Ольга Кузнецова
Логопедический проект «Как муравей дом строил»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема
Проведение открытого итогового занятия в подготовительной к школе группе с детьми с ТНР - это результат логопедической работы за два-три года, главным критерием которого является успешное овладение каждым ребенком навыками грамотной, выразительной и эмоциональной речи, основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и сформированной как звуковой, так и смысловой стороны речи.
Актуальность реализации логопедического проекта
Публикация «Логопедический проект „Как муравей дом строил“» размещена в разделах
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Проекты, проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
На современном этапе дошкольного образования использование различных образовательных технологий является актуальной формой педагогической деятельности и свидетельствует о профессиональной компетентности работников дошкольного образования. Создание спектакля с детьми – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. Сказки пробуждают в детях умение сострадать, желание понять другого человека, стремление делать добро и бороться со злом.
Дети, участвуя в театрализованной деятельности, исполняя роли, особенно, вступая в диалог с другими персонажами, становятся перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Сказки являются хорошей «тренинговой» площадкой для автоматизации поставленных звуков в самостоятельной речи, способствуют умению сдерживать нежелательные эмоции или контролировать способы их проявления. Поэтому участие детей в театрализованных постановках способствует полноценному развитию всех сторон связной монологической и диалогической речи, а значит, является одной из основных предпосылок успешного обучения в школе.
Цель логопедического проекта :
• Развитие навыков связной монологической и диалогической речи; закрепление правильного звукопроизношения и просодической стороны речи у детей с ТНР в подготовительной к школе группы посредством театрализованной деятельности в условиях инсценирования и показа родителям, педагогам и воспитанниками ДОУ итогового мероприятия.
Задачи для реализации логопедического проекта :
• Разработать план мероприятий по реализации проекта;
• Формировать у детей устойчивый интерес к постановке пьесы-сказки посредством дидактических ресурсов (занимательных заданий из методического пособия для родителей и воспитателей «Умные сказки», мультимедийных презентаций по темам: «Что такое актёрское искусство»;
• Поэтапно разучить все составляющие элементы сценария (монологи, диалоги, танцевальные этюды, ролевые и характерные движения);
• Привлекать детей к созданию предметной среды сказочной постановки, совместной деятельности учителя-логопеда, родителей и детей (речевой контроль со стороны родителей);
• Совместно с родителями и педагогами подготовить необходимые атрибуты (детали к костюмам, бутафория, организовать театральное пространство (декорации к спектаклю).
Информационная карта проекта
Тип проекта :
• Творческий;
• Групповой;
• Среднесрочный.
Участники проекта :
• Дети подготовительной к школе группы, музыкальный руководитель, родители, учитель-логопед (руководитель проекта).
Количество детей:
• 11 человек
Срок реализации проекта :
• 4 месяца (декабрь – март)
Реализация проекта предусматривает интеграцию образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Приложение № 1
Сценарий пьесы-сказки «Как муравей дом строил» для постановки с детьми подготовительной к школе группы
под редакцией учителя-логопеда Кузнецовой О. В.
Сценарий сказки «Как муравей дом строил»
Муравей : Я муравей, всем здравствуйте. Привет!
Трудолюбивей существа на свете нет!
В разгаре лето, всем гулять охота,
Но ждет меня нелегкая работа.
Ведь помнить должен я не только о веселье,
Построю дом и будет новоселье.
Муравей собирает досточки, начинает стучать молотком
Вылетает стрекоза
Стрекоза: Ну зачем ты тут стучал?
Всех вокруг перепугал!
Тишь вокруг и благодать…
Муравей : Надо доски собирать
И построить теплый дом,
Чтоб зимой согреться в нём.
Стрекоза: Вот нашел себе работу-летом строить зимний дом…
Не хочу сейчас работать, дом построю я потом!
Улетает на поляну
Какая красота! Цветы, листочки, травы!
В деревьях и кустах- веселье и забавы!
Мечтаю я о том, чтоб лету вечно длиться
Не нужен летом дом.
Я буду веселиться!
Летает, кружится, собирает цветы…
Выходят зайцы ТАНЕЦ
Зайцы подходят к муравью
Заяц 1: Муравей, ты здесь стучишь,
И работать так спешишь.
Подожди, передохни
И подробно объясни
Муравей : Нужно строить новый дом,
Буду жить зимою в нем
Заяц 2: Может нужно нам помочь
Муравью трудиться?
И тогда зимою нам
Будет где укрыться!
Заяц 3: Веселье сдвинем на потом
Будем строить новый дом!
Заяц 4: Муравью должны помочь
Мы без промедления,
Будет дом для всех друзей
Просто загляденье!
Начинают помогать муравью,
зайцы и начинают стучать топориками и молотками.
под музыку Зайцы «заколачивают гвозди» в стену дома,
на полянку вылетает Стрекоза, кружится вокруг них
Стрекоза: Ну, зачем вы тут стучали? Всех ворон перепугали!
Заяц1: Мы не просто тут стучали, в стену гвозди забивали!
Заяц2: Мы построим новый дом, будем жить зимою в нём!
Стрекоза: Вы торопитесь напрасно, как тепло в лесу, прекрасно!
Мне не нужен летом дом, дом построю я потом!
Стрекоза смеётся и улетает
На сцене появляются Медведи, они несут брёвна.
Медведи: Раз, два навались! Крепче за бревно держись!
Раз, два навались! Крепче за бревно держись!
Медведь 1: Сила-силушка медвежья разгуляйся-разойдись!
Чтоб зимою печь топить, надо крышу перекрыть!
Медведь 2: А потом-трубу на крышу.
Помогай мне братец-Миша!
Медведи: Раз, два, навались! Крепче за бревно держись!
Сила-силушка медвежья, разгуляйся, разойдись!
(медведи перекрывают дом брёвнами, появляется Стрекоза)
Стрекоза: Что шумите понапрасну!
Распугали всех вокруг!
Медведь 1: С муравьем мы строим…
Стрекоза: Ясно!
Вы о том же… Скучно, фу!
Столько брёвен натаскали! Неужели не устали?
Медведи: Мишки любят потрудиться, нам лениться не годится!
Стрекоза: Мне не нужен летом дом, дом построю я потом!
Медведи: Веселье-потом, сначала строим дом
Веселье-потом, сначала строим дом!
танец бабочек(6 чел)
дождь, гром, часть бабочек улетела
Бабочка1: Дождь застал нас здесь в пути,
Надо крышу нам найти.
Бабочка2: Лапки мокрые уж стали
Будем думать о привале.
Бабочка1: Добрый, славный муравей.
Нас ты, милый, пожалей.
Бабочка 2: Наши крылышки намокли
Мы замерли все, продрогли
Муравей : Да куда же вам здесь встать.
Самому негде стоять.
Бабочка: Места много не займем
Муравей : Ладно. Заходите в дом,
вы под крышей здесь укройтесь
Отогрейтесь и отмойтесь
Дождь закончился
Бабочки: Как прекрасно наше лето! Ярким солнцем всё согрето,
Будем весело порхать, пыльцу с цветочков собирать.
Трудятся пчёлы, звери и птицы,
А по-другому жить не годится
Появляется разодетая в яркий наряд Стрекоза
Стрекоза: Бабочки-красавицы, что вы тут летаете?
Бабочка1: Мы пыльцы насобираем, из неё мы клея сварим!
Склеим стены и настил…
Бабочка 2: Муравей нас в дом пустил,
Сам продрог совсем- бедняга,
Но нас от ненастья защитил!
Бабочка 1: Мы готовы неустанно потрудиться для зверья.
Добром сердечным отплатить-
Клея целый таз сварить!
Бабочки хором: Звери строят новый дом, будут жить зимою в нём!
Стрекоза: Вы стараетесь напрасно, как тепло в лесу, прекрасно!
Мне не нужен летом дом, дом построю я потом!
Под ручку выходят волк и лиса, прогуливаясь,
останавливаются около дома
Лиса: Ух ты! Дом какой красивый!
Посмотри – ка, кум мой милый!
Можем мы здесь поселиться,
будем вместе веселиться!
Муравей : Э-ге-гей! Так не годится!
Ишь ты, рыжая лисица,
Не трудилась, не старалась,
А уж в доме оказалась
Вместе строили соседи :
Зайцы, бабочки, медведи.
Помогали мне сполна.
Им и жить здесь до тепла.
Волк (грозно) : Ах ты, малый муравей!
Уходи – ка поскорей!
Я тебя щас укушу,
За калитку выброшу.
Я силач и великан,
А ты букашка – таракан.
Муравей : так не честно! Как ты можешь!
Волк: Никто тебе здесь не поможет.
Заходит медведь, заяц
Медведь: Муравья кто обижает!
Силу щас мою узнает!
Грозят волку и лисе
Заяц: Убирайтесь, вон отсюда,
А не то вам будет худо…
Волк и лиса испугались, убегают
Муравей : Вот, спасибо, вам друзья!
Не справился один бы я… .
Звери (медведи, зайцы, бабочки выходят на сцену)
Заяц: (удивлённо) Это сон или не сон? Вот уже готов наш дом!
Медведь: Новый дом, красивый дом. В нём мы дружно заживём!
Бабочка: Всех друзей порой осенней пригласим на новоселье!
Звери уходят, остаются Медведь и Заяц.
(звучит фонограмма «Ветер»)
Муравей : Что-то холодно и зябко, ветер дует озорной,
Эй, друзья, не стойте робко, заходите-ка домой.
(друзья заходят в дом)
Медведь: Летние денёчки быстро пролетели
Жёлтые листочки на землю слетели.
Заяц: Льётся дождик частый, ветер задувает
На дворе ненастье, сильно холодает!
(Появляется Стрекоза, дрожит от холода
Стрекоза: Ой, как холодно кругом. (оглядывается)
Вот так счастье-новый дом! (стучит в окошечко)
Здравствуй, добрый муравей!
Ты сегодня ждёшь гостей (никто не отвечает)
-Пожалей меня, кум милый, покорми и обогрей!
Муравей (строго) Летом всё зверьё трудилось.
Ты же только веселилась!
Лето целое пропела, а работать не хотела.
Стрекоза: Да, я пела да гуляла, даже чуточку устала!
Муравей : Нарезвилась от души?. Вот теперь иди пляши!
Стрекоза: Ой, пришла моя беда! Ведь зимой погибну я…
Звери: Летом всё зверьё трудилось, ты же только веселилась.
Стрекоза: Вы, пожалуйста, простите.
В новый дом меня пустите!
Буду печку я топить, буду воду я носить.
Поняла я всё друзья, мне без вас прожить нельзя (плачет)
Муравей : Хватит, полно слёзы лить.
Может нам её простить?
Ведь у нас сегодня праздник.
(зайцу) Как ты думаешь, проказник?
Заяц: Думаю… её простить и на праздник пригласить.
Напеку я много плюшек для своих друзей-зверушек
Ведь сегодня –новоселье, значит праздник и веселье!
Стрекоза: Обещаю не лениться, помогать во всём, трудиться!
Муравей : Кто работы не боится, тот и славно веселится!
Звери хором: Трудятся звери, трудятся птицы!
А по-другому жить не годится!
(Все участники сказки выходят на сцену.
Исполняют песню «Не обижайте муравья…»)
Источники информации:
1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2021/09/14/muzykalnaya-skazka-strekoza-i-muravey
2. https://multiurok.ru/files/stsenarii-miuzikla-strekoza-i-muravei.html