Каменская Екатерина Викторовна
Логопедическая коррекция при нарушениях возвратного нерва
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушения голоса
• Голос – это совокупность разнообразных звуков, продуцированных голосовым аппаратом человека.
• Нарушения голоса определяются как отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
Афония – полная утрата голоса.
Дисфония – частичное нарушение голоса, изменение тембра, силы, резонанса.
Фонастения – повышенная утомляемость голоса и связанные с нею снижение силы голоса, хрипота.
Ринофония (ринолалия) – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Публикация «Логопедическая коррекция при нарушениях возвратного нерва» размещена в разделах
Эти термины свидетельствуют о степени проявления дефекта, но не отражают диагностического содержания, так как при одном и том же медицинском диагнозе у одного человека может быть афония, а у другого – дисфония.
Классификация изменений голоса при органических заболеваниях голосового аппарата (медицинская классификация по Василенко Ю. С.)
• Парезы и параличи гортани,
• Рубцовые стенозы гортани,
• Нарушения подвижности гортани (миастения, нейрогенные парезы, миопатические парезы, артрит перстнечерпаловидного сустава,
• монохордит,
• Аллергический ринит,
• Профессиональные трахеиты,
• Кровоизлияние в голосовую складку,
• Хронический профессиональный ларингит,
• Доброкачественные образования гортани (папилломы, кисты, ангиомы, фибромы, «узелки певцов»,
• Острый профессиональный ларингит.
Голосовой аппарат.
Все органы, участвующие в голосообразовании, в совокупности образуют так называемый голосовой аппарат. В его состав входят: ротовая и носовая полости с придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости. В голосообразовании принимает участие и нервная система, соответствующие нервные центры головного мозга с двигательными и чувствительными нервами, соединяющими эти центры со всеми указанными органами.
Краткие сведения о голосовом аппарате.
• Носовая полость
• Ротовая полость
• Носоглотка
• Гортань
• Трахея
• Бронхи
• Диафрагма
Голосообразование
Источником голоса является гортань с колеблющимися голосовыми складками расстояния между голосовыми складками принято называть «голосовой щелью» при вдохе голосовая щель полностью раскрыта и приобретает форму треугольника с острым углом щитовидного хряща.
Парезы и параличи гортани
Периферические парезы и параличи гортани наступают вследствие нарушений ее иннервации при поражениях нижнего гортанного (возвратного) нерва. В силу своего расположения возвратный нерв имеет тесный контакт с органами грудной клетки – аортой, пищеводом, трахеей, крупными бронхами, железами, средостением. Заболевания каждого из этих органов могут вызвать сдавливание нерва отеком, опухолью, рубцовой тканью и т. п. нередко во время операций сердца, легких, пищевода, щитовидной железы происходит непосредственная травматизация возвратного нерва, сопровождающаяся парезом или параличом чаще одной, а иногда и обеих половин гортани.
Функция гортани при парезах и параличах гортани
• Наиболее часто парезы гортани диагностируются после струмэктомии. (Струма – узловатое или диффузное увеличение щитовидной железы) Несмотря на прогресс хирургической техники при проведении операции по удалению щитовидной железы – струмэктомии, предотвратить во всех случаях повреждения возвратного нерва не удается.
• Функция гортани характеризуется полной или значительной неподвижностью пораженной половины гортани, несмыканием голосовых складок, асинхронностью их колебательных движений, укороченной длительностью фонации. Голос нарушается по разному : от легкой осиплости до афонии. Всегда отмечаются сильное утомление, поперхивание, ощущение инородного тела в горле, рефлекторный кашель.
До начала систематических занятий необходимо выяснить:
1) Выбрать методику коррекционной работы;
2) Возможности больного в овладении навыками коррекционной работы (аудитивная оценка голоса);
3) Психолого педагогические условия успешного формирования голосообразования;
4) Уровень голосового нарушения и его характерные особенности (ознакомление с больничной картой, беседа с фониатром);
Курс восстановления голоса предполагает:
• Психотерапевтическую беседу;
• Коррекцию фонационного дыхания;
• Функциональные тренировки голосового аппарата с использованием специальных упражнений:
• а) Речевые упражнения, направленные на укрепление вспомогательных мышц шеи гортани с помощью заднегортанных звуков и их сочетаний с гласными;
• б) переход к йотированным звуками произнесении изолированно гласных звуков с введением их в слоги, слова;
• в) проговаривание звуков, слогов, слов с резанаторным «м», «н».
• Работа над сочетанием всех компонентов голосообразующего аппарата.
Тренировка навыков правильного физиологического дыхания
Тренировки навыков правильного физиологического дыхания постоянно сочетаются с нормализацией фонационного дыхания и активизацией двигательной функции гортани, поскольку они физиологически связаны и взаимно обусловлены.
• Занятия начинаются с упражнения «дутьё в губную гармошку» которое преследует двоякую цель: удлинение выдоха, необходимого для правильного голосоведения, и массаж гортани выдыхаемой через гармошку воздушной струей. Этот прием содействует увеличению подвижности здоровой половины гортани.
Дуть в гармошку следует медленно, протяжно, вдувая и выдувая воздух в одном и том же месте. Объем тренировки может быть вначале 30сек. За прием при постепенном увеличении нагрузки до 1 мин.
1 этап фоноупражнений:
• 1. Произносить коротко, отрывисто заднегортанный звук «К» в сочетании с гласными звуками при фиксации поврежденной стороны гортани (придавливание щитовидного хряща к средней линии гортани) :
«КЕ - КЕ», «КА -КА», «КУ -КУ», «КО - КО»,
• 2. Проговаривание словосочетаний с грассированием звука «Р» :
«КРА» «КРО» «КРУ» «КРЕ» КРЫ» «КРИ».
2 этап фоноупражнений:
1. Коротко отрывисто на задержанном дыхании произносят слоги: «ТА», «ТО», «ТУ», «ТИ», «ТЕ». Упражнение выполняется в замедленном темпе.
2. Произнесение двойного слога с ударением на втором слоге, коротко: «ТА-АК», «ТО-ОК», «ТУ-УК», «ТЕ-ЕК», «ТИ-ИК».
3. Затем переходим к работе с гласными.
«А А», «О О», «У У», «Э Э», «И И».
4. После усвоения произнесения гласных звуков применяют упражнения с йотированными звуками
а) «АЙ», «ОЙ», «ЁЙ», «ЮЙ»;
5. Включение сочетаний звуков: «АЭ», «АО»,«АОЭ»,«АУО» т. д.
3 этап фоноупражнений:
1. Толчки этого звука в «М» в «маску», коротко отрывисто.
2. Со звуком «М» произнести слоги «МА», «МО», «МУ».
3. Слогосочетания : «МО-МО», «МА-МА», «МУ-МУ», «МЭ-МЭ».
4. Слоговые упражнения «НА-НА»,«НО-НО»,«НУ-НУ»,«НЭ-НЭ»
5. Слова,фразы,предложения с выделением резонаторного «М».
6. Чтение хорошо знакомых стихотворений.
Прогноз специального восстановительного обучения при патологии голоса различной этиологии определяется рядом факторов
• 1) тяжестью нарушения,
• 2) длительностью голосового расстройства,
• 3) типом нервной системы пациента,
• 4) его отношением к дефекту,
• 5) состоянием слуха,
• 6)компенсаторными возможностями организма.