Татьяна Кошелева
Логопедический проект «Мы разные, но мы вместе» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Логопедический проект на тему:
"Мы разные, но мы вместе"
для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Составила: учитель-логопед СП детский сад «Гнёздышко» ГБОУ СОШ № 1 г. Кинеля Самарской области Кошелева Т. А.
Информационная карта проекта:
1. Автор проекта: Кошелева Татьяна Алексеевна
2. Тип, проекта, вид: познавательно-речевой, практико-ориентированный, открытый.
Публикация «Логопедический проект „Мы разные, но мы вместе“ для детей старшего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
3. Продолжительность: долгосрочный.
4. Сроки проведения: сентябрь 2020 г. - апрель 2021 г.
5. Участники проекта: учитель-логопед – руководитель, дети старшего дошкольного возраста с ТНР (комбинированных групп, родители, педагоги.
Актуальность:
На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. 1 сентября 2020 года в России вступил в силу закон о воспитательной работе в образовании. Законопроектом предлагается определить воспитание как деятельность, «направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации». Законопроект будет способствовать всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанию в них чувства патриотизма и гражданственности. А ведь именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, ребенок подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. Поэтому важнейшая задача взрослых – формировать доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать другим, воспитывать активность и самостоятельность, отзывчивость и сочувствие, доброту и радость за добрые поступки. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование этих исключительно важных качеств (доброты и отзывчивости) лежит в основе нравственного воспитания дошкольника.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает, что выпускник ДОУ должен овладеть коммуникативными средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Однако, дети, имеющие тяжелые нарушения речи (ТНР, в большинстве своем, не умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Речь таких детей очень краткая и невыразительная, ответы на вопросы однословные, словарный запас не достаточно обширный, имеются ошибки при построении предложений, сочетании слов, образовании новых форм слова. Часто присутствует психологический зажим, что отражается на содержании и форме общения детей.
Гипотеза — процесс общения и развития речи детей с ТНР будет протекать наиболее успешно в единстве с формированием нравственных качеств личности: доброты и отзывчивости, доброжелательного и уважительного отношения к окружающим, взаимопомощи и дружбы.
Цель проекта: Развитие речи, социально-коммуникативных навыков, моральных и нравственных ценностей у старших дошкольников с ТНР посредством проектной деятельности.
Основные задачи:
- развивать коммуникативные навыки детей в процессе общения друг с другом: умение вести диалог, слышать и слушать друг друга, договариваться, работать сообща, распределять действия, находить общее решение для реализации какого-либо замысла, умение анализировать поступки свои и других; преодолевать барьер в общении;
- обогащать словарь нравственно этическим содержанием и формировать грамматическую сторону речи через заложение нравственных основ и начал;
- развивать познавательные способности, произвольную регуляцию поведения, эмоционально-личностную сферу: обучать детей адекватным способам выражения своих эмоциональных состояний, умению понимать состояние и переживания окружающих, откликаться на эмоциональное состояние других;
- создать в группе эмоционально-положительный микроклимат; формировать доброту и отзывчивость, воспитывать толерантность и основы культуры общения у детей путем объединения усилий логопеда и родителей;
- повысить уровень компетентности педагогов и родителей по вопросам развития речи в процессе нравственного воспитания и формирования нравственных качеств детей.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предполагаемые результаты проекта:
Дети:
1. Развитие лексико-грамматической стороны речи:
- правильно и осознанно употребляют различные категории слов;
- стимулирована активная речь за счет расширения нравственно-этического словарного запаса, словаря антонимов, синонимов и родственных слов;
- пользуются формами словесной вежливости.
2. Развитие связной речи:
- сформирована потребность и интерес к общению с окружающими;
- развито умение общаться, излагать свои мысли и желания, последовательность событий, умение анализировать поступки и т. д. ;
- составляют рассказы из жизненного опыта, могут составить рассказ о добром поступке, о своём товарище и т. п.
3. Повышена эмоциональная окраска звучания (выразительность речи) и эмоциональное развитие детей: умение передать эмоциональное состояние; развитие мимики, пантомимики, общей моторики.
4. Нравственное развитие детей:
- имеют этические представления о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости»;
- сформировано стремление помогать, сопереживать, поддерживать окружающих людей; стремление к избавлению от своих отрицательных черт характера;
- испытывают чувство радости от совместного общения;
- преодолены психологические зажимы в процессе общения.
Родители:
- активно участвуют в коррекционно-образовательном процессе ДОУ с позиции сотрудничества и взаимопомощи;
- повышены родительские компетенций в области развития речи детей в процессе нравственного воспитания;
- вовлечены в творческую и продуктивную деятельность детей;
- постоянно пользуются формами словесной вежливости.
Педагоги:
- определены основные направления и содержание работы по развитию коммуникативных навыков и устной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в процессе нравственного воспитания;
- знакомы с методами, приёмами и формами работы по развитию речи и коммуникативных навыков детей и активно используют их в работе с дошкольниками с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей;
- разработан методический и практический материал к проекту;
- постоянно пользуются формами словесной вежливости.
Прогноз возможных негативных последствий.
Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:
1. Присутствие психологического зажима, низкая речевая активность и слабая мотивация ребенка к общению со сверстниками и взрослыми.
Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, использование новых игровых методов и приемов коррекционного сопровождения.
2. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.
Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.
3. Низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития и нравственного воспитания детей.
Пути коррекции: поиск и применение новых, более интересных форм и приёмов совместной работы со всеми участниками проекта.
В перспективе: внедрение и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса.
План – схема реализации проекта:
I этап — Подготовительный (информационно-аналитический)
Задачи этапа: Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Формы работы:
1. Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме проекта.
2. Выявление проблемы и поиск путей её решения.
3. Определение уровня развития речевых и коммуникативных способностей детей с ТНР (по результатам диагностики).
4. Изучение эмоционального отношения к нравственным нормам с помощью методики «Сюжетные картинки»
5. Планирование системы мероприятий для реализации проекта, условий его реализации.
6. Анкетирование родителей по теме «Умение общаться».
7. Подбор и разработка системы игр и упражнений, методического материала по теме проекта.
8. Обновление и пополнение пособий и материалов по теме проекта.
II этап — Основной (практический)
Задачи этапа: Разработка и апробирование системы мероприятий для детей, родителей и педагогов д/с по развитию речи, коммуникативных навыков и нравственных качеств у дошкольников с ТНР в процессе проектной деятельности.
I.Работа с детьми:
1. Беседы: «Мы разные, но мы вместе»,
«Да здравствует вежливость и доброта»,
«О дружбе и щедрости», «Дружба начинается с улыбки», «Дружба крепкая» и т. п.
2. Чтение художественной литературы с последующим обсуждением поступков героев
3. Знакомство с пословицами и поговорками, стихотворениями о доброте и дружбе, вежливости и взаимопомощи.
4. Обыгрывание и обсуждение ситуаций на нравственную тему: «Как и чем можно порадовать близких», «Наши добрые слова»,
«Как мы можем помочь своему другу» и др.
5. Работа над жестами и мимикой: «Мне весело», «Я устал», «Мне грустно», «Сердитый дедушка», «Изобрази настроение», «Изобрази эмоцию» и т. п. ;
6. Имитационные упражнения: «Изобрази героев», «Догадайся, о чем я говорю?», «Путешествие в волшебный город», «Узнай, кто это?» и т. п.
7. Словесные дидактические игры:
«Что такое хорошо, что такое плохо?», «Благородные поступки», «Как я дома помогаю», «Цветок добрых дел»,«Давайте говорить друг другу комплименты», «Пожелания», «Вежливый ручеек»,«Копилка добрых дел», «Герои сказки. Они какие?», «Придумай как можно больше слов», «Что не так?», «Цветик – семицветик», «Я не должен – я должен», «Секрет», «Добрые и вежливые слова», «Ласковое имя», «Слепой о поводырь», «Я радуюсь, когда…», «Подари слово другу» и т. п.
8. Художественное творчество:
Рисунок «Мой друг»;
Коллективная аппликация «Цветок дружбы»
9. Рассматривание демонстрационного материала: «Уроки доброты», «Я и мое поведение», «Уроки вежливости», «Я и другие», «Чувства, эмоции» и др.
10. Прослушивание музыкальных произведений и просмотр мультфильмов (с родителями и воспитателями)
11. Игры:
-подвижные: «Мост дружбы», «Передай настроение героя сказки»;
-ролевые игры типа: «Семья», «Школа», «Магазин», способствующие формированию у детей правил культурного общения (с воспитателями);
-игры – драматизации по сказкам: “Два жадных медвежонка”, “Медведь и лиса”, «Петушок и бобовое зернышко» и т. п.
12. Разыгрывание диалогов при помощи различных видов кукольного, настольного и пальчикового театра.
13. Подготовка и показ театрализованной постановки о дружбе на «Неделе театра» в д/с
14. Участие в конкурсе чтецов «Что такое хорошо, что такое плохо»
15. Итоговое открытое мероприятие «В мире доброты и дружбы»
II. Работа с педагогами:
1. Семинар «Игры и упражнения по нравственному воспитанию как способ развития речи детей»
2. Подготовка и проведение консультаций по темам: - «Формирование коммуникативно-целесообразной речи у дошкольников»
- «Развитие диалогического общения у детей дошкольного возраста»
3. Выступление на малом педагогическом совете: «Развитие речи дошкольников в процессе нравственного воспитания» (из опыта работы)
III. Работа с родителями:
1. Анкетирование "Воспитание нравственных чувств"
2. Подготовка консультаций для родителей по темам: - «Заповеди благоприятных отношений между родителями и детьми»;
- «Воспитание заботливого отношения к окружающим»;
- «Ты» или «Вы»? О речевом этикете дошкольника».
3. Памятки: - «Спокойное развитие и воспитание ребенка дома»,
- «Секреты воспитания вежливого ребенка»,
-«Воспитываем в ребенке доброту»,
- «Вежливость воспитывается вежливостью».
4. Игротека: «Игры, которые учат общаться»
5. Помощь в подготовке детей с ТНР к показу спектакля о доброте и взаимопомощи "Сказка про паучка" (побор атрибутов, костюмов, декораций и т. п.)
6. Семейный конкурс рисунков с рассказами детей: «Добрые и злые поступки героев сказок»
IV. Методическая работа:
1. Подбор и систематизация материала для картотеки дидактических игр по развитию речи в процессе нравственного воспитания.
2. Подготовка картотеки ситуаций для обыгрывания.
3. Подборка произведений детской художественной литературы, стихов, пословиц и поговорок о дружбе, вежливости, доброте и т. п.
4. Создание презентации по проекту.
III этап — Заключительный (контрольно-рефлексивный)
Задачи этапа: Презентация продукта деятельности.
1. Контрольная диагностика развития творческих и коммуникативных способностей детей - участников проекта.
2. Анализ результатов и подведение итогов реализации проекта.
3. «Круглый стол»: отчёт по реализации проекта «Мы разные, но мы вместе». Участие в выставке методических продуктов.
4. Размещение материалов из опыта работы в интернет ресурсах.
Продукты проектной деятельности:
- создание «Книги добрых дел»;
- открытое мероприятие «В мире дружбы и доброты».
- презентация фотографий «Мы вместе»;
- театрализованная постановка сказки о дружбе;
- видео презентация проекта.
Список используемой и рекомендуемой литературы:
1. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
2. Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. – М. : Просвещение, 1989.
3. Лопатина А. А., Скребцова М. В. Воспитание нравственных качеств у детей: Конспекты занятий. – М. : Издательство «Книголюб», 2007.
4. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет, ТЦ «Сфера», Москва,2004г.
5. Нечаева В. Г., МарковаТ. А., Жуковская Р. И., Година Г. Н., Козлова С. А., Виноградова Н. Ф., Буре Р. С., Загик Л. В., Виноградова А. М. Нравственное воспитание в детском саду. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1984.
6. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
7. Семенака С. И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – М. : АРКТИ, 2004.
8. Соколова О. А. Мир общения. Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб. : КАРО, 2003.
«Цветик-Семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников / Н. Ю. Куражева и др. – СПб. : Речь, 2014.
9. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М. : Генезис, 2007
10. Черенкова Е. Ф. Уроки этикета и вежливости для детей. – М. : ООО «ИД РИПОЛ классик», 2006.
11. Шипицына Л. М., Защиринская О. В. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
12. Шорыгина Т. А. Вежливые сказки «Этикет для малышей», Книголюб, Москва, 2004г.
Наглядные дидактические пособия
1. Чувства. Эмоции: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х. : Изд-во «Ранок», 2007. – 20 отдельных листов в папке.
2. Уроки доброты: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х. : Изд-во «Ранок», 2007. – 20 отдельных листов в папке.
3. Я и мое поведение: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х. : Изд-во «Ранок», 2008. – 20 отдельных листов в папке.
4. Я и другие: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х. : Изд-во «Ранок», 2008. – 16 отдельных листов в папке.
5. Уроки вежливости: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х. : Изд-во «Ранок», 2007. – 16 отдельных листов в папке.