Светлана Чернышева
Картотека «Игры с водой и кинетическим песком»
▼ Скачать + Заказать документы
«Переливалочки»
Цель: профилактика и преодоление стрессов, страхов.
Оборудование: емкость с водой, пустая емкость, маленькая губка.
Ход игры
С помощью маленькой губки (она должна быть мягкой и небольшой, чтобы помещаться в детской руке) надо переливать воду из одной посуды в другую. Для этого опускаем губку в миску с водой, ждем, когда она впитает в себя жидкость, и переносим ее в другую миску. Там выливаем воду, отжимая губку.
«Ловим шарики»
Цель: преодоление переживаний во время адаптации.
Публикация «Картотека „Игры с водой и кинетическим песком“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с водой для дошкольников
- Игры с песком
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Кинетический песок
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
Оборудование: емкость с водой, миска, маленькое ситечко, 10 теннисных шариков.
Ход игры
Предложите ребенку выловить шарики при помощи ситечка и положить их в миску.
«Что как плавает»
Цель: преодоление страхов, снятие напряжения.
Оборудование: набор предметов из разных материалов (пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложка, камешек, бумажная лодочка, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т. д.).
Ход игры
Взрослый предлагает ребё нку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывёт. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры взрослый обязательно просит ребенка назвать предметы и помогает комментировать действия.
«Разливаем суп»
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных интересов.
Оборудование: две кастрюли, половник, тарелки.
Ход игры
Покажите ребенку, как с помощью половника можно из одной кастрюли перелить воду в другую кастрюлю. Дети очень любят делать все по- взрослому, поэтому с удовольствием работают с половником. А теперь, когда мы уже научились хорошо держать половник, предложите разлить «суп» в тарелки, не разлив.
«Мыльная пенка»
Цель: снятие стресса, развивать силу выдоха.
Оборудование: емкость с водой, жидкое мыло, соломки.
Ход игры
Научить детей из жидкого мыла взбивалкой-венчиком образовывать пену и выдувать мыльные пузыри.
«Поймай льдинку»
Цель: преодоление страхов, развитие координации движений.
Оборудование: емкость с водой, черпак, льдинки.
Ход игры
Воспитатель опускает в ёмкость с водой 5 – 10 небольших льдинок и говорит ребенку: «Смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!»
Ребенок черпаком достаёт из воды крупные льдинки и складывает их в отдельную посуду. После того, как все льдинки будут извлечены, воспитатель спрашивает: «Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало? – Они растаяли, превратились в воду».
«Капли»
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие координации движений.
Оборудование: контейнер для кубиков льда, чашка с подкрашенной гуашью водой, пипетка, губка или салфетка.
Ход игры
С помощью пипетки ребёнок переносит воду из чашки в контейнер для льда. Когда все ячейки заполнятся, можно собрать таким же способом воду обратно в чашку. В ходе эксперимента можно посчитать, сколько капель вмещается в одну ячейку, в две и т. д
«Волшебное свойство воды»
Цель: преодоление страхов, знакомить детей со свойствами воды.
Оборудование: резиновая перчатка, надувной шарик, кувшин с водой, бутылка, губка.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям перелить воду из кувшина в перчатку, шарик, бутылку. Ребёнок в ходе эксперимента получает знание о том, что вода принимает форму заполняемого предмета.
«Свойства солёной воды»
Цель: создание доброжелательной атмосферы во время игры, знакомить детей со свойствами соленой воды.
Оборудование: два стакана с водой, два яйца, поваренная соль (4ст. ложки., ложка.
Ход игры
Ребёнок с помощью ложки опускается яйцо в один стакан, наблюдает, что оно тонет. Во втором стакане он растворяет соль, тщательно размешивая её ложкой. Опускает второе яйцо. Наблюдает, что в этом стакане яйцо плавает на поверхности.
«Самодельный водопад»
Цель: снятие напряжения, развитие моторики рук.
Оборудование: емкость с водой, лейка, пластиковый стакан
Ход игры
Ребенок набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание ребенка, что чем выше водопад, тем громче он "шумит". А если воду подкрасить, то водопад получится разноцветным.
«Дойди по дорожке»
Цель: учить ориентироваться на плоскости; развивать умение дослушать до конца задание; развивать мелкую моторику рук; учить задавать задание друг другу.
