Наталья Борисовна Семененко
Конспект индивидуального занятия «Логопедическая сказка «Кот, петух и лиса»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить вам конспект индивидуального логопедического занятия по постановке и автоматизации звуков. Занятие представляет интерпритацию всем известной сказки "Кот, петух и лиса". Основу предлагаемого занятия составляют формы и приемы работы с использованием авторских дидактических игр и пособий.
Цель: постановка и автоматизация звуков речи
Публикация «Конспект индивидуального занятия „Логопедическая сказка „Кот, петух и лиса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Кот, петух и лиса». Сказка
- Темочки
Задачи: развитие артикуляционной, пальчиковой моторики; развитие фонематического слуха; развитие внимания, памяти, образного мышления.
Оборудование:
1. игрушка петушок.
2. 3 мешочка: с песком, камушками, листочками.
3. бумажные салфетки.
4. зеркало.
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.
Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень развития речи. Ведь все-таки сначала ребенок осваивает звуковую стОрону речи. Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.
Работа по звуковой культуре речи включает в себя следующие разделы:
• развитие слухового внимания
• Фонематического слуха
• темпа и ритма речи
Произносительная сторона речи:
• правильного произношения всех звуков родного языка
• артикуляционного аппарата
• Работа над речевым дыханием
• умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения
• Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слОва и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию
• Формирование нормального темпа речи, не убыстряя и не замедляя ее.
Интонационная выразительность речи – это умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
Работа по развитию артикуляционного аппарата
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Артикуляционная гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.
Работа над общей и мелкой моторикой
У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с нарушением речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Развитие правильного речевого дыхания
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
С детьми ежедневно проводятся упражнения для развития речевого дыхания.
Развитие фонематического слуха
Умением сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание.
Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.
Практическая часть
А теперь, я предлагаю вам побывать на таком логопедическом занятии и поучаствовать в нём вместе со мной.
1 этап в постановке звуков – артикуляционная гимнастика сопряжённая с пальчиковой гимнастикой.
За высоким забором (упражнение «Забор», стоял дом с окошком (упражнение «Окошко»). В том доме жили Кот и Петух. Рано вставали, смотрели на часы (упражнение «Часики») и садились пить чай (упражнение «Чашечка») с очень вкусным вареньем (упражнение «Вкусное варенье). Петушок за порядком следил, паутину с потолка сметал (упражнение «Маляр», посуду на полки расставлял (упражнение «Футбол»).
2 этап – РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Упражнения для речевого дыхания
Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки.
Котик в лес уходил, дрова рубил (упражнение «Дровосек», складывал их на тележку (упражнение «Повороты»). Не скучно было Котику в лесу, то услышит как грибники кричат (упражнение «Ау», то услышит, как ёжик фыркает (упражнение «Ф- / ф-Ф»).
3 этап - ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]
Мы с вами выполнили артикуляционную гимнастику, поработали над мелкой моторикой, а теперь пора перейти к постановке звука. В данном случае будем ставить звук [Р]. Для правильного произношения звука Р необходимо заставить наш кончик язычка задрожать. Вот как раз здесь нам потребуется еще раз вспомнить упражнение «Пулемёт».
Услышал как-то Петушок стук в окно (упражнение «Пулемёт») –Д-Д-Д. Стал он окошко открывать, сильно толкает, старается (Дррррррр). Никак не получается окошко открыть, слышит опять стук, Петушок ещё сильнее толкает окошко. Открыл, а там Лиса. Схватила она Петушка и унесла в лес.
4 этап – дифференциация звуков Ш-Ж
Важнейшей предпосылкой успешного обучения грамоте является умение слышать отдельные звуки в слове, отделять от рядом стоящих, отличать один звук от другого по акустическим признакам и анализировать весь звуковой состав слова.
Работать по дифференциации звуков следует в следующих направлениях: развивать слуховую дифференциацию, закреплять произносительную дифференциацию, формировать фонематический анализ и синтез.
Услыхал Котик, что Лиса унесла Петушка и побежал за ней следом:
Бежит по песочку – ша-жа-ша-жа; опускаем указательный и средний пальцы в мешочек с песком и «шагаем».
Бежит по листочкам – ши-жи-ши-жи; опускаем указательный и средний пальцы в мешочек с сухими листьями и «шагаем».
Бежит по камушкам – шо-жо-шо-жо. опускаем указательный и средний пальцы в мешочек с камушками и «шагаем».
Догнал Лису, забрал Петушка, бежит с ним домой (повторяем упражнения в обратном порядке).
Бежит по камушкам – шо-жо-шо-жо;
Бежит по листочкам – ши-жи-ши-жи;
Бежит по песочку – ша-жа-ша-жа.
Вот и дом! Тут и сказке конец, кто всё сделал, молодец!
Рефлексия
А сейчас подведем итог нашей встречи.
“Дело в шляпе”
Сейчас мы с вами будем передавать шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, выскажет свое мнение о представленной проблеме. Мне было приятно познакомить вас со своей работой, а что интересного, полезного вы для себя узнали, какие приемы хотели бы использовать в своей работе.
Шла весёлая собака, чики-брики-гав!
А за ней бежали гуси, головы задрав,
А за ними поросёнок, чики-брики-хрю!
Чики-брики, повтори-ка, что я говорю?
Раз, два, раз, два,
Вот берёзка, вот трава,
Вот полянка, вот лужок – выходи-ка ты, дружок!
Я думаю, что эта встреча принесёт пользу в нашу совместную работу по коррекции звуков речи.
Мне было приятно с вами работать, всем спасибо!
Желаем успехов!