МААМ-картинки

Логические упражнения для детей с нарушением речи в процессе обогащения словаря

Ольга Литовкина
Логические упражнения для детей с нарушением речи в процессе обогащения словаря
▼ Скачать + Заказать документы

Автор: Добренькая Г. В., воспитатель МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №17 г. Алексеевка Белгородской области"

Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью готовы к школьному обучению. Однако часть первоклассников, сталкиваясь с мыслительной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении задач, формулировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.

Публикация «Логические упражнения для детей с нарушением речи в процессе обогащения словаря» размещена в разделах

Для развития всех операций мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация, абстракция) были систематизированы игры и упражнения, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребенка. Игры и упражнения систематизированы в порядке нарастания сложности.

Для дошкольников с проблемами в речевом развитии, чей лексический запас и грамматическое оформление речи нуждается в совершенствовании, логические игры и упражнения помогут пополнить словарь и повысить содержательность, логичность, точность высказываний.

УСПЕХОВ ВАМ!

УПРАЖНЕНИЕ №1.

Цель: проанализировав картинки с изображением 4 детей, указать одного, внешний вид или действия которого не соответствуют таковым у остальных детей. Подробно и четко объяснить свой выбор.

1- Три мальчика в летней одежде, один - в зимней.

2- Три мальчика играют на музыкальных инструментах, один пилит доску.

3- Три девочки с игрушками, одна – с кошкой.

4- Три девочки трудятся, одна – смотрит телевизор.

5- Три мальчика играют, один – читает.

РИС №1, 2, 3, 4, 5 прилагаются.

УПРАЖНЕНИЕ №2.

Цель: закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повторить получившуюся фразу целиком.

• Моряк увидел далекий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки).

• Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, вязать, шить).

• Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая).

• Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось (зеркало, багажник, руль).

• Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в нее (прутик, камни, крошки).

• Катя отдернула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.

УПРАЖНЕНИЕ №3.

Цель: подобрать к каждой картинке из первого ряда соответствующую ей из второго ряда. По каждой паре слов составить предложение.

1 ряд слов – удочка; цветок; ключ; топор; отвертка;

2 ряд слов – ваза; дрова; шуруп; замок; рыбка.

УПРАЖНЕНИЕ №4.

Цель: выбрать из 3 объектов один лишний, с учетом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.

Цвет: цыпленок, лимон, василек;

Огурец, морковь, трава;

Халат врача, помидор, снег.

Форма: телевизор, книга, колесо;

Косынка, арбуз, палатка;

Величина: бегемот, муравей, слон;

Дом, карандаш, ложка;

Материал: банка, кастрюля, рюмка;

Альбом, тетрадь, ручка;

Вкус: конфета, картошка, варенье;

Торт, селедка, мороженое;

Вес: вата, гиря, штанга;

Мясорубка, перышко, гантеля.

УПРАЖНЕНИЕ №5.

Цель: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано, и объяснить свой выбор.

Пример: стрелка – часы, колесо -? Стрелка – это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо – часть машины…

Колесо – круг, ковер -… Ракета – космос, самолет - …

Белка – дупло, медведь -… День – обед, вечер - …

Кофта – шерсть, шуба -… Охотник – ружье, рыбак - … Магазин – продавец, больница -… Слово – буква, дом - …

Рыба – река, птица -… Ногти – ножницы, борода - …

Ваза – стекло, кастрюля -… Лес – деревья, поле -…

Молоко – масло, мясо -… Лиса – хитрость, заяц - …

Коза – капуста, белка -… Лимон – кислота, конфета - …

Лошадь – сено, кошка - … Автомобиль – дорога, поезд -.

Чай – печенье, суп - … Цветок – бутон, листок - …

Стул – спинка, корабль - … Школа – ученик, больница - …

Самолет – аэропорт, корабль - … Палец – кольцо, ухо - …

УПРАЖНЕНИЕ №6.

Цель: озаглавь группу понятий (одним или несколькими словами). Объясни свой выбор.

• Кисель – кефир – сок – чай (напитки).

• Утюг – холодильник – пылесос – кофеварка …

• Муравейник – нора – логово – берлога …

• Глина – шерсть – дерево – пластмасса …

• Дирижер – шофер – воспитатель – портниха …

• Салат – каша – борщ – запеканка …

• Топор – лопата – пила – отвертка …

• Серьги – браслет – цепочка – кулон …

• Волейбол – баскетбол – футбол – водное поло …

• Клюв – перья – крылья – коготки …

• Есть – спать – учиться – гулять …

УПРАЖНЕНИЕ №7.

Цель: продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобщению. Подобрать дополнительно не менее 3-х слов. В каждом случае назвать обобщающее понятие.