Оборудование: песочница с песком, мелкие игрушки, маленькие предметы (пуговицы, камешки, косточки).
Ход игры
На песке лежит сеточка, в ней в некоторых квадратах стоят маленькие игрушки. Воспитатель предлагает найти нужную игрушку (начинаем с первого нижнего квадрата) – пять шагов вверх, три шага вправо и т. д. Так ребёнок доходит до игрушки, которую задумал взрослый. Далее ребёнок задумывает и даёт указания взрослому (другому ребёнку).
«Дорожка из счётных палочек»
Цель: учить ориентироваться на плоскости; развивать умение дослушать до конца задание; развивать мелкую моторику рук, путём взаимодействия пальчиков с песком, счётными палочками и мелкими игрушками.
Оборудование: песочница с песком, счётные палочки, мелкие игрушки.
Ход игры
Дети друг другу указывают направление движения – 2 палочки вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 вправо – здесь живёт котик; 2 вверх, 3 налево, 3 вверх – здесь живёт волк; 2 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 3 налево, 1 наверх – здесь живёт белка. Начинать движение всегда нужно с отмеченного места (начала пути) – от камушка.
Песочный телеграф
Цель: доставить детям тактильное удовольствие, обучать переводу тактильных ощущений в знаки.
Оборудование: песочница с песком.
Ход игры
Дети выстраиваются в колонну в затылок друг другу.
Взрослый, ведущий игры, «рисует» пальцем на спине последнего ребенка геометрическую фигуру — прямую линию, угол, окружность, прямоугольник, треугольник и др. Тот, кто получил «сообщение», должен передать его следующему игроку точно таким же способом — нарисовать фигуру пальцем на спине соседа. Последний получатель сообщения воспроизводит форму палочкой на песке. После этого он становится в конец колонны, и игра повторяется.
«Археологи»
Цель: активизировать социально – эмоциональный опыт детей путём расширения их представлений об окружающем мире; развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Оборудование: песочница с песком, мелкие игрушки, кисти для раскопок, совочки.
Ход игры
Воспитатель заранее прячет в песке нужный материал – полуразрушенный замок из кубиков, животных, цифры, геометрические фигуры и т. д. Дети откапывают, что спрятано в песке. Копать нужно очень осторожно, снимая песок тонкими пластами, ни в коем случае не углубляясь, не выкапывая ям. Если лопатка наткнется на какой-то предмет в песке, ее нужно срочно сменить на большую кисточку и дальше работать уже только кисточками, осторожно освобождая поверхности находки. В процессе игры дети получают знания об окружающем мире, учатся фантазировать и выдвигать свои гипотезы (если это замок, животные, инопланетяне, яйца и т. д., закрепляют знания о цифрах, буквах, счёте предметов и т. д.
«Вертикаль – горизонталь»
Цель: учить детей ориентироваться на плоскости, находить вертикаль, горизонталь и диагональ.
Оборудование: песочница с песком, мелкие предметы (камушки, кисточки) и маленькие игрушки.
Ход игры
Для того чтобы увидеть горизонтальную линию – сдвигаем песок на нижнюю или верхнюю часть песочницы. Если песок наверху – это земля и там живут сухопутные животные, растут деревья (все эти игрушки ставим в песок, а на нижней части песочницы получилось море, где живут водоплавающие животные, на дне могут лежать камешки, ракушки и немного песка. Если песок на нижней части песочницы – это тоже земля, но верхняя часть – это небо и туда ставим игрушки, которые могут летать (птицы, самолёты и т. д.) В процессе игры закрепляем знания детей о месте обитания животных – лес, пустыня, джунгли; повторяем названия животных; считаем, сравниваем количество игрушек.
Для того, чтобы увидеть вертикальную линию – кладём на песок две ладошки. У двух ладошек будет 2 одинаковых домика и, чтобы они не сорились, разделим песочницу пополам. Левая ладошка выбирает игрушки для своего домика, а правая – для своего. В другой раз, поставим ёлочки к верхнему бортику песочницы, а куколку - к нижнему, и попросим ребёнка построить дорожку в лес так, чтобы получилась вертикальная линия.
Диагональ можно построить из разного материала – из одного уголка песочницы в другой. Можно дать задание ребёнку выложить дорожку из 7 красных пуговиц, 4 синих, 5 больших, 8 круглых и т. д. так закрепим название цвета, формы и величины предметов.
