Анжела Гишварова
Литературный творческий проект «Читайте Пушкина, друзья» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : творческий, литературный
Тип проекта : групповой
Продолжительность: краткосрочный
Сроки работы: 2 недели
Участники проекта : дети 6 – 7 лет, педагог, родители
Проблема.
Современные дети активны и любознательны, но у них снижен интерес к художественной литературе, к чтению, потому что телевидение и компьютер вытеснили книгу из их жизни. Кроме того, происходит упрощение и огрубление речи, поскольку дети не осваивают язык классического наследия, в том числе и язык русской классической литературы, которая раньше составляла значительную часть репертуара детского чтения. И родители в наше время в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Публикация «Литературный творческий проект „Читайте Пушкина, друзья“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Пушкин А.С. Проекты
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2023
Актуальность.
Классическая художественная литература служит мощным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка, и играет важную роль в процессе развития детей дошкольного возраста – это и речевое, и познавательное, и личностное развитие.
На мой взгляд, самый яркий творец художественных образов, доступных пониманию детей дошкольного возраста является Александр Сергеевич Пушкин. Его стихи напевны, ритмичны, лаконичны, выразительны, это всегда находит отклик в детской душе. Наша задача как можно раньше познакомить ребенка с творчеством А. С. Пушкина и сделать его стихи, сказки, частью внутреннего мира ребенка.
Реализуя проекта, у детей формируются навыки самостоятельности, активности по взаимоотношению с книгой. Расширяются нравственные представления о содержании произведений русских классиков.
Педагоги продолжают осваивать метод проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который даёт возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольника.
Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению.
Новизна проекта.
Данная форма взаимодействия детей и взрослых позволяет развивать творческие способности, личность дошкольника, а также развиваются доверительные взаимоотношения со сверстниками.
Цель. Приобщение дошкольников к произведениям русской классической литературы на примере сказок А. С. Пушкина. Развитие творческих способностей, воображение и фантазию у детей.
Задачи.
1. Развивать интерес к творчеству русского поэта А. С. Пушкина, к русской литературе.
2. Расширять кругозор, словарный запас, познавательную активность, коммуникативные навыки, совершенствовать звукопроизношение, выразительность и связную речь детей.
3. Формировать у детей способность делать выводы, умозаключения, побуждать собственным оценочным суждениям по поводу прочитанного, развивать эмоциональную отзывчивость.
4. Способствовать развитию артистических способностей детей, обыгрывая сценки по сказкам А. С. Пушкина, вырабатывать чёткую дикцию; умение декламировать стихи.
5. Отображать полученные впечатления в продуктах детской художественной деятельности, содействовать творческому развитию детей.
6. Воспитывать чувства добра, справедливости, умение любить и видеть прекрасное.
7. Воспитывать чувство народности, гордость за свою Родину и прославивших ее великих людей, умение любить и видеть прекрасное.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
1. Повышение интереса детей к русской классической литературе, к творчеству А. С. Пушкина.
2. Развитие желание детей читать и обыгрывать небольшие сценки.
3. Создавать творческие изображения в рисунке, лепке и аппликации, используя выразительные средства в свободное время.
4. Достижение взаимопонимания и сотрудничества между детьми и родителями, педагогам и родителями.
5. Возникновение в семье традиции вечернего чтения.
6. Повышение уровня нравственно-патриотического чувства, чувства гордости за свою родину, свой народ и его литературное наследие.
7. Повышение гордости за людей, которые прославили Россию.
Этапы реализации проекта.
1. Опрос родителей и детей, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке произведения А. С Пушкина.
2. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
3. Обсуждение с детьми и родителями темы проекта, этапов его реализации.
4. Определение содержания деятельности всех участников проекта, совместные мероприятия:
1) мама Даниила Ю. и Савелия Р. предложили помощь в организации книжной выставки «Сказки Пушкина»;
2) родители Ани Т., Михаила Т. и Бориса А. принять активное участие в акции «Прочитай мне сказку, мама!»;
3) мама Алины Х. и Риты К. предложили помощь в оформлении мини - музея «Волшебные сказки А. С. Пушкина»;
4) родители единогласно решили принять участие в детско-родительской выставке рисунков «У Лукоморья»;
5) мама Егора Р. и Савелия Р. способствовали созданию в группе «Читай дерево», на котором появляются листочки с названием произведения и автора, прочитанной дома художественной литературы;
6) родители Бориса А., Варвары К. и Михаила Т. решили посетить библиотеку.
5. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта.
6. Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности.
Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов».
Что мы знаем о А. С. Пушкине? Какие сказки написал? Что мы хотим узнать?
Как нам найти ответы на свои вопросы?
Дети ответили на вопрос:
Даниил Ю. – А. С. Пушкин был поэтом.
Борис А. – А. С. Пушкин писал сказки.
Многие дети не могли ответить на вопросы. Чем писал А. С. Пушкин свои стихи и сказки?
Какие сказки писал А. С. Пушкин?
Кто ему помогал?
Кто такие «невиданные звери»?
Где растет «зеленый дуб»?
На вопрос как найти ответ дети делились своими идеями и предложениями.
Савелий Р. предложил спросить у мамы, папы, дедушки, бабушки, сестры или брата.
Михаил Т. спросить у воспитателя.
Рита К. посещение библиотеки и спросить у тех, кто работает в музее
Иван С. спросить у друзей.
Алина Х. предположил, что можно узнать в книгах, в энциклопедиях.
Даниил Ю. приложила посмотреть мультфильмы.
II. Основной этап реализации проекта.
План реализации проекта
Дата Мероприятия с детьми Мероприятия с родителями
1 неделя 1. Беседы и просмотр презентации: «А. С. Пушкин великий русский поэт»
«У Лукоморья.»
«Путешествие по сказкам А. С Пушкина»
«Как художники иллюстрировали «Сказку о царе Салтане»
2. Рассматривание:
портрет А. С. Пушкина (В. А. Тропинин, (О. А. Кипринский);
иллюстрации по сказкам А. С. Пушкина.
3. Способствовать организации выставки в центре книг «Любимые сказки А. С. Пушкина»
6. Чтение:
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
7. Театральная студия:
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря…»
«Свет мой, зеркальце»
8. Продуктивная деятельность:
рисование по классическую музыку «Образ моря в сказках А. С. Пушкина»
«Образы Солнца, Месяца и Ветра» не традиционными способами (рисование, аппликация, лепка по выбору детей)
«Там на неведанных дорожках…»
9. Заучивание стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый…»
10. Д/ игры:
«Угадай и назови героя и сказку»
11. Игра малой подвижности «Желание золотой рыбки»
12. Прослушивание аудио сказки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
13. Рассматривание ситуаций по ОБЖ «Жизнь прекрасна, когда безопасна». Рассматривание опасных ситуаций на сказочных образах А. С. Пушкина
14. Литературная викторина «Любимые сказки А. С. Пушкина»
15. Интерактивная игра «Кто забыл предмет»
16. Игры - эстафеты:
«Кто быстрее»
«Догони зайца»
«Собери и перенеси мешок» 1. Папка-передвижка «Великий А. С. Пушкин»
2. Изготовление элементов костюмов к театральным постановкам
3. Подготовка к детско-родительской выставки рисунков: «У Лукоморья»
4. Организация мини - музея «Волшебные сказки А. С. Пушкина»
(музей пополнялся предметами по сказкам Пушкина, сделанные руками родителей)
5. Клуб по интересам «Мир сказок А. С. Пушкина» их влияние на развитие речи ребёнка.
6. Консультация «Как приучить ребенка читать»
7. Акция «Прочитай мне сказку, мама!» Родители Ани Т., Михаила Т. и Бориса А. по ролям читали детям «Сказку о рыбаке и рыбке»
8. Выставка книг «Сказки Пушкина»
2 нееля 1. Игры – беседы
«Загадки Ученого кота»
«Если б я поймал золотую рыбку»
«Путаница»
2. Чтение:
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»
«Сказка о золотом петушке»
3. Слушание классической музыки:
«Полет шмеля» Н. А. Римский-Корсаков
«Бой с коршуном» П. И. Чайковский балет «Лебединое озеро»
«Полька «Попрыгунья» С. Свиридов и русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
4. Продуктивная деятельность.
лепка «Белка зернышки грызет…»
раскраски по сказкам А. С. Пушкина
Коллективная композиция «У Лукоморья дуб зеленый…»
5. Д/ игры:
«Опиши, а мы отгадаем»
«Я начинаю, а вы продолжайте»
6. Интерактивная игра «Кого не стало?»
7. Театральная студия.
«Сказки Пушкина»
8. П/ игры:
«Море волнуется раз…»
«Тридцать три богатыря»
9. Ручной труд.
Изготовление атрибутов к театральному представлению – зеркальце, кокошник, корона, свиток.
Создание книжек-самоделок «Моя любимая сказка А. С. Пушкина»
10. Д/ игры:
«Найди по описанию»
«Назови сказку»
«Дорисуй»
11. Сюжетно-ролевые игры «Библиотека»
12. Театральные зарисовки «У Лукоморья дуб зеленый…». Показ сценок по сказкам А. С. Пушкина детям старшей группы
13. КВЕСТ «Сказки Пушкина» 1. Литературный вечер «Читаем стихи А. С. Пушкина». Родители Даниила Ю., Савелия Р. и Варвары К. подготовили и прочитали стихи Пушкина.
«У Лукоморья…»
«Зимний вечер…»
«Мороз и солнце; день чудесный.»
2. Памятка «Сказка - ложь, да в ней намек добрым молодцам урок»
«Читаем детям сказки»
3. Устный журнал «Читаем и пересказываем»
4. Создание в группе «Читай дерево», на котором появляются листочки с названием произведения и автора, прочитанной дома художественной литературы.
5. Родительский клуб «Как научить ребенка любить книгу»
6. Консультация «Роль сказки в воспитании детей старшего дошкольного возраста»
7. Совместное мероприятие с родителями, литературная гостиная «Читайте Пушкина, друзья»
Заключительный этап.
1. Театральные зарисовки «У Лукоморья дуб зеленый…». Показ сценок по сказкам А. С. Пушкина детям старшей группы
2. КВЕСТ «Сказки Пушкина»
3. Совместное с родителями мероприятие. Литературная гостиная «Читайте Пушкина, друзья»
4. Выставка детских рисунков «У Лукоморья…»
Выводы.
Дети познакомились с творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина. У них повысился интерес к произведениям А. С. Пушкина, активизировалось потребность к чтению. Слушая произведения А. С. Пушкина, заметно обогатилось восприятие детьми художественных форм классических произведений, сформировалось внимание к выразительным средствам русского языка. Повысился культурный уровень детей. Знакомство с произведениями великого поэта повлияло на развитие познавательной активности и развитие творческих способностей детей.
Во многих семьях появилась замечательная традиция «семейное чтение» и «вечернее чтение» пред сном.
Список литературы :
1. А. С. Пушкин. «Стихи и сказки», Изд. Детская литература, М. ,2018
2. А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», Изд. Москва 2015 г
3. А. С. Пушкин «Сказки» Изд. Москва 2015 г.
4. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой», ТЦ «Сфера», Москва, 2002.
5. И. Токмакова. Поговорим с тобой о А. С. Пушкине. Дошкольное воспитание №1.1999 г.
6. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»; Издательский дом «Цветной мир».
7. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»; Санкт-Петербург, ДЕТСТВО ПРЕСС 2010.