Щепелина Ольга Васильевна
Логопедический проект «Дышим правильно — говорим красиво»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедический проект «Дышим правильно – говорим красиво» - формирование правильного речевого дыхания по профилактике фонетических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся в логопедическом пункте.
Тип проекта: практико-ориентированный, игровой.
Публикация «Логопедический проект „Дышим правильно — говорим красиво“» размещена в разделах
Проблема: У детей с речевыми нарушениями не сформировано правильное речевое дыхание, нет навыка испускания целенаправленной воздушной струи.
По числу участников: индивидуальный, подгрупповой.
По времени продолжения: средней продолжительности.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, учитель-логопед, родители.
Место реализации – логопедический пункт МАДОУ Луговской детский сад № 5 «Рябинка»
Актуальность.
В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей.
Авторы коррекционных методик по устранению речевых нарушений значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с речевыми патологиями нарушено, это Л. С. Волкова, В. И. Селиверстов, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, М. Е. Хватцев.
Существуют определенные методики, направленные на восстановление функции ротового и носового выдоха у детей с ринолалией А. Г. Ипполитовой; снятие напряжения с мышц органов артикуляции у заикающихся детей Н. А. Рождественской, Е. Л. Пеллингер; оздоравливающие и целительные методики К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой; образная гимнастика по М. Норбекову и др.
Произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе индивидуального логопедического занятия или как часть его.
Новизна, уникальность данного проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.
Цель:
Формирование у детей правильного речевого дыхания и направленной воздушной струи.
Задачи:
1. Расширять знания детей о правильном речевом дыхании, речевом выдохе.
2. Систематизировать практический материал по развитию правильного дыхания у детей.
3. Повысить компетентность родителей о вопросах развития речевого дыхания.
Ожидаемый результат:
1. Дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.
2. У родителей будут сформированы представления о значимости развития речевого дыхания в коррекции речевых нарушений у детей; они получат практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания.
Содержание и этапы реализации проекта
I. Организационно- подготовительный этап.
Цель: постановка мотивации, цели, задач по организации проекта «Дышим правильно – говорим красиво»; подбор теоретического и практического материалов по развитию у детей речевого дыхания.
Задачи:
1. Изучить литературу по вопросу развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
2. Составить перспективный план работы с детьми и родителями по формированию правильного дыхания у детей.
3. Провести обследование детей с выявлением нарушений звукопроизношения и речевого дыхания.
4. Составить картотеку дыхательных игр и упражнений.
5. Изготовить игровые пособия для дыхательных игр и упражнений.
II. Основной этап.
Цель: включение дыхательных упражнений и игр в индивидуальные занятия
с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Обучить детей грудобрюшному типу дыхания, развить ощущение движения диафрагмы и передней стенки живота.
2. Развивать у детей озвученный выдох.
3. Развивать у детей речевое дыхание на фоне слога, слова, фразы.
4. Провести работу с педагогами и родителями по формированию знаний о значении и важности развития правильного речевого дыхания у дошкольников.
Конечным продуктом проекта будет являться:
Оформление и презентация выставки игровых пособий «Послушный ветерок».
Работа с родителями:
1. Индивидуальные консультации с родителями с рекомендациями по выполнению дыхательных упражнений с ребенком «Правильное дыхание – правильная речь».
2. Папка-передвижка «Упражнения на развитие речевого дыхания детей».
3. Буклет «Будем правильно дышать».
Виды работы по формированию правильного речевого дыхания
• Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна.
• Звукодыхательные игры, как фрагмент логопедического занятия, занятия по физкультуре и на прогулке.
• Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях.
Дополнительно применяются общие дыхательные упражнения, дутье на ватку и бумажные игрушки; игра на детских духовых инструментах.
III. Итоговый этап.
Цель: подведение итогов реализации проекта путем диагностирования детей,
презентация продукта проекта.
1. Диагностика сформированности знаний детей по теме проекта.
2. Продукт проекта - презентация выставки «Послушный ветерок».
3. Анализ работы и выработка рекомендаций по формированию правильного речевого дыхания у дошкольников. Аналитический отчёт учителя-логопеда.
Вывод:
Проект позволил реализовать поставленные цель и задачи. У детей было сформировано правильное речевое дыхание. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик на знакомство с новыми видами дыхательной гимнастики. Речь детей стала более чёткой, разборчивой.
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
Литература:
1. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. Под ред. Л. И. Беляковой. - М. Книголюб, 2005. – 56 с.
2. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3—7 лет. — М. : ТЦ Сфера, 2011.- 145 с.
3. Земляченко М. В. Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель». Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 421-424.
4. Лебедева Н. В. Нетрадиционный подход к формированию речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. М. : 2000.- 97 с.
5. Леонова М. А., Крапивина Л. М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.