В процессе такой игры развиваем речь, закрепляем знания об окружающем мире, развиваем внимание и мышление.
«Узор в геометрической фигуре»
Цель: ориентировка на плоскости, развивать умение видеть углы и середину фигуры, развивать воображение и фантазию, умение подбирать различный материал, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: песочница, рамки геометрических фигур, камешки, пуговицы, ракушки и т. д.
Ход игры
Дети выбирают рамку геометрической фигуры, природный или бросовый материал и составляют узор на песке. При этом повторяем - где у фигуры углы и сколько их, где стороны и сколько их, где середина. Для того, чтобы узор получился красивым, нужно считать и выкладывать одинаковое количество предметов, например по сторонам, одинаковые предметы по величине по углам, компоновать по цвету и т. д.
«Дорисуй фигуру»
Цель: закреплять названия геометрических фигур, названия цвета фигур; развивать воображение ребёнка; развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: геометрические фигуры разного цвета и величины – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, трапеция
Ход игры
Воспитатель: Дети, посмотрите, сегодня я приготовила для вас «Чудесный мешочек», а в нём….давайте посмотрим, что там лежит?
Дети по одному запускают руку в мешок, достают по одной геометрической фигуре и отвечают на вопросы:
• Что за геометрическая фигура у тебя в руке?
• Какого цвета?
• Посмотри, на какие предметы в группе похожа эта фигура?
Воспитатель: Давайте подойдём к песочнице. Я положу на песок квадрат и палочкой дорисую к нему треугольник – у меня получился дом. Подумайте, что вы можете дорисовать к вашей фигуре и нарисуйте.
Дети выполняют задание, достают другую фигуру и рисуют другой рисунок.
Далее, в самостоятельной игре, дети берут геометрические фигуры по своему выбору.
«Угадай фигуру»
Цель: восстановление душевной гармонии, развитие памяти, тактильных ощущений, мелкой моторики рук.
Оборудование: песочница с песком, шарф, мелкие фигурки.
Ход игры
Ребенок должен узнать на ощупь зарытые в песок фигурки. Эта игра развивает мелкую моторику рук и воображение, формирует уверенность в себе.
«Веселая история»
Цель: преодоление тревожности, напряжения, развитие памяти, мелкой моторики.
Оборудование: песочница с песком, мелкие игрушки, шарф.
Ход игры
Выложите фигурки на песке в определенном порядке, покажите ребенку, дайте запомнить. Затем заройте игрушки в песок беспорядочно. Малыш должен отыскать фигурки в песке и выложить их в исходном порядке.
«Мой город»
Цель: восстановление душевной гармонии.
Оборудование: мелкий конструктор, фигурки людей, животных, песочница с песком.
Ход игры
Предложите ребенку построить любимый город. Пусть он расставит в нем фигурки, устроит место для себя.
«Я рисую на песке»
Цель: развитие крупной и мелкой моторики, развитие речи.
Оборудование: песочница с песком, палочки.
Ход игры
Предложите ребенку нарисовать палочкой солнышко, тучку, домик, человечка. Все рисунки можно объединить в один сюжет и придумать маленький рассказ.
«Песочные картины»
Цель: преодоление страхов, развитие мелкой моторики.
Оборудование: песочница с песком, палочки, бросовый материал, природный материал.
Ход игры
Предложите ребенку нарисовать картину на песке, при этом разрешается украшать свои произведения камушками, палочками, листочками и другим бросовым материалом.
«Маленький повар»
Цель: развитие тактильно-кинестетических ощущений, мелкой и крупной моторики.
Оборудование: песочница с песком, формочки для игр с песком, бросовый материал.
Ход игры
Увлажните песок при помощи лейки. Предложите ребенку вылепить из мокрого песка разную «выпечку» : пирожки, рогалики, пирожные, тортики. Выпечку можно украсить. Пусть дети угостят кукол, игрушечных зверей.
«Во саду ли, в огороде»
Цель: ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.
Оборудование: две песочницы, муляжи фруктов и овощей.
Ход игры
По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.
«Общим словом назови»
Цель: развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.
Оборудование: песочница с песком, фигурки животных.
Ход игры
Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное.
По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т. д.