• Стол, стул, диван…

• Творог, сыр, масло…

• Врач, повар, летчик…

• Сок, кефир, компот…

• Шишка, желудь, орех…

• Корабль, лодка, яхта…

• Паровоз, электричка, трамвай…

• Книга, альбом, блокнот…

• Сосиска, колбаса, котлета…

• Земляника, клюква, малина…

• Сыроежка, лисичка, подберезовик…

• Дождь, ветер, иней…

УПРАЖНЕНИЕ №8.

Цель: проанализировав 3 логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким – либо признаком. Объяснить ход рассуждений.

Пример: книга – альбом – тетрадь. Лишний предмет – книга, т. к. в ней есть текст, а альбом и тетрадь текста не содержат, это просто скрепленная бумага.

• Ночник, торшер, свеча…

• Глаза, нос, брови…

• Простыня, пододеяльник, наволочка…

• Пруд, река, озеро…

• Слива, яблоко, персик…

• Брюки, шорты, юбка…

• Стол, полка, стул…

• Кофта, свитер, рубашка…

• Коза, свинья, корова…

• Картошка, морковь, огурец…

• Сковородка, чашка, кастрюля…

• Петух, гусь, воробей…

• Корова, лошадь, лев…

УПРАЖНЕНИЕ №9.

Цель: проанализировав свойства предметов, назвать, а затем подробно рассказать о том общем, что все их объединяет.

• Самолет, мяч, бабочка, стрела (Все движется по воздуху).

• Клубника, орехи, морковь, яблоко (Съедобное в сыром виде).

• Телевизор, книга, компьютер, радиоприемник (Дают знания людям).

• Мальчик, гриб, дерево, цыпленок (Растут).

УПРАЖНЕНИЕ №10.

Цель: выбрать из ряда слов, отражающих некоторые детали основного объекта, одно-два главных, без которых указанное понятие не существует. Подробно объяснить свой выбор.

Пример: (огород). Без теплицы может быть огород? А без пугала…

Огород: пугало, теплица, грядки, забор, участок, сорняки.

Сад: забор, фруктовые деревья, собака, скамейка.

Улица: дорога, дома, фонари, люди, магазины.

Лес: ягоды, грибы, звери, цветы, деревья, птицы.

Море: пляж, соленая вода, песок, отдыхающие, рыбы.

Река: лодки, течение, берег, вода, рыбак, рыба.

УПРАЖНЕНИЕ №11.

Цель: рассказать, во что превратится.

• Стул без спинки -… Спички без серы -…

• Подушка без перьев -… Снеговик без холода -…

• Чашка без ручки -… Карандаш без грифеля -…

• Мороженое без холодильника -… Кофта без рукавов -…

• Всадник без лошади -… Кепка без козырька -…

• Дерево без веток -… Окно без стекол -…

• Стол без ножек -… Сад без деревьев -…

УПРАЖНЕНИЕ №12.

Цель: из группы предметов выбрать один, который по какому-либо признаку отличается от всех остальных. Подробно рассказать, в чем суть отличия.

Пример: три предмета (снег, мороженое, сосулька) всегда холодные, а чашка чая, от которой поднимается пар – горячая. Поэтому, чашка чая – лишняя, она не подходит ко всем остальным предметам.

• Муравейник – нора – скворечник – дупло.

• Снежинка – мороженое – горячий чай – сосулька – снеговик.

• Велосипед – коньки – санки – лыжи – снегокат.

• Расческа – зубная щетка – мочалка – бант – зубная паста.

• Курица – сосиска – колбаса – сыр – ветчина.

• Ложка – вилка – нож – ножницы – половник.

УПРАЖНЕНИЕ №13.

Цель: подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор.

• Покупать - … Помнить - …

• Храбрость - … Тупой (нож) - …

• Высокий - … Знаменитый - …

• Мелкий - … Подниматься - …

• Молчать - … Встречаться - …

• Открывать - … Ругаться - …

• Широкий - … Мягкий - …

• Легко - … Темно - …

• Грязно - … Толстый - …

• Гладкий - … Добрый - …

• Искать - … Брать - …

• Шершавый - … Веселый - …

• Длинный - … Молодой - …

УПРАЖНЕНИЕ №14.

Цель: к каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним, т. е. пару слов с противоположным значением.

Пример: умный друг – глупый враг.

• Слабый мороз - … Грустная старость - …

• Трусливый богач - … Тихий плач - …

• Долгожданная находка - … Узкий выезд - …

• Знаменитый смельчак - … Выгодная покупка - …

• Радостная встреча - … Добрый друг - …

• Неожиданный отъезд - … Плавный вдох - …

• Вспомнить радость - … Светлый верх - …

• Внешнее спокойствие - … Давняя обида - …

• Извилистый спуск - … Отдать много - …

• Темное прошлое - … Пустить сверху - …

УПРАЖНЕНИЕ № 15.

Цель: подобно объяснить, в чем ошибка предложенных суждений. Используя по – отдельности обе части каждого сравнения, составить два правильных варианта.

Пример: яблоко круглое, а лимон кислый. В первой части сравнения говориться про форму фрукта, а во второй части – про вкус. Сравнивать нужно одинаковые признаки (цвет, форму, величину, вкус). Яблоко круглое, а лимон овальный или яблоко сладкое, а лимон – кислый.

• Морковь оранжевая, а огурец растет на земле…

• У гуся длинная шея, а цыпленок маленький…

• Ваза хрустальная, а стаканчик легкий.

• Холодильник белый, а ковер мягкий…

• Вата легкая, а гиря черная…

• У зайца длинные уши, а медведь коричневый…

• Зебра полосатая, а леопард злой…

УПРАЖНЕНИЕ № 16.

Цель: подробно рассказать, что разного у 2-х сходных предметов.

Пример: Самолет – птица. Птица живая, а самолет – неживой; у птицы есть голова, а у самолета – нет; птица машет крыльями, а самолет – нет; птица покрыта перьями, а самолет – нет…

• Самолет и птица… Кукла и девочка…

• Река и озеро… Солнце и луна…

• Туча и облако… Книга и альбом…

• Трамвай и метро… Зонт и крыша…

• Компьютер и телевизор… Велосипед и автобус…

• Кастрюля и сковородка… Коляска и санки…

• Столб и дерево… Нож и ножницы…

• Ваза и банка… Платье и сарафан…

• Шкаф и тумбочка… Топор и молоток…

• Гвоздь и шуруп… Вилка и грабли…

• Дом и теплица… Будка и клетка…

• Половник и ложка… Наволочка и пододеяльник…

УПРАЖНЕНИЕ № 17.

Цель: подробно объяснить – что положительного и что отрицательного в названных явлениях.

Пример: дождь поливает, питает все растения. Это хорошо. Но под дождем можно промокнуть и потом простудиться. Это плохо.

• Листопад … Купание в реке…

• Гонка на мотоциклах… Рубка леса…

• Снегопад… Гимнастика…

• Просмотр телевизора… Путешествие…

• Пребывание на пляже… Езда на машине…

• Празднование дня рождения… Солнечные ванны…

• Компьютерные игры… Прогулка по лесу…

• Катание на аттракционах… Долгий сон…

• Ремонт в квартире… Охота…

УПРАЖНЕНИЕ № 18.

Цель: подробно объяснить – в чем ошибочность приведенных суждений.

• У Кати кукол больше, чем игрушек…

• Трехэтажный дом ниже одноэтажного…

• Ручеек шире реки…

• Самолет движется медленнее машины…

• В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира…

• Папа моложе сына, но старше дедушки…

• Черепаха ползает быстрее змеи…

• Тигр слабее кошки…

• Петя собрал поганок больше, чем грибов…

• У зайца ушей больше, чем у медведя…

• Стол квадратнее окна…

• Стул деревяннее тумбочки…

УПРАЖНЕНИЕ № 19.

Цель: на основании 2-х суждений сделать самостоятельное умозаключение.

• Все овощи растут на грядке. Морковь продается в магазине. Значит… (ее привезли в магазин с огорода).

• Все дети растут. Катя пока маленькая. Значит…

• Все рыбы не могут жить без воды. Сома положили в лодку. Значит…

• Все конфеты сладкие. Пете нельзя есть сладкое. Значит…

• Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит…

• Всю одежду надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку. Значит…

• Все изделия из стекла хрупкие. Наташа уронила сумку с вазой на пол. Значит…

Публикации по теме:

Новогодние поделкиНовогодние поделки Ю. Настя 4,6 лет; "Домик Деда Мороза" МБДОУ №15 "Дюймовочка" комбинированного вида г. Старый Оскол Белгородской обл. Ш. Лиза 4,6 лет "Сладкая.

Рисунок «Голубь мира»Рисунок «Голубь мира» Конкурсная работа под названием "Голубь мира" для Всероссийского дистанционного конкурса творческих работ "Знаю! Помню! Горжусь!" Центра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логические упражнения для детей с нарушением речи в процессе обогащения словаря
Опубликовано: 27 мая 2014 в 20:15
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логические упражнения для детей с нарушением речи в процессе обогащения словаря» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Литовкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД