Светлана Стахеева
Логопедические игры в сенсорной комнате
▼ Скачать + Заказать документы
Щапова А. А., Стахеева С. Л.
МАДОУ - детский сад № 43
г. Екатеринбург
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ
Эффективным способом нейростимуляции речи являются игры в сенсорной комнате. Используемое оборудование должно быть направлено на формирование тактильно - кинестетических ощущений. Учитель-логопед подбирает речевой материал в зависимости от того, какие задачи планирует решить на занятии.
Публикация «Логопедические игры в сенсорной комнате» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Одним из способов нейростимуляции речи является сенсорная интеграция. Сенсорная интеграция - это способность принимать, перерабатывать и анализировать и систематизировать сенсорную информацию, и на основе сенсорного опыта формировать нейронные связи, способствующие развитию.
Вариантом сенсорной интеграции являются речевые игры с песком и водой. Например, игра «Ферма». Ребенок в песке манипулирует фигурками домашних животных. Речевое наполнение может быть различным. Например, животные спрятались в песке, ребенку нужно достать животное и сказать, чья голова видна из песка: коровья, овечья, собачья, свиная, козья и т. д. Тем самым отрабатывается умение правильно употреблять в речи притяжательные прилагательные. Далее предлагаем ребенку найти детеныша и привести его к взрослому животному, отрабатывая навык правильного словообразования и употребления имен существительных в дательном падеже: «Я привел теленка к корове». Можно поиграть в игру «Кого не стало?», закрепляя умение правильно употреблять в речи имена существительные в родительном падеже. Данная игра также способствует развитию зрительного внимания, памяти, наглядно-действенного мышления. Игра «Кто как голос подает» способствует развитию словарного запаса, навыков словообразования.
В игре «Морские приключения» дети манипулируют в воде разными предметами. Для усиления тактильно-кинестетических ощущений можно использовать арбизы. Ребенку предлагают доставать из воды ракушки и считать их: «одна ракушка», «две ракушки». Затем считаем рыб. Закрепляем навык правильного согласования существительных с числительными. Уточняем, чего больше рыб или ракушек. Просим ребенка со дна достать морских обитателей и назвать их. Играем в игру «Назови ласково».
Для развития звукопроизносительной стороны речи можно применять бизиборды. Двигая игрушку, ребенок тренируется в произношении звука. Можно отрабатывать силу и высоту голоса: «скажем тихо - громко». Можно автоматизировать звук в слогах.
Использование сухого бассейна для закрепления навыков звуко- слогового анализа возможно и в индивидуальной и подгрупповой формах работы. Такой «нейрологопедический» бассейн наполняется шариками синего, зеленого и красного цвета. Педагог показывает детям картинку. Дети определяют первый звук в слове, дают характеристику этому звуку и берут соответствующий по цвету шарик: «красный»- гласный, «синий»- твердый согласный, «зеленый» - мягкий согласный. По такому же принципу можно дать характеристику последнему звуку в слове. Кроме того, манипулируя шариками в сухом бассейне, можно развивать лексический строй речи. Детям предлагается найти спрятанные предметы и назвать их. Или найти спрятанные игрушки, а назвать только те, которые начинаются с гласного звука. Можно дать задание найти игрушки в правом верхнем углу. Такие приемы работы способствуют развитию пространственной ориентировки. Игра «Шарик доставай - слово подбирай». Ребенок с закрытыми глазами достает шарик из бассейна и в зависимости от того, кокой шарик он вытянул, подбирает слово («красный»- слово начинается с гласного звука, «синий»- с твердого согласного, «зеленый»- с мягкого согласного). Задание можно усложнить, например: «подбери слово, обозначающее овощ, мебель, одежду» и т. д. Старшим дошкольникам на шариках пишем буквы и просим, вытягивая шар, подбирать слово, начинающееся с этого звука. Отрабатываем слоговую структуру слова : «возьми столько шариков, сколько слогов ты услышишь в слове». С малышами используем нейрологопедический бассейн для закрепления цвета: синий, желтый, зеленый, красный; закрепляем понимание глагольной лексики и выполнение инструкций, простых и сложных: возьми, закопай, спрячь, дай, подбрось, перекладывай и т. д.
Для развития лексической стороны речи и слоговой структуры слова используем сенсорные дорожки. По принципу гимнастических ковриков, наполненные разным содержимым вызывают разные тактильные ощущения. Шагая по дорожке, дети тренируются в подборе слов- синонимов, слов- антонимов, считают количество слогов в слове.
Красочные квадраты применяем для развития грамматического строя речи. Квадраты наполнены кинетической жидкостью разных оттенков. При давлении на квадрат жидкость перетекает друг в друга. Дети шагают на квадраты, или давят ладонями, используя речевое сопровождение: «назови ласково», «один - много» и т. д.
Пространство сенсорной комнаты может быть наполнено мягкими панелями, модулями, табличками, шумовыми и световыми эффектами: пузырьковые колонны, «стена- водопад», свето-звуковой дождь, светящаяся панель, реагирующая на громкость голоса и т. д. Такая атмосфера помогает ребенку расслабиться, успокоиться, нормализуется его мышечный тонус. Нахождение в сенсорной комнате стимулирует психическое развитие ребенка, повышает мотивацию к занятию.