечки», «Вставь пропущенный предлог», «Четвёртый лишний», д/и «Чей? Чья? Чьё? Чьи?».
Разучивание стихотворений по мнемотаблицам «Тщедушный щенок», составление рассказа по мнемотаблицам «Домашние животные», отгадывание загадок о домашних животных, обводки и штриховки животных, разрезные картинки.
Игры (настольно-печатные, дидактические, пальчиковые, подвижные) :
Дидактические игры: «Назови ласково», «Посчитай», «Четвёртый лишний», «Собери картинку», «Определи по тени», «Лото», «Лабиринты», «Чей хвост?», «Животные леса и фермы», Накорми животное», «Кто чем питается», «Чьи детки». - активизация и обогащение словарного запаса по данной лексической теме;
- закрепление обобщающего понятия «домашние животные»;
- формирование умения согласовывать числительные и прилагательные с существительными;
- закрепления навыков словоизменения и словообразования.
- развитие внимания, мышления, памяти и воображения;
- развитие мелкой моторики рук;
- умение узнавать предмет по его силуэтному изображению;
- развитие пространственно-зрительного восприятия.
- формирование интереса к окружающему миру и познавательной деятельности.
Составление коллажа «Скотный двор» Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов или объектов и передавать их через различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликацию, конструирование)
Рисование «Кони пасутся», «Мой домашний питомец».
Лепка «Петушок с семьёй»
Аппликация «Овечка» (из ваты)
Оригами «Собачка», «Кошка».
Д/и «У кого кто?», «Назови ласково», «Рассказ следователя», «Словесное сражение», «За кудрявым деревом», «Лишний потому что?», «Сложенные слова», «Путаница» Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций.
Составление описательного рассказа по схеме, составление повествовательного рассказа по сюжетным картинам «Домашние животные»
Сравнение человека и зверя «Чем мы похожи и чем отличаемся?» Развивать связную речь, активизировать глагольный словарь и словарь признаков.
Чтение художественной литературы: Л. Толстой «Пожарные собаки», Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок», С Михалкова «Три поросенка», С. Маршака «Усатый-полосатый», Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот», Сутевец "Цыпленок и утенок", Р. Киплинг "Кошка, гулявшая сама по себе".
Чтение и пересказ рассказа К. Ушинского «Спор животных» с опорой на картинки.
Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций о животных, серии журналов "животные на ферме".
Создание выставки энциклопедий, журналов, книг о животных «Животные в сказках», «Детские писатели о животных» с иллюстрациями.
Рассматривание картин на ферме, дидактических пособий «Домашние животные».
Рассматривание фотографий и составление рассказов о домашних питомцах. Слушание и обсуждение художественных произведений на данную тему, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, игры и упражнения под тексты стихотворений, театрализованная деятельность на темы прочитанного.
Беседы «Кошка и собака – наши соседи», «Зачем держать в доме животных?», «Каких животных можно назвать домашними животными», «Какова роль домашних животных в жизни людей», «Что мы можем дать домашним животным», «Как получают пряжу», «Каких домашних животных можно считать хищными, а каких травоядными?», рассматривание иллюстраций, с последующей беседой о труде взрослых по уходу за домашними животными (знакомство с профессиями доярки, скотника, пастуха, конюха, телятницы).
Моделирование проблемной ситуации «Что произойдет, если дикого зверя решим сделать домашним?»
Моделирование проблемной ситуации «Если я нашел собаку?»
Проблемная ситуация «Что произойдет, если домашнее животное выпустим в дикую природу?» Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, просмотр и обсуждение познавательных книг, иллюстраций на данную тему, моделирование правил безопасного поведения при общении с домашними животными.
Театрализованные игры, сюжетно-ролевая игра "Ферма". Способствовать более глубокому эмоциональному восприятию материала через музыкальное сопровождение всех видов детской деятельности, беседы по содержанию песни, музыкально-ритмического движения, развитие артистических способностей.
Слушание песен «Котенок» слова Зоя Петровна, муз. Аркадий Островский; «Люси», прослушивание аудиозаписи «Звуки природы», «Голоса животных»
Консультация для родителей «Дети и домашние животные. Вред или польза?», логопедические рекомендации в стенд для родителей по теме «Домашние животные и их детёныши», «Дети и домашние животные», «Правильный выбор домашнего питомца».
Фотоконкурс «Мой домашний друг».
Изготовление книжки-самоделки о домашних животных. Привлечь родителей к совместной деятельности.
3 этап. Заключительный
Проектная деятельность Задачи
Проведение викторины «Домашние животные» Обобщить и систематизировать знания о домашних животных.
Фотовыставка домашних питомцев «Наши любимцы». Воспитывать гуманное отношение к животным.
Выставка на тему «Домашние животные - братья наши меньшие».
Оценка результатов деятельности:
В ходе реализации совместного проекта «Домашние животные» достигнуты определенные результаты:
• Сформированы устойчивые знания о жизни домашних животных, их внешнем виде и образе жизни, о профессиях людей, заботящихся о домашних животных.
• Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта.