Надежда Гавриш
Логико-математический проект для детей первой младшей группы «Вот они, наши первые в математику шаги!»
▼ Скачать + Заказать документы
Логико-математический проект для детей первой младшей группы «Вот они, наши первые в математику шаги!» Проведенный с 19.04.2021 по 23.04.2021г.
Паспорт проекта.
Название проекта : «Вот они, наши первые в математику шаги!»
Темочки:
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Срок реализации: С 19.04.2021 г. – 23.04.2021 г.
Руководитель проекта : Гавриш Надежда Михайловна и Позолотина Марина Викторовна
Участники
проекта :
Воспитанники 1 младшей группы, родители воспитатели МБДОУ д/с №14
Название образовательной организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 муниципального образования Тимашевский район
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-личностное развитие».
Ожидаемый результат При успешной реализации поставленной цели и задач мы планируем получить следующие результаты: Ребенок проявляет познавательную активность; Сравнивает, классифицирует, отражает результаты в речи; Ребенок имеет представление о форме, цвете, величине; У ребенка сформировано стремление преодолеть трудности; Родители: Устанавливаются дружеские связи с детьми, педагогами; Узнают сильные и слабые стороны ребенка, готовы к помощи и поддержке; Ощущают личную сопричастность к образованию своего ребенка;
Актуальность проекта : Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, а, прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.
Мы считаем, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Поэтому уже с самого раннего возраста на основе практических действий у детей необходимо формировать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Актуальность данного вопроса послужила основой для создания и реализации на базе нашего дошкольного учреждения долгосрочного проекта «Первые шаги в математику».
Проект разработан на год (первая младшая группа, с учетом возможности дальнейшего продолжения и развития для детей более старшего возраста.
В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что развитие способностей детей необходимо начинать как можно раньше, так как с возрастом происходит их "угасание".
Цель проекта : Создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений у детей первой младшей группы (2-3 года, формирование базовых основ для успешного развития способностей и мышления у детей.
Задачи проекта : Развить у детей умственные способности, такие как: анализ, классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путем сенсорного развития; Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики; Способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы;
Этапы реализации проекта : подготовительный, основной, итоговый. 1. Первый этап. Организационный. Создание условий для проектной деятельности с детьми.
2. Второй этап. Практический
Апробация тематического планирования и отбор наработанного материала по организации деятельности.
3. Третий этап. Результативный. Подведение итогов по реализации цели и задач. Систематизация наработанного материала, определение задач на будущее.
Первый этап – организационный
Вся работы выстраивается с учетом психолого-педагогических особенностей детей младшего дошкольного возраста. Свою работу мы начали с изучения научно-методической литературы на эту тему, анализа практических и теоретических сведений о детской проектной деятельности в ДОУ согласно ФГОС. Проведено анкетирование родителей с целью определения уровня знаний детей, выявления запросов родителей.
Подбирается материал, оборудование для успешной реализации проекта, изготавливаются пособия, согласно перспективного плана. Для сбора материала в групповой комнате отведено отдельное место. Весь материал располагается на полках стенки в групповой комнате и на самой стене. Дидактические и другие виды игр располагаются на нижней полке, поэтому всегда доступны для детских игр. На верхних полках располагается наглядный материал, подборки картинок, детская литература.
Второй этап – практический. При планировании воспитательно-образовательного процесса мы используем следующие формы, методы и приемы:
• сюрпризные моменты;
• игровые образы;
• игровые ситуации;
• чтение художественной литературы;
• рассматривание предметов, картин;
• беседы;
• развивающие дидактические и компьютерные игры.
У детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышление, имеющее в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся во время действия с разнообразными предметами. Так же при построении образовательного процесса необходимо знать, что ведущей деятельностью малышей является игровая деятельность. Учитывая все эти особенности, мы разработали определенную систему, по развитию математических способностей у детей младшего дошкольного возраста. Она представляет собой систему дидактических, развивающих, познавательных игр и упражнений, которые строятся, в основном, на действиях детей с разнообразными предметами. Это дает малышам возможность приобрести свой опыт освоения математических премудростей. Каждая игра или упражнения, которые мы будем использовать в процессе образовательной деятельности, сами по себе имеют методические, дидактические и психологические цели. Но организуя несколько игр или упражнений в одну образовательную систему, мы объединим их либо одним сюжетом, либо единым дидактическим материалом, что позволит нам выйти на качественно иной уровень воздействия на ребенка.
Нашей целью не является освоение и отработка каких-то ни было математических понятий, а введение ребенка в специально организованную ситуацию, которая образует в его восприятии ряд живых ассоциаций, имеющих в подтексте математическое содержание. Дети не должны замечать, что идет обучение. Вся система образовательной деятельности должна восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
Третий этап – результативный
На данном этапе были подведены итоги проектной деятельности по разным направлениям: в работе с детьми, родителями. А также определены перспективы дальнейшей работы.
1. Обобщение результатов, описание опыта работы.
2. Оформление альбомов с фото деятельности детей на всех этапах, картотек проводимых игр, дидактических пособий.
(основные шаги по реализации проекта)
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария (конспекты занятий, консультация для родителей).
Описание продукта:
• Презентация «Первые шаги в математику»;
• Выставка детских работ «Геометрические фигуры»;
• Оформление математического уголка.
Ожидаемый результат
Для детей :
• Интерес к математике;
• Умение понимать смысл значений: один – много, большой – маленький, узкий – широкий, длинный – короткий, высокий – низкий;
• Активизация словаря детей.
Для родителей:
• Желание родителей заниматься с детьми математикой;
• Желание участвовать в жизни детского сада.
Формы работы
• Занятия по ФЭМП (формирование элементарно-математических представлений);
• Настольно-дидактические игры;
• Сюжетно-ролевые игры;
• Подвижные игры;
• Наблюдения;
• Чтение художественной литературы;
• Беседы.
Работа с родителями Консультация для родителей «Веселая математика дома»;
Вывод: У детей раскрылись патриотические чувства; Активизировался словарный запас детей, память; Дети с большим желанием принимают участие в математических разгадках; Дети научились понимать смысл значений: один – много, большой – маленький, узкий – широкий, длинный – короткий, высокий – низкий.