Лилия Хайдаровна Подмарева
Логопедический куб
«Логопедический куб»
Обоснование актуальности .Актуальность этого пособия заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование данного игрового пособия облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность логопедической работы. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью. Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач на конкретном занятии. Картинки из одной игры можно отлеплять и использовать их в других играх.
Публикация «Логопедический куб» размещена в разделах
Пособие можно по необходимости пополнять другими играми и деталями.
Игры с кубом охватывают все направления речевого развития ребенка: словарь, грамматический строй, произносительную сторону речи и связную речь (диалог и монолог).
Содержание практики
Пособие «Логопедический куб» использую в работе с детьми на занятиях, а также в режимных моментах (на индивидуальных и подгрупповых занятиях, игровой деятельности вне занятий, в самостоятельной игровой деятельности детей).
Продумывая дизайн «Логопедического куба», я стремилась к тому, чтобы каждый элемент был функционален, полезен и интересен детям.
Для изготовления данного пособия использовала большую, обклеенную самоклеющей плёнкой коробку. На двух противоположных стороных сделала из картоны разноцветные, яркие телефоны с съемными трубками. На других гранях : зеркало, круги Луллия (кольца надеваются на стержень, сверху закрепляются стрелки, кормашки для сменных картинок.
Примеры использования пособия «Логопедический куб»
«Зеркало помощник»
1. Артикуляционная гимнасимка
Цель : — выработка качественных движений органов артикуляции и точного, правильного произношения звуков речи.
2 Игровое упражнение «Расскажи о себе»
Цель: Учить детей с помощью зеркала рассказывать о себе, о частях тела, лица. Использовать в речи простые и сложные предложения.
Ход : - Мы каждый день смотримся в зеркало, а что же мы видим? Дети называют части тела, головы, можно загадать о них загадки.
«Нарисовать» свой портрет словами. Дети по желанию описывают свой внешний вид, цвет глаз, волос, форму носа и так далее, но не перечисляя признаки, а составляя связный рассказ из 4 – 5 предложений.
3. Сюжетно ролевая игра «Салон красоты», «Семья»
Зеркало можно использовать в любой сюжетно ролевой игре, как переносной модуль.
«Разговор по телефону»
Цель : Закреплять навыки общения в форме диалогической речи. Формировать навыки логического выстраивания вопросов и ответов в диалогическом общении. Закреплять правила речевого поведения во время телефонного разговора. Воспитывать уважительное отношение к собеседнику.
В игре с телефоном можно использовать различные схемы, предметные и сюжетные картинки.
Ход: Играют двое детей. Ребенку предлагается выбрать конверт и не показывать содержимое второму ребёнку, который должен отгадать содержимое конверта, задавая любые вопросы. А первый отвечает на них, не называя счм предмет.
Это пособие с двумя телефонами, так же можно использовать в любой сюжетно ролевой игре, как переносной модуль: «Приглашаем в гости», «Скорая помощь», «Запись в салон красоты и. т. д.
«Круги «Луллия»
1. Д/и «Посмотри и покажи», Д/и «Составь предложение»
Цель: совершенствование артикуляционных способностей детей, формирование навыков сотрудничества и самостоятельности.
Описание: Игра проводиться в паре или двумя подгруппой детей. Берутся круги 1 с изображением артикуляционного упражнения, 2 с картинками, соответствующими артикуляционному упражнению (грибок, качели, заборчик, часики, чашечка, маляр, стрелочка, горка). В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания второго кольца. В этих играх обязательно одной картинке круга 1 должна соответствовать картинка круга 2. Дети, находя и подбирая картинки, одновременно закрепляют навыки выполнения артикуляционных упражнений, называют артикуляционные упражнения и закрепляют стихи, разученные к данному упражнению.
2. Игры на подбор пары
Цель игр:- совершенствование лексико-грамматического строя речи
- закрепление навыка словообразования и словоизменения.
- расширение и активизация словаря
- развитие связной речи
3. Игры на развитие творческого воображения
Цель игр: - совершенствование навыка речевого общения
- закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания
- развитие речевого творчества, связной речи
- формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности
Д/и «Подбери рифму»
Описание: На 1 круге, предметные картинки, на 2 круге картинки, подходящие по рифме (коза-коса, мишка-шишка и т. д.). Дети, раскручивая круги, подбирают пару, подходящую по рифме, придумывают короткие стихи и читают их.
Д/и «Сочиняй-ка»
В игре «Сочиняй-ка» придумывают предложения, рассказы, сказки.
Воспитатель: Какими игрушками ты любишь играть? Жители твоего игрового уголка могли бы рассказать немало интересных историй. Возможно, им бывает весело и грустно, интересно и скучно.
- Сочини истории, героями которых будут твои игрушки.
- Плюшевый Мишка начал свой рассказ так: «Я обрадовался, когда меня подарил Дед Мороз одному мальчику…».
Результаты практики
Таким образом, считаю, что «Логопедический куб» можно эффективно использовать как средство развития речевой деятельности у дошкольников. Применение многофункционального дидактического пособия «Логопедический куб» помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Также, можем отметить универсальность дидактического пособия. Самостоятельно дети играют с «Логопедическим кубом» в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях с воспитателем. Дети с удовольствием пытаются сами определить цель и ход игры. Пособие многофункционально и формирует навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности. Вам в вашей работе, мы ее тоже рекомендуем.