Приложение МААМ

Логопедический проект «Мы разные, но мы вместе» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Татьяна Кошелева
Логопедический проект «Мы разные, но мы вместе» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Логопедический проект на тему:

"Мы разные, но мы вместе"

для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Составила: учитель-логопед СП детский сад «Гнёздышко» ГБОУ СОШ № 1 г. Кинеля Самарской области Кошелева Т. А.

Информационная карта проекта:

1. Автор проекта: Кошелева Татьяна Алексеевна

2. Тип, проекта, вид: познавательно-речевой, практико-ориентированный, открытый.

Публикация «Логопедический проект „Мы разные, но мы вместе“ для детей старшего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах

3. Продолжительность: долгосрочный.

4. Сроки проведения: сентябрь 2020 г. - апрель 2021 г.

5. Участники проекта: учитель-логопед – руководитель, дети старшего дошкольного возраста с ТНР (комбинированных групп, родители, педагоги.

Актуальность:

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. 1 сентября 2020 года в России вступил в силу закон о воспитательной работе в образовании. Законопроектом предлагается определить воспитание как деятельность, «направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации». Законопроект будет способствовать всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанию в них чувства патриотизма и гражданственности. А ведь именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, ребенок подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. Поэтому важнейшая задача взрослых – формировать доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать другим, воспитывать активность и самостоятельность, отзывчивость и сочувствие, доброту и радость за добрые поступки. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование этих исключительно важных качеств (доброты и отзывчивости) лежит в основе нравственного воспитания дошкольника.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает, что выпускник ДОУ должен овладеть коммуникативными средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Однако, дети, имеющие тяжелые нарушения речи (ТНР, в большинстве своем, не умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Речь таких детей очень краткая и невыразительная, ответы на вопросы однословные, словарный запас не достаточно обширный, имеются ошибки при построении предложений, сочетании слов, образовании новых форм слова. Часто присутствует психологический зажим, что отражается на содержании и форме общения детей.

Гипотеза — процесс общения и развития речи детей с ТНР будет протекать наиболее успешно в единстве с формированием нравственных качеств личности: доброты и отзывчивости, доброжелательного и уважительного отношения к окружающим, взаимопомощи и дружбы.

Цель проекта: Развитие речи, социально-коммуникативных навыков, моральных и нравственных ценностей у старших дошкольников с ТНР посредством проектной деятельности.

Основные задачи:

- развивать коммуникативные навыки детей в процессе общения друг с другом: умение вести диалог, слышать и слушать друг друга, договариваться, работать сообща, распределять действия, находить общее решение для реализации какого-либо замысла, умение анализировать поступки свои и других; преодолевать барьер в общении;

- обогащать словарь нравственно этическим содержанием и формировать грамматическую сторону речи через заложение нравственных основ и начал;

- развивать познавательные способности, произвольную регуляцию поведения, эмоционально-личностную сферу: обучать детей адекватным способам выражения своих эмоциональных состояний, умению понимать состояние и переживания окружающих, откликаться на эмоциональное состояние других;

- создать в группе эмоционально-положительный микроклимат; формировать доброту и отзывчивость, воспитывать толерантность и основы культуры общения у детей путем объединения усилий логопеда и родителей;

- повысить уровень компетентности педагогов и родителей по вопросам развития речи в процессе нравственного воспитания и формирования нравственных качеств детей.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предполагаемые результаты проекта:

Дети:

1. Развитие лексико-грамматической стороны речи:

- правильно и осознанно употребляют различные категории слов;

- стимулирована активная речь за счет расширения нравственно-этического словарного запаса, словаря антонимов, синонимов и родственных слов;

- пользуются формами словесной вежливости.

2. Развитие связной речи:

- сформирована потребность и интерес к общению с окружающими;

- развито умение общаться, излагать свои мысли и желания, последовательность событий, умение анализировать поступки и т. д. ;

- составляют рассказы из жизненного опыта, могут составить рассказ о добром поступке, о своём товарище и т. п.

3. Повышена эмоциональная окраска звучания (выразительность речи) и эмоциональное развитие детей: умение передать эмоциональное состояние; развитие мимики, пантомимики, общей моторики.

