Папки-передвижки

Логопедическая неделя как средство активизации речевой деятельности у детей с ОВЗ

Анна Осипова
Логопедическая неделя как средство активизации речевой деятельности у детей с ОВЗ

Из опыта работы учителя-логопеда специальной (коррекционной) школы-интерната Осиповой А. Г.

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения. Необходимо уже с раннего и дошкольного возраста, помогать ребенку преодолевать нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Публикация «Логопедическая неделя как средство активизации речевой деятельности у детей с ОВЗ» размещена в разделах

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей с нарушениями речи имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. Логопеды в дополнении к традиционным методам представлять новые нетрадиционные формы работы с детьми –логопатами. По мнению В. М. Акименко, любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

Работая с детьми, имеющие самые разные речевые нарушения, я столкнулась с проблемами:

- длительный период автоматизации и дифференциации поставленных звуков;

- улучшить преемственность в работе учителя-логопеда и педагогического коллектива;

- привлекание активности и заинтересованности родителей к речевому развитию своих детей;

- из-за снижения внимания, интереса к поисковой деятельности детей, низкая работоспособность.

Поэтому, особое место в системе воспитания и обучения детей с речевыми расстройствами занимают праздники. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают материалы песен и стихов. Наряду с традиционными формами проведения занятий, коррекция происходит и во внеурочной деятельности. Одной из новых форма моей работы является ежегодное проведение «Логопедической недели». Рассматривая различные источники информации, литературу, я пришла к выводу, что очень мало, где можно увидеть и услышать о проведении таких праздников и именно для детей с ОВЗ. Проведение «Логопедической недели», где каждому ребенку представляется возможность, продемонстрировать свои успехи. Проведение таких мероприятий развивает у детей чувство уверенности и творческие способности. Помочь ребенку максимально реализовать потенциальные возможности и скорректировать имеющиеся недостатки, можно только в процессе интенсивной, систематической и последовательной коррекционно-развивающей работы.

При проведении «Логопедической недели» решается ряд задач:

- закрепление знаний у учащихся с ОВЗ, полученные на логопедических занятиях;

- развитие познавательных и психических процессов;

- создание условий для эмоционально-личностного благополучия детей;

- осуществление взаимосвязи в работе педагогов и родителей.

Результаты работы учителя- логопеда не всегда проявляются быстро, как нам бы этого хотелось. Однако, неоднократно проводимые мною подобные мероприятия, показывает, что у детей появляется желание заниматься, проявляется динамика в звукопроизношении, возможность выполнения разных видов упражнений, которые раньше им были недоступны. Дети, на таких мероприятиях становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им глубже познать окружающий мир. Это помогает у детей выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Когда работаешь с детьми, имеющие нарушения речи и интеллектуальную недостаточность, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.

Для проведения «Логопедической недели» мною составляется план мероприятий на каждый день. В течение недели проводятся различные мероприятия для детей : конкурсы, викторины, развлекательные и логопедические праздники, театрализованная деятельность. Все это согласуется с завучем и вывешивается для детей и педагогов, в специальном уголке «Наша школьная жизнь». В течение недели проводятся все намеченные конкурсы, праздники, открытые логопедические занятия, викторины. Далее все проходит по намеченному плану.

План проведения «Логопедической недели»

Дни недели Направление работы

Понедельник Открытие логопедической недели. Логопедический праздник «Путешествие в страну правильной речи».

Вторник Праздник звука «Р»

Среда Открытое логопедическое занятие «Автоматизация звука «Р» в словах и в предложениях»

Четверг Речевое развлечение «Путешествие в сказку»

Пятница Театрализованная деятельность. Сказка «Колобок». Подведения итогов и награждения.

Каждый год план недели меняется и совершенствуется, что способствует повышению интереса у детей и педагогов. По ходу мероприятий оформляются разнообразные выставки литературы и конкурсных материалов (рисунков, творческих работ и т. д.). Здесь прослеживается тесная связь работы логопеда с работником библиотеки, воспитателями. В подготовке, оформлении и проведении логопедической недели обязательно участвуют сами дети. Здесь им предоставляется возможность для самореализации, проявления своих способностей и самостоятельности.

Проведение логопедической недели активизирует детей, дает эмоциональный настрой для обучения. Такая нетрадиционная форма работы важна для детей и педагогов. Она способствует проявлению чувств, возможности свободно и открыто высказаться, развитию интеллектуальных и артистических способностей ребят, развитию любознательности, сплочению коллектива, и помогает в дальнейшей их социализации в общество.

В различных мероприятиях участвуют все дети. Как правило, учащиеся, имеющие положительную динамику в развитии, имеют лучшие результаты. Это является высоким показателем логопедической коррекции.

Публикации по теме:

Протокол заседания методического совета Хотелось бы увидеть подобные протоколы или советы по их написанию Протокол №2 18.09.2013 г. Присутствовало 10 человек. Повестка дня: I.

Рецензия на программу по декоративно-прикладному искусству «Волшебство из бумаги» для детей с ОВЗ I ступени (10–12 лет) Программа по декоративно-прикладному искусству "Волшебство из бумаги" составлена воспитателем X. Актуальность рецензируемой программы не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая неделя как средство активизации речевой деятельности у детей с ОВЗ
Опубликовано: 3 апреля 2014 в 09:46
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД