Получи документы

Техника проведения логопедического массажа

Диана Равильевна Кремчеева
Техника проведения логопедического массажа

Логопедический массаж имеет следующие цели:

возобновление мышечного тонуса;

стимулирование мышечных волокон периферической речевой системы, обладающих слабой сократительной способностью или вообще не сокращающихся;

восстановление проприоцепции – мышечного чувства положения частей тела относительно друг друга и других объектов;

приближение формирования произвольных движений артикуляционных органов;

избавление от слюнотечения;

улучшение глоточного рефлекса;

Публикация «Техника проведения логопедического массажа» размещена в разделах

стимулирование навыков произношения при торможении формирования речевых способностей.

Логопедический массаж лучше доверить профессионалу, который знает физиологию мышц, отвечающих за речевую деятельность

Классические массажные процедуры включают :

лечебные ручные процедуры – поглаживания, разминания, растирания (при этом варианте логопеды нередко применяют повышающие положительный эффект приспособления – соски, щётки и другое);

точечные – локальное стимулирование или расслабление биоактивных точек в соответствии с конкретным нарушением;

аппаратные – воздействие на проблемные зоны вибрационными, вакуумными и прочими специальными устройствами;

зондовые – по методике логопеда Новиковой Елены Викторовны.

Самостоятельно проводимые процедуры включают :

расслабление и стимулирование артикуляционной мускулатуры;

воздействие на язычную мускулатуру.

Показания

Массаж помогает справиться со многими проблемами формирования произношения

Отклики многих родителей подтверждают, что логопедический массаж для детей в домашних условиях высокоэффективен, помогает справиться со многими проблемами формирования произношения. Назначают процедуры при наличии конкретных патологий:

нарушений голоса, имеющих физиологическое или психологическое происхождение (ослабление голоса, першение, быстрое утомление при разговоре, дискомфорт при произношении, комок в глотке);

дизартрии – нарушения произношения из-за неврологических патологий;

заикания – нарушения звукопроизношения, при котором растягиваются или в быстром темпе повторяются определённые звуки, слоги, слова;

слюнотечения;

слабого или высокого тонуса артикуляционной мускулатуры.

А также массажные процедуры проводятся для ускорения результатов работы логопеда, когда маленький пациент должен скоро пойти в школу, а родители поздно обратились за помощью к специалисту.

Логопедический массаж при повышенном тонусе

Пациента с повышенным мышечным тонусом размещают либо на горизонтальной поверхности, либо в кресле с удобной спинкой. Неторопливо осуществляют лёгкие движения с повторением от 8 до 12 раз.

Начинают с шеи. Спокойно вращают головой по часовой стрелке и обратно, в левую сторону и в правую. Легко, без надавливания массируют кожу шеи. Так расслабляется язык.

Далее переходят к лицу. Разглаживают лоб, веки, скулы, подбородок. Двигают пальцами от шеи к ключицам. В завершение массируют челюстную область, ушные мочки, зону от висков до челюстей.

Для расслабления губных мышц легко поглаживают сперва верхнюю, затем нижнюю губу сверху вниз и обратно, от уголков к центральной части и обратно. Двигают пальцами от ноздрей к уголкам рта, несильно давят на губы.

Для снятия гипертонуса язычных мышц органом легко покачивают слева направо и обратно, сверху вниз и обратно. Пальцами поглаживают от краёв к центру, встряхивают, похлопывают, вытягивают в разные стороны.

При пониженном тонусе

Пациента усаживают так же, как в вышеописанном случае. Число повторений движений аналогичное. Наибольшее внимание уделяют проработке области скул и челюстей. Давят на проблемные участки сильнее, чем при исправлении повышенного тонуса, но не резко, чтобы не возникло болевых ощущений.

Вначале массируют горизонтальными поглаживающими движениями лоб, затем переходят к векам. Двигают пальцами от носа к ушным раковинам, от подбородка к ушным раковинам. Трут и щиплют кожу на скулах, разминают губы, участки от ноздрей до уголков рта.

Заключительный этап – применение вибрационного устройства для повышения тонуса язычных мышц.

Техника

Массировать обычно начинают с лица, так снимается общее напряжение организма. Начинают гладить лоб, медленно спускаются к подбородку. Двигают пальцами мягко, по горизонтали от центральной части лица к краям: от центра лба к вискам, от бровей к верхней части ушей, от век к ушным раковинам, от скул к ушным мочкам. Повторяют 2–3 раза.

Далее переходят к основному массажному комплексу. Ниже пошагово описываются процедуры для каждой части артикуляционного аппарата.

Массаж языка логопедический

Движения выполняют от края органа к корневой части.

Обхватывают пальцами кончик, двигают им вверх-вниз, в левую и правую стороны, вдвигают вглубь и вытягивают изо рта.

Поддерживая орган снизу, поглаживают его большим пальцем от центра к краям и круговыми движениями.

Обхватывают орган большим и указательным пальцами, гладят его верхнюю и нижнюю поверхность.

Осуществляют вибрационные движения: покачивают орган, несильно стучат по нему пальцем.

Массируют уздечку, двигая пальцем вверх-вниз.

Гладят поверхность органа тканью, имеющей разную текстуру.

Зубной щёткой с мягкой щетиной рисуют на слизистой поверхности разные буквы.

Если у пациента повышено слюноотделение, то под язычок подкладывают чистую бумажную салфетку, меняют её после намокания.

Массаж губ

Эти процедуры включают также массирование носогубных участков и подбородка.

Логопедический массаж должен приносить малышу только положительные эмоции

Пальцами трут губы.

Делая круговые движения пальцем, перемещаются от правого уголка рта к левому и обратно.

Верхнюю губу массируют вправо, нижнюю – влево, затем меняют направление движения.

Щиплют губы и кожу вокруг рта.

Давят на губы.

Делают несильные удары пальцами.

Массаж рук

Массируют по отдельности пальцы и ладонь. Каждый пальчик прорабатывают от крайней фаланги до основания. Первый – мизинец.

Давят на подушечки с усилением нажима.

Прорабатывают ладонь, применяя стишок «Сорока — белобока».

Рисуют пальцем на ладони спираль.

Водят по ладони шипованным резиновым мячиком су-джок.

Погружают пальцы в ёмкость с разной крупой.

Логопедический массаж ложками

Логопедический массаж проводят двумя ложками. Величина столовых приборов определяется возрастом пациента. Для младенцев оптимальны маленькие пластмассовые приборы.

Выпуклой поверхностью приборов гладят по губам.

Делают круговые движения по губам.

Краем ложки несильно давят на носогубные складки.

Скребут краями по губам.

Выпуклой поверхностью массируют круговыми движениями скулы и подбородок.

Затем веки и область под глазами.

Растирают переносицу.

Массаж зубной щеткой

Такие процедуры осуществляются при ослаблении или утрате голоса, слюнотечении, заикании. Помогают укрепить артикуляционную мускулатуру, устраняют речевые нарушения.

Массажные процедуры лучше проводить перед приёмом пищи

Начальный логопедический массаж для детей в домашних условиях зубной щёткой проводится 5 минут, для младенцев – 2. Время процедур постепенно увеличивают, спустя неделю занятие уже должно занимать около 20 минут. Процедуру завершают раньше, если возникает дискомфорт в ротовой полости.

Берут гигиеническое приспособление с мягкой щетиной. Под язычок подкладывают для впитывания слюны марлю или бумажную салфетку. Делают круговые и продольные движения, не давя на слизистую поверхность органа.

Важно правильно не только проводить, но и завершать массажные процедуры. После занятий маленького пациента хвалят за терпеливое и послушное поведение. Так у него не будет капризов перед следующими процедурами.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Ай да техника! Вот так техника!»Фотоотчет «Ай да техника! Вот так техника!» Сегодня, когда мы вышли на прогулку, малыши пришли в восторг от увиденного! Прямо напротив нас работала техника, да еще какая! Малыши наблюдали,.

Дорожка здоровья для массажа своими рукамиДорожка здоровья для массажа своими руками Дорожки здоровья предназначены для массажного воздействия на стопы, их можно использовать и дома, не только для детей, но и для всей семьи,.

Игровой комплекс массажа носа, стоп, ушей, рукИгровой комплекс массажа носа, стоп, ушей, рук Игровой самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети.

Мастер-класс по изготовлению тренажеров для массажа рук из бросового материала ко Дню самомассажа на МAAMМастер-класс по изготовлению тренажеров для массажа рук из бросового материала ко Дню самомассажа на МAAM Для изготовления таких тренажеров нам понадобятся: 1. Катушки от маленького скотча для основы 2. Различный бросовый материал 3. Термо-пистолет.

Конспект логопедического занятия «Звуки [с]-[с’]»Конспект логопедического занятия «Звуки [с]-[с’]» Цель: дать детям представление о положении речевых органов при произнесении звука. Обучающие: уточнить и закрепить правильное произношение.

Консультация для воспитателей «Необходимость массажа стоп детям дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Необходимость массажа стоп детям дошкольного возраста» В ДОУ уделяется большое внимание здоровому образу жизни. Цель каждого детского сада - сохранение и обогащение здоровья детей. Ведь в детском.

Педагогический проект «Здоровейка-неболейка» по укреплению здоровья детей посредством игрового массажаПедагогический проект «Здоровейка-неболейка» по укреплению здоровья детей посредством игрового массажа Проект «Здоровейка-неболейка» Введение. Физическое развитие-один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно.

Планирование игрового массажа в младшей группе Игровой массаж, младшая группаСентябрь: Мяч-«ёжик»(су-джок-терапия) Я мячом круги катаю, Взад-вперёд его гоняю. И сожму его немножко, Как.

Планирование игрового массажа в средней группе Планирование игрового массажа в средней группеСентябрь: «Дождик» .Массаж спины под песню Е. Поплянской (сб. «А мы на уроке – играем») (Встать.

Планирование игрового массажа в старшей группе Планирование игрового массажа в старшей группеСентябрь: "Разотру ладошки сильно" Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу. Поздороваюсь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Техника проведения логопедического массажа
Опубликовано: 3 марта 2023 в 17:24
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Техника проведения логопедического массажа» (включая файлы) размещена пользователем Диана Равильевна Кремчеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД