Любовь Чижикова
Игровая деятельность со старшими дошкольниками в условиях ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Старший дошкольный возраст -это важный этап в жизни ребёнка.
В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире.
В данный период закладываются основы нравственности. Ребёнок усваивает основные моральные нормы. Возникает самостоятельность игровой деятельности. Основным путем педагогического воздействия на ребёнка является правильная организация всех видов детской деятельности и использование наиболее эффективных форм руководства ими.
Публикация «Игровая деятельность со старшими дошкольниками в условиях ФГОС до» размещена в разделах
На данном возрастном этапе игра достигает своего расцвета и характеризуется высоким уровнем развития. Этому способствует:
расширение детского кругозора, развитее интереса к окружающему миру
освоение коммуникативной культуры,
развитие мышления и воображения.
Игровая ситуация моделируется детьми.
Используются атрибуты для развития знаковой функции (символы).
Предлагается создавать игровые комнаты, задействовать музыкальный и физкультурный зал для развития сюжетно-ролевых игр.
Условно все детские игры можно разделить на две большие группы:
1. сюжетно-ролевые творческие игры.
2. игры с правилами.
Сюжетно-ролевые творческие игры включают в себя:
а) игры на бытовые темы;
б) с производственной тематикой;
в) с общественно-политической тематикой;
г) театрализованные игры;
д) игры-забавы и развлечения.
К играм с правилами играм относятся:
1. Дидактические игры: с предметами и игрушками, словесные.
Дидактические игры, настально - печатные, музыкально-дидактические.
2. Подвижные игры: сюжетные, бессюжетные, с элементами спортивных игр.
МЕХАНИЗМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :
1. Всякая игра - свободная деятельность.
2. Игра - это жизнедеятельность детей.
3. Изолированность игры (у любой игры есть место и время).
4. Создание игровых ассоциаций - круг играющих, не изолированных друг от друга, имеющих выполнять роли (в том числе и главную).
5. У каждой игры есть правила, которые дети должны выполнять. Даже в творческой игре есть правила взаимодействия.
Для реализации развития социально-игрового опыта необходимо :
1. Игровой педагог, т. е. носитель игрового опыта.
2. Использование резервных возможностей и опыта народной педагогики.
3. Преодоление тенденции использования в работе игр одного вида.
4. Учет интересов и желаний детей.
5. Грамотное управление игровой деятельностью : проектирование; предметно - развивающая среда; диагностика.
Воспитатель должен уметь подыграть, создать игровую ситуацию, поддержать инициативу, опереться на чувства, использовать юмор и предвосхищающую оценку.
Для игр старших дошкольников характерны многообразие тематики и сюжетов; бытовая, трудовая, общественная, на темы литературных произведений.
Для данного возраста представляет особый интерес возможность реализовать свои фантазии. Об этом свидетельствует возникновение особого вида игр - игр-фантазирований. По форме такие игры представляют собой совместные сочинения и разыгрывание сюжетов. Тематика их разнообразна, в них дети отражают и комбинируют реальные события, которые они наблюдали и в которых сами участвовали, в также придумывают сказочные, фантастические сюжеты. Содержание таких игр нередко становится сюжетом игр.
Игры старших дошкольников приобретают характер совместной коллективной деятельности. Дети этого возраста объединяются в подгруппы на основе привязанностей, симпатий и интереса к теме игры. Количество участников может быть до 10-15 человек (чаще 3-5). При выборе ролей старшие дошкольники ориентируются на их значимость для развития общей игры, характеристики героев. Время игр - от 30-40 мин до нескольких дней.
Дети старшего дошкольного возраста стремятся реализовать в роли собственное отношение к изображаемому герою. Они создают игровой образ, используя все возможные средства выразительности. Важно отметить, что дети этого возраста стремятся довести роль до логического завершения. Однако тематика и содержание интересующих детей игр часто требует большего количества участников, нежели имеющихся в игровой подгруппе. Отсюда направление работы - обучение умению изменять роль и ролевое поведение по ходу игры в зависимости от содержания новой игровой ситуации.
Игровые правила в сюжетно-ролевой игре детей могут устанавливаться самостоятельно. Реальные правила ребята переносят из повседневной жизни
Игра старшего дошкольника имеет завершенную структуру, в ней представлены: сговор, организация игрового пространства, собственно игра, планируемое завершение игры, уборка оборудования.
Характерной особенностью игр старших дошкольников является стремление объединить сюжеты разных игр в одну. Отсюда задача - обучать старших дошкольников сюжетосложению. Это умение выстраивать разнообразные логически связанные события. Поэтому проводится игры-фантазирования.
1. Игры - фантазирования и овладение новым способом сюжетосложения.
2. "Расшатывание" сюжета, а затем совместное придумывание нового сюжета на основе волшебных сказок (замена героев).
МЕТОДИКА:
1. Вспомнить и пересказать знакомую сказку (а теперь по-новому будем придумывать похожую, но не такую).
2. Частичное преобразование сказки (замена героев, его задачи, волшебного средства).
3. Даем начало сказки, соединяем сказочные и реалистические элементы.
4. Введение разноконтекстных ролей (Баба Яга и продавец).
5. сочинение историй на основе реалистических событий
10-15 минут с небольшой подгруппой, а затем в ходе сюжетно-ролевой игры.
ПРИЕМЫ РУКОВОДСТВА ИГРАМИ:
1. ПРЯМЫЕ:
внесение атрибутов, которые не требуют специального обучения, взятие на себя роли, подсказка в ходе игры, направление игры в нужное русло, переключение внимания на другую игровую ситуацию. Прямые приёмы используются во всех возрастных группах.
2. КОСВЕННЫЕ:
старший возраст :
- чтение отрывков из газет и журналов, рассматривание картин и плакатов, изготовление атрибутов на занятиях по труду, беседы, знакомство с трудом взрослых.
При отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий, они должны быть таковы, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.