4. Нравственное развитие детей:

- имеют этические представления о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости»;

- сформировано стремление помогать, сопереживать, поддерживать окружающих людей; стремление к избавлению от своих отрицательных черт характера;

- испытывают чувство радости от совместного общения;

- преодолены психологические зажимы в процессе общения.

Родители:

- активно участвуют в коррекционно-образовательном процессе ДОУ с позиции сотрудничества и взаимопомощи;

- повышены родительские компетенций в области развития речи детей в процессе нравственного воспитания;

- вовлечены в творческую и продуктивную деятельность детей;

- постоянно пользуются формами словесной вежливости.

Педагоги:

- определены основные направления и содержание работы по развитию коммуникативных навыков и устной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в процессе нравственного воспитания;

- знакомы с методами, приёмами и формами работы по развитию речи и коммуникативных навыков детей и активно используют их в работе с дошкольниками с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей;

- разработан методический и практический материал к проекту;

- постоянно пользуются формами словесной вежливости.

Прогноз возможных негативных последствий.

Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:

1. Присутствие психологического зажима, низкая речевая активность и слабая мотивация ребенка к общению со сверстниками и взрослыми.

Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, использование новых игровых методов и приемов коррекционного сопровождения.

2. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.

Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.

3. Низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития и нравственного воспитания детей.

Пути коррекции: поиск и применение новых, более интересных форм и приёмов совместной работы со всеми участниками проекта.

В перспективе: внедрение и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса.

План – схема реализации проекта:

I этап — Подготовительный (информационно-аналитический)

Задачи этапа: Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.

Формы работы:

1. Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме проекта.

2. Выявление проблемы и поиск путей её решения.

3. Определение уровня развития речевых и коммуникативных способностей детей с ТНР (по результатам диагностики).

4. Изучение эмоционального отношения к нравственным нормам с помощью методики «Сюжетные картинки»

5. Планирование системы мероприятий для реализации проекта, условий его реализации.

6. Анкетирование родителей по теме «Умение общаться».

7. Подбор и разработка системы игр и упражнений, методического материала по теме проекта.

8. Обновление и пополнение пособий и материалов по теме проекта.

II этап — Основной (практический)

Задачи этапа: Разработка и апробирование системы мероприятий для детей, родителей и педагогов д/с по развитию речи, коммуникативных навыков и нравственных качеств у дошкольников с ТНР в процессе проектной деятельности.

I.Работа с детьми:

1. Беседы: «Мы разные, но мы вместе»,

«Да здравствует вежливость и доброта»,

«О дружбе и щедрости», «Дружба начинается с улыбки», «Дружба крепкая» и т. п.

2. Чтение художественной литературы с последующим обсуждением поступков героев

3. Знакомство с пословицами и поговорками, стихотворениями о доброте и дружбе, вежливости и взаимопомощи.

4. Обыгрывание и обсуждение ситуаций на нравственную тему: «Как и чем можно порадовать близких», «Наши добрые слова»,

«Как мы можем помочь своему другу» и др.

5. Работа над жестами и мимикой: «Мне весело», «Я устал», «Мне грустно», «Сердитый дедушка», «Изобрази настроение», «Изобрази эмоцию» и т. п. ;

6. Имитационные упражнения: «Изобрази героев», «Догадайся, о чем я говорю?», «Путешествие в волшебный город», «Узнай, кто это?» и т. п.

7. Словесные дидактические игры:

«Что такое хорошо, что такое плохо?», «Благородные поступки», «Как я дома помогаю», «Цветок добрых дел»,«Давайте говорить друг другу комплименты», «Пожелания», «Вежливый ручеек»,«Копилка добрых дел», «Герои сказки. Они какие?», «Придумай как можно больше слов», «Что не так?», «Цветик – семицветик», «Я не должен – я должен», «Секрет», «Добрые и вежливые слова», «Ласковое имя», «Слепой о поводырь», «Я радуюсь, когда…», «Подари слово другу» и т. п.

8. Художественное творчество:

Рисунок «Мой друг»;

Коллективная аппликация «Цветок дружбы»

9. Рассматривание демонстрационного материала: «Уроки доброты», «Я и мое поведение», «Уроки вежливости», «Я и другие», «Чувства, эмоции» и др.

10. Прослушивание музыкальных произведений и просмотр мультфильмов (с родителями и воспитателями)

11. Игры:

-подвижные: «Мост дружбы», «Передай настроение героя сказки»;

-ролевые игры типа: «Семья», «Школа», «Магазин», способствующие формированию у детей правил культурного общения (с воспитателями);

-игры – драматизации по сказкам: “Два жадных медвежонка”, “Медведь и лиса”, «Петушок и бобовое зернышко» и т. п.

12. Разыгрывание диалогов при помощи различных видов кукольного, настольного и пальчикового театра.

13. Подготовка и показ театрализованной постановки о дружбе на «Неделе театра» в д/с

14. Участие в конкурсе чтецов «Что такое хорошо, что такое плохо»

15. Итоговое открытое мероприятие «В мире доброты и дружбы»

II. Работа с педагогами:

1. Семинар «Игры и упражнения по нравственному воспитанию как способ развития речи детей»

2. Подготовка и проведение консультаций по темам: - «Формирование коммуникативно-целесообразной речи у дошкольников»

- «Развитие диалогического общения у детей дошкольного возраста»

3. Выступление на малом педагогическом совете: «Развитие речи дошкольников в процессе нравственного воспитания» (из опыта работы)

III. Работа с родителями:

1. Анкетирование "Воспитание нравственных чувств"

2. Подготовка консультаций для родителей по темам: - «Заповеди благоприятных отношений между родителями и детьми»;

- «Воспитание заботливого отношения к окружающим»;

- «Ты» или «Вы»? О речевом этикете дошкольника».

3. Памятки: - «Спокойное развитие и воспитание ребенка дома»,

- «Секреты воспитания вежливого ребенка»,

-«Воспитываем в ребенке доброту»,

- «Вежливость воспитывается вежливостью».

4. Игротека: «Игры, которые учат общаться»

5. Помощь в подготовке детей с ТНР к показу спектакля о доброте и взаимопомощи "Сказка про паучка" (побор атрибутов, костюмов, декораций и т. п.)

6. Семейный конкурс рисунков с рассказами детей: «Добрые и злые поступки героев сказок»

IV. Методическая работа:

1. Подбор и систематизация материала для картотеки дидактических игр по развитию речи в процессе нравственного воспитания.

2. Подготовка картотеки ситуаций для обыгрывания.

3. Подборка произведений детской художественной литературы, стихов, пословиц и поговорок о дружбе, вежливости, доброте и т. п.

4. Создание презентации по проекту.

III этап — Заключительный (контрольно-рефлексивный)

Задачи этапа: Презентация продукта деятельности.

1. Контрольная диагностика развития творческих и коммуникативных способностей детей - участников проекта.

2. Анализ результатов и подведение итогов реализации проекта.

3. «Круглый стол»: отчёт по реализации проекта «Мы разные, но мы вместе». Участие в выставке методических продуктов.

4. Размещение материалов из опыта работы в интернет ресурсах.

Продукты проектной деятельности:

- создание «Книги добрых дел»;

- открытое мероприятие «В мире дружбы и доброты».

- презентация фотографий «Мы вместе»;

- театрализованная постановка сказки о дружбе;

- видео презентация проекта.

Список используемой и рекомендуемой литературы:

1. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

2. Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. – М. : Просвещение, 1989.

3. Лопатина А. А., Скребцова М. В. Воспитание нравственных качеств у детей: Конспекты занятий. – М. : Издательство «Книголюб», 2007.

4. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет, ТЦ «Сфера», Москва,2004г.

5. Нечаева В. Г., МарковаТ. А., Жуковская Р. И., Година Г. Н., Козлова С. А., Виноградова Н. Ф., Буре Р. С., Загик Л. В., Виноградова А. М. Нравственное воспитание в детском саду. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1984.

6. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

7. Семенака С. И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – М. : АРКТИ, 2004.

8. Соколова О. А. Мир общения. Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб. : КАРО, 2003.

«Цветик-Семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников / Н. Ю. Куражева и др. – СПб. : Речь, 2014.

9. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М. : Генезис, 2007

10. Черенкова Е. Ф. Уроки этикета и вежливости для детей. – М. : ООО «ИД РИПОЛ классик», 2006.

11. Шипицына Л. М., Защиринская О. В. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.

12. Шорыгина Т. А. Вежливые сказки «Этикет для малышей», Книголюб, Москва, 2004г.

Наглядные дидактические пособия

1. Чувства. Эмоции: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х. : Изд-во «Ранок», 2007. – 20 отдельных листов в папке.

2. Уроки доброты: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х. : Изд-во «Ранок», 2007. – 20 отдельных листов в папке.

3. Я и мое поведение: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х. : Изд-во «Ранок», 2008. – 20 отдельных листов в папке.

4. Я и другие: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х. : Изд-во «Ранок», 2008. – 16 отдельных листов в папке.

5. Уроки вежливости: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х. : Изд-во «Ранок», 2007. – 16 отдельных листов в папке.

Публикации по теме:

Рисование с детьми старшего дошкольного возраста «Разные снеговики»Рисование с детьми старшего дошкольного возраста «Разные снеговики» Раскраснелась детвора - Накатала три шара! Друг на друга их сложили, И ведро нагромоздили. Нос - морковка, уголь - глазки, Снеговик из.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Такие разные дома», в условиях самоизоляцииБеседа с детьми старшего дошкольного возраста «Такие разные дома», в условиях самоизоляции 30 мая. День домов и домиковЦель: создание условий для закрепления знаний детей о жилище человека. Дети отгадывают загадки про дом 1. Вот.

Фотоотчёт «Самодельная книга «Колобок» для детей младшего дошкольного возраста»Фотоотчёт «Самодельная книга «Колобок» для детей младшего дошкольного возраста» Доброе время суток, уважаемые коллеги! 14 февраля на МААМ был Международным днём дарения книг. Меня заинтересовала история этого праздника.

Проект по поликультурному воспитанию «Мы все разные, но мы вместе!» для детей подготовительной к школе группыПроект по поликультурному воспитанию «Мы все разные, но мы вместе!» для детей подготовительной к школе группы Паспорт проекта Вид проекта: художественно – творческий, познавательно – игровой. По времени проведения: краткосрочный. По характеру.

Проект «Вся семья вместе, так и душа на месте» для детей младшего дошкольного возрастаПроект «Вся семья вместе, так и душа на месте» для детей младшего дошкольного возраста Проект «Вся семья вместе, так и душа на месте»(для детей младшего дошкольного возраста) «Семья – это та самая среда, в которой человек.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Психологический тренинг «Мы все разные, мы все удивительные» для детей старшего дошкольного возрастаПсихологический тренинг «Мы все разные, мы все удивительные» для детей старшего дошкольного возраста Цель: развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми. Задачи: -позитивно настроить детей на.

Совместная деятельность с родителями. Квест «Вместе с мамой» для детей старшего дошкольного возрастаСовместная деятельность с родителями. Квест «Вместе с мамой» для детей старшего дошкольного возраста Квест «Вместе с мамой» для детей старшего дошкольного возраста (конкурсная программа) Цель: совершенствование эмоционально-доверительных.

Спортивный праздник к Дню здоровья «Вместе с папой, вместе с мамой быть здоровыми хотим!» для старшего дошкольного возрастаСпортивный праздник к Дню здоровья «Вместе с папой, вместе с мамой быть здоровыми хотим!» для старшего дошкольного возраста Цель: воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни, ответственность за своё здоровье, воспитывать сплочение коллектива. Задачи:.

Творческий проект «Мы все вместе хотим…» для детей старшего дошкольного возрастаТворческий проект «Мы все вместе хотим…» для детей старшего дошкольного возраста Всемирный день ребенка — это праздник с богатой историей, который известен во всем мире. Он учрежден Генеральной Ассамблеей ООН и широко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедический проект «Мы разные, но мы вместе» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Опубликовано: 20 мая 2021 в 18:00
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедический проект «Мы разные, но мы вместе» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кошелева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД