МААМ-картинки

Логопедические игры на непосредственно-образовательной деятельности со старшими дошкольниками

Людмила Федотова
Логопедические игры на непосредственно-образовательной деятельности со старшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Игры в логопедической работе с детьми.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение, которое характеризуется нарушением словарного запаса, звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи. У детей этой группы также наблюдается отклонения в общей и артикуляционной моторике, страдает связная речь.

Публикация «Логопедические игры на непосредственно-образовательной деятельности со старшими дошкольниками» размещена в разделах

Речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно – психической и познавательной деятельности, поэтому часто у детей с ОНР имеет место задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций – внимания, памяти, мышления.

Одна из задач предлагаемых ниже игр – помочь детям обогатить словарь, формировать грамматический строй речи, а так же способствовать развитию умственных способностей. Эти задачи решаются одновременно, дополняя и обогащая друг друга.

Логопедические игры составляют основу логопедической работы, поскольку дети, достигают лучших результатов при устранении несформированностей и исправлении дефектов речи. Логопедические игры вызывают увеличение интереса, соревновательной мотивации, улучшают результативность логопедических занятий.

Игры для формирования грамматического строя речи помогут приобрести четкие грамматические представления, будут способствовать развитию речи. Это поможет ребенку избежать трудностей при обучении письму и чтению в школе. Ведь грамматика русского языка очень сложна. За достаточно короткий срок дети на практическом уровне должны усвоить огромное количество грамматических категорий. Если к началу школьного обучения дошкольник не усвоил грамматические нормы родного языка (неправильно употребляет предлоги, изменияет по падежам, затрудняется в построении предложений и т. д., это может явиться причиной нарушений чтения и письма. Даже в ходе нормального речевого развития, ребенок не сразу усваивает грамматическую систему родного языка. При ОНР грамматический строй формируется медленно и с большим трудом.

При изучении каждой грамматической темы взрослый должен четко проговаривать окончания, предлоги, привлекая внимание ребенка. Данные игры можно использовать при проведении фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.

Логопедические игры всегда имеют правила, проходят при соблюдении определённых условий и дидактических задач. По итогам логопедической игры ребёнок или группа детей всегда получают поощрение, какой-то приз, награду. Дети очень любят логопедические игры, которые доступны им по уровню их подготовки, либо развития.

При организации речевых игр и упражнений предлагаем руководствоваться,такими рекомендациями:

игры не должны быть длительными по времени (5-10-15 минут);

они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а руководитель – помочь ему в этом;

игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награда за успешное выступление, красочное и забавное оформление;

в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, в игре следует развивать навыки контроля за своей и чужой речью, стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;

в процессе игры руководитель принимает непосредственное участие (степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры): по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключении обязательно поощряет всех детей, отмечает более успешных и обещает в следующий раз более интересный вариант игры или совсем новую игру.

Разработаны логопедические игры:

• для развития речевого дыхания

• для развития фонематического (специального речевого слуха)

• для развития грамматического строя речи

• овладения новым словарным запасом

• для автоматизации поставленных звуков

• для закрепления навыков грамотного письма и применения орфограмм в письменной речи

Игры для обогащения словаря, формирования грамматического строя речи и развития фонематического слуха.

Игра «Один - много»

Цель: образование множественного числа существительного.

Содержание. Взрослый произносит существительное в единственном числе, а ребенка просит назвать существительные во множественном числе: «Я скажу про один, а ты про много»

Например: мяч – мячи, утка – утки, слон - слоны, стол – столы.

Игра «Прогулка в лес»

Цель: учить ребенка дифференцировать вопросы кого? что? в зависимости от одушевленности – неодушевленности существительного; учить изменять форму одушевленных существительных, употребляя их в винительном падеже единственного числа.

Содержание. Взрослый предлагает ребенку представить, что они отправились на прогулку в лес (зоопарк, на поляну, на улицу, а затем подумать и перечислить кого можно увидеть в лесу (в зоопарке, на поляне, на улице). Аналогично следует задать вопрос: что можно увидеть в лесу (в зоопарке, на поляне, на улице)

Игра «Чего не хватает»

Цель: употребление существительного в родительном падеже.

Содержание. Взрослый показывает ребенку картинку и спрашивает:

«Чего не хватает у бабочки?»

Ребенок отвечает : «У бабочки не хватает крыла»

Взрослый : «Чего не хватает у ведра?»

Ребенок: «У ведра не хватает ручки»

Игра «Кому что нужно для работы»

Цель: употребление существительного в творительном падеже.

Содержание. Взрослый показывает картинку и спрашивает: «Чем волк будет забивать гвоздь?» (Молотком.) «А чем медведь будет пилить дрова?» (Пилой.) «Чем заяц будет рубить дрова?» (Топором.)

Игра «Найти кубики»

Цель: употребление существительного в предложном падеже с предлогом НА.

Содержание. Взрослый показывает картинку и спрашивает: «Найди все кубики. Расскажи, где ты их нашел. (На полке, на стуле, на кровати)»

Необходимо следить, чтобы ребенок выделял голосом предлог и четко произносил окончания слов.

Игра «Помоги Пете и Маше поделить игрушки»

Цель: употребление притяжательных местоимений МОЙ и МОЯ.

Содержание. Взрослый показывает картинку и говорит : «Если про картинку можно сказать моя – «отдай» её Маше. Если про картинку можно сказать мой - «отдай» её Пете.

Например: «Мяч – мой, «отдам» его Пете»

«Кукла – моя, отдам её Маше»

Игра «В гостях у Грамматики»

Цель: учить различать глаголы прошедшего времени в мужском и женском роде и числе.

Содержание. Взрослый показывает картинку и спрашивает: «Про что я говорю: про бабочку, про жука или про самолеты. Летала…Летал… Летали…». «Про что я говорю: про траву, про цветы, про куст. Росла…Росли… Рос…»

Игра «Куда спрятался котенок»

Цель: употребление предлога под.

Содержание. Взрослый говорит, помоги девочке найти всех котят. Куда спрятался белый котенок? (Под стол.) Куда спрятался черный котенок? (Под стул.) Где рыжий котенок? (Под шкафом.)

Игра «Кто где живет?»

Цель: употребление предлога в.

Содержание. Взрослый говорит: «Расскажи, кто где живет?» (Собака в конуре. Лиса в норе. Белка в дупле)

Произнося словосочетания и фразы с предлогом в, необходимо предлог выделять голосом и произносить его «отдельно» от следующего слова.

Игра «Путешествие ласточки»

Цель: употребление предлога над.

Содержание. Взрослый рассказывает, что ласточки каждый год осенью улетают зимовать в жаркие страны, а весной возвращаются в родные края. Расскажи, над чем пролетают ласточки, чтобы вернуться домой.

Например: «Сначала ласточки летят над морем, потом над горами, над лесами, над полями…»

Игра «Теремок»

Цель: употребление предлогов над, под, между.

Содержание. Рассмотри внимательно теремок и отгадай, про какого зверя я говорю.

a) Этот зверь живет над мышкой. Это… А этот – живет над лисой. Это…

b) Этот зверь живет под зайцем. Это… а этот – под медведем. Это…

c) Этот зверь живет между зайцем и лягушкой. А этот – между волком и зайцем.

А теперь ты сам загадай загадки про животных, используя слова над, под, между.

Игра «Угадай, из чего сделан предмет»?

Цель: употребление относительных прилагательных.

Содержание. Взрослый показывает предмет и объясняет: «Сумка сделана из кожи, значит она кожаная, а шапка сшита из меха, значит она меховая, мяч сделан из резины, значит он резиновый, кораблик сделан из бумаги, значит он бумажный»и т. д.

Игра «С какого дерева лист?»

Цель: образование относительных прилагательных.

Содержание. расскажи лисенку, с каких деревьев упали эти листочки и как они называются. Например: «Этот лист березы - он называется березовый, этот лист дуба – дубовый, этот лист клена – он кленовый…» и т. д.

Игра «Вкусный сок»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные.

Содержание. Скажи, из чего приготовлены эти соки и варенья. Как они называются? Например: Этот сок сделан из слив, он называется … сливовый, а сок из яблок – яблочный, из груш – грушевый, из апельсинов - апельсиновый

Игра «Чей хвост?»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Содержание. Угадай, чьи эти хвосты. Например: «Хвост зайца - заячий хвост, хвост медведя - медвежий хвост, хвост лисы – лисий хвост, хвост белки – беличий хвост…»

«Догадайся – кто? что?.»

Цель: подбор названия предметов к названным действиям.

Содержание.

Идет (мама, девочка, мальчик, снег, дождь)

Стоит (папа, лошадь, собака, тарелка, чашка, стул)

Висит (пальто, полотенце, картина, яблоко, груша, помидор)

Растет (овощи, фрукты, мальчик, трава, ребенок)

Закрыть (дверь, книгу, глаза, ведро)

«Отвечай быстро»

Цель: умение классифицировать предметы по цвету, форме., качеству.

Содержание.

Взрослый называет какой – либо цвет, а ребенок называет предмет этого цвета. Например, зеленый – огурец, горох., рубашка, игрушка…

В следующий раз берется качество или форма. Например, деревянный – стол, лопата, подоконник, круглый – мяч, помидор, стол…

«Что делает?»

Цель: определение действия людей разных профессий.

Содержание.

Что делает доктор? Шофер? Строитель? Садовник? Повар?

Ребенок должен подобрать как можно больше слов – действий к каждой профессии.

«Кто как кричит?»

Цель: закрепление глагольного словаря.

Содержание.

Кошка – мяукает конь – ржет

Корова – мычит курица - кудахчет

Собака – лает, рычит птичка - поет

Утка – крякает ворона - каркает

Петух – кукарекает кузнечик - стрекочет

Голубь – воркует воробей - чирикает

Кукушка – кукует комар – пищит

«Кто как передвигается?»

Цель: учить употреблять слова – действия.

Содержание.

Бабочка – порхает, летает

Рыба – плавает

Кузнечик – скачет

Змея – ползет

Можно предложить задание на обобщенное значение слов:

Ползет кто? – змея, червяк, гусеница.

Усложненный вариант. Отобрать слова, наиболее точно подходящие по смыслу:

Ворона – кричит, каркает, чирикает

Бабочка – летает, порхает, ползает

«Похож – не похож»

Цель: учить сравнивать предметы, замечать сходства по цвету, форме, величине, материалу.

Содержание.

Найти в комнате два предмета и доказать их сходство:

Ложки и ножницы – железные

Автобус и такси – пассажирский транспорт

Стол и стул – деревянные

Книги и тетрадь – бумажные

Более легкий вариант, когда взрослый предлагает пару предметов, а ребенок доказывает их сходство.

Публикации по теме:

«Сказочная гжель». Фотоотчет о реализации проекта со старшими дошкольниками«Сказочная гжель». Фотоотчет о реализации проекта со старшими дошкольниками Здравствуйте дорогие друзья и гости моей странички! Хочу показать вам немного фотографий с проекта «Сказочная гжель»,который я реализовывала.

Фотоотчёт о проведении со старшими дошкольниками праздника «Масленица»Фотоотчёт о проведении со старшими дошкольниками праздника «Масленица» Педагог-психолог Проскурина О. Б., музыкальный руководитель Подорожкина Н. Л. "Воспитание святое из всех святых дел. " Феофан Затворник.

Использование технологии ТРИЗ «Системный оператор» в работе со старшими дошкольниками .

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе «Русская изба»Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе «Русская изба» Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Задачи: 1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской.

Коммуникативные танцы-игры в непосредственно образовательной деятельности и режимных моментах в ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Теремок» с. Александровское МАСТЕР.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе «Предметы вокруг нас. Посуда» Тема: «Предметы вокруг нас. Посуда» Цель: Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов;.

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе «Путешествие по Царству Воды» Тема «Путешествие по Царству Воды» Интеграция образовательных областей: «Познавательно-исследовательское развитие», «Художественно-эстетическое.

Фотоотчет «Прогулка дневная с шарами со старшими дошкольниками»Фотоотчет «Прогулка дневная с шарами со старшими дошкольниками» Воспитатели детского сада знают и понимают насколько важна прогулка для детей дошкольного возраста. Свежий воздух необходим для правильной.

Развивающие игры с дошкольниками на занятиях по изобразительной деятельности. Игры с тканьюРазвивающие игры с дошкольниками на занятиях по изобразительной деятельности. Игры с тканью Развивающие игры с дошкольниками на занятиях по изобразительной деятельности. Игры с тканью Игра для дошкольников является основополагающей.

Ведение фенологического календаря природы со старшими дошкольниками Ведение фенологического календаря природы с детьми старшего дошкольного возраста Слайд 2. Закономерность развития сезонных явлений в природе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедические игры на непосредственно-образовательной деятельности со старшими дошкольниками
Опубликовано: 9 апреля 2018 в 20:22
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедические игры на непосредственно-образовательной деятельности со старшими дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Федотова (УИ 277141) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД