Диана Равильевна Кремчеева
Техника проведения логопедического массажа
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедический массаж имеет следующие цели:
возобновление мышечного тонуса;
стимулирование мышечных волокон периферической речевой системы, обладающих слабой сократительной способностью или вообще не сокращающихся;
восстановление проприоцепции – мышечного чувства положения частей тела относительно друг друга и других объектов;
приближение формирования произвольных движений артикуляционных органов;
избавление от слюнотечения;
улучшение глоточного рефлекса;
Публикация «Техника проведения логопедического массажа» размещена в разделах
стимулирование навыков произношения при торможении формирования речевых способностей.
Логопедический массаж лучше доверить профессионалу, который знает физиологию мышц, отвечающих за речевую деятельность
Классические массажные процедуры включают :
лечебные ручные процедуры – поглаживания, разминания, растирания (при этом варианте логопеды нередко применяют повышающие положительный эффект приспособления – соски, щётки и другое);
точечные – локальное стимулирование или расслабление биоактивных точек в соответствии с конкретным нарушением;
аппаратные – воздействие на проблемные зоны вибрационными, вакуумными и прочими специальными устройствами;
зондовые – по методике логопеда Новиковой Елены Викторовны.
Самостоятельно проводимые процедуры включают :
расслабление и стимулирование артикуляционной мускулатуры;
воздействие на язычную мускулатуру.
Показания
Массаж помогает справиться со многими проблемами формирования произношения
Отклики многих родителей подтверждают, что логопедический массаж для детей в домашних условиях высокоэффективен, помогает справиться со многими проблемами формирования произношения. Назначают процедуры при наличии конкретных патологий:
нарушений голоса, имеющих физиологическое или психологическое происхождение (ослабление голоса, першение, быстрое утомление при разговоре, дискомфорт при произношении, комок в глотке);
дизартрии – нарушения произношения из-за неврологических патологий;
заикания – нарушения звукопроизношения, при котором растягиваются или в быстром темпе повторяются определённые звуки, слоги, слова;
слюнотечения;
слабого или высокого тонуса артикуляционной мускулатуры.
А также массажные процедуры проводятся для ускорения результатов работы логопеда, когда маленький пациент должен скоро пойти в школу, а родители поздно обратились за помощью к специалисту.
Логопедический массаж при повышенном тонусе
Пациента с повышенным мышечным тонусом размещают либо на горизонтальной поверхности, либо в кресле с удобной спинкой. Неторопливо осуществляют лёгкие движения с повторением от 8 до 12 раз.
Начинают с шеи. Спокойно вращают головой по часовой стрелке и обратно, в левую сторону и в правую. Легко, без надавливания массируют кожу шеи. Так расслабляется язык.
Далее переходят к лицу. Разглаживают лоб, веки, скулы, подбородок. Двигают пальцами от шеи к ключицам. В завершение массируют челюстную область, ушные мочки, зону от висков до челюстей.
Для расслабления губных мышц легко поглаживают сперва верхнюю, затем нижнюю губу сверху вниз и обратно, от уголков к центральной части и обратно. Двигают пальцами от ноздрей к уголкам рта, несильно давят на губы.
Для снятия гипертонуса язычных мышц органом легко покачивают слева направо и обратно, сверху вниз и обратно. Пальцами поглаживают от краёв к центру, встряхивают, похлопывают, вытягивают в разные стороны.
При пониженном тонусе
Пациента усаживают так же, как в вышеописанном случае. Число повторений движений аналогичное. Наибольшее внимание уделяют проработке области скул и челюстей. Давят на проблемные участки сильнее, чем при исправлении повышенного тонуса, но не резко, чтобы не возникло болевых ощущений.
Вначале массируют горизонтальными поглаживающими движениями лоб, затем переходят к векам. Двигают пальцами от носа к ушным раковинам, от подбородка к ушным раковинам. Трут и щиплют кожу на скулах, разминают губы, участки от ноздрей до уголков рта.
Заключительный этап – применение вибрационного устройства для повышения тонуса язычных мышц.
Техника
Массировать обычно начинают с лица, так снимается общее напряжение организма. Начинают гладить лоб, медленно спускаются к подбородку. Двигают пальцами мягко, по горизонтали от центральной части лица к краям: от центра лба к вискам, от бровей к верхней части ушей, от век к ушным раковинам, от скул к ушным мочкам. Повторяют 2–3 раза.
Далее переходят к основному массажному комплексу. Ниже пошагово описываются процедуры для каждой части артикуляционного аппарата.
Массаж языка логопедический
Движения выполняют от края органа к корневой части.
Обхватывают пальцами кончик, двигают им вверх-вниз, в левую и правую стороны, вдвигают вглубь и вытягивают изо рта.
Поддерживая орган снизу, поглаживают его большим пальцем от центра к краям и круговыми движениями.
Обхватывают орган большим и указательным пальцами, гладят его верхнюю и нижнюю поверхность.
Осуществляют вибрационные движения: покачивают орган, несильно стучат по нему пальцем.
Массируют уздечку, двигая пальцем вверх-вниз.
Гладят поверхность органа тканью, имеющей разную текстуру.
Зубной щёткой с мягкой щетиной рисуют на слизистой поверхности разные буквы.
Если у пациента повышено слюноотделение, то под язычок подкладывают чистую бумажную салфетку, меняют её после намокания.
Массаж губ
Эти процедуры включают также массирование носогубных участков и подбородка.
Логопедический массаж должен приносить малышу только положительные эмоции
Пальцами трут губы.
Делая круговые движения пальцем, перемещаются от правого уголка рта к левому и обратно.
Верхнюю губу массируют вправо, нижнюю – влево, затем меняют направление движения.
Щиплют губы и кожу вокруг рта.
Давят на губы.
Делают несильные удары пальцами.
Массаж рук
Массируют по отдельности пальцы и ладонь. Каждый пальчик прорабатывают от крайней фаланги до основания. Первый – мизинец.
Давят на подушечки с усилением нажима.
Прорабатывают ладонь, применяя стишок «Сорока — белобока».
Рисуют пальцем на ладони спираль.
Водят по ладони шипованным резиновым мячиком су-джок.
Погружают пальцы в ёмкость с разной крупой.
Логопедический массаж ложками
Логопедический массаж проводят двумя ложками. Величина столовых приборов определяется возрастом пациента. Для младенцев оптимальны маленькие пластмассовые приборы.
Выпуклой поверхностью приборов гладят по губам.
Делают круговые движения по губам.
Краем ложки несильно давят на носогубные складки.
Скребут краями по губам.
Выпуклой поверхностью массируют круговыми движениями скулы и подбородок.
Затем веки и область под глазами.
Растирают переносицу.
Массаж зубной щеткой
Такие процедуры осуществляются при ослаблении или утрате голоса, слюнотечении, заикании. Помогают укрепить артикуляционную мускулатуру, устраняют речевые нарушения.
Массажные процедуры лучше проводить перед приёмом пищи
Начальный логопедический массаж для детей в домашних условиях зубной щёткой проводится 5 минут, для младенцев – 2. Время процедур постепенно увеличивают, спустя неделю занятие уже должно занимать около 20 минут. Процедуру завершают раньше, если возникает дискомфорт в ротовой полости.
Берут гигиеническое приспособление с мягкой щетиной. Под язычок подкладывают для впитывания слюны марлю или бумажную салфетку. Делают круговые и продольные движения, не давя на слизистую поверхность органа.
Важно правильно не только проводить, но и завершать массажные процедуры. После занятий маленького пациента хвалят за терпеливое и послушное поведение. Так у него не будет капризов перед следующими процедурами.