МААМ-картинки

Литературно-музыкальная сказка «Шурале» (по поэме-сказке татарского поэта Г. Тукая)

Гульнара Кирсанова
Литературно-музыкальная сказка «Шурале» (по поэме-сказке татарского поэта Г. Тукая)
▼ Скачать +Заказ

Действующие лица:

Ведущие

Шурале

Джигит

Друзья Шурале

Бабочки

Цветы

Шмель

Девушки из деревни

Оборудование: деревенский домик, скамейка, искусственные деревья и бревно, костюмы, музыкальный центр, компьютер, книжная выставка «Правдивый Тукай».

Сценарий

Звучит татарская песня «Туган тел» (музыкальный центр)

Ведущая 1:

И туган тел, и матур тел, ткм - нкмне теле!

Публикация «Литературно-музыкальная сказка „Шурале“ (по поэме-сказке татарского поэта Г, Тукая)» размещена в разделах

Дньяда кп нрс белдем син туган тел аркылы.

Ведущий 2:

Родной язык – святой язык, отца и матери язык,

Как ты прекрасен! Целый мир в твом богатстве я постиг!

Ведущая 1: Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в татарской деревне Кушлавыч. Отец его был в мулла, мать занималась воспитанием сына. Мальчику было четыре года, когда потерял своих родителей. И началась горькая сиротская жизнь будущего поэта.

Ведущий 2: Как перекати-поле носила его судьба с места на место, из семьи в семью. Девятилетний Тукай попадает в Уральск, где поступает в уральское медресе. В 19 лет Тукай начинает писать первые свои стихи. А в 21 год он написал поэму “ Шурале”.

Ведущая 1: Габдулла Тукай прожил всего 27 лет, но успел сделать многое. На сегодняшний день его литературные произведения собраны в пяти томах, изданы 150 раз, переведены на многие языки народов мира.

Ведущий 2: Ну, а теперь сказка-поэма “ Шурале”

Звучит татарская мелодия.

Есть деревня прямо за Казанью – Кырлаем называют.

Хоть и не там рожден был Тукай, но немного жил он там.

Со всех сторон той деревни лес стоял,

Велик этот лес – края не видать.

Беспределен и могуч, словно Чингиза грозная рать.

Там луга и зелень трав, словно из бархата.

В лесу красным-красны – земляника да малина.

Величественно, словно воинов могучих строй, сосны и ели там стоят.

Под березами, дубами вместе с щавелем, грибами

Переливаются многоцветьем нежных лепестков

Белые, алые, красные, желтые, синие цветы.

Прилетая, улетая, то снова садясь на цветы,

Будто целуют их нежно яркокрылые мотыльки.

Танец бабочек и цветов.

А велика ли та деревня? Нет, та деревня очень мала.

Прекрасные люди здесь жили всегда.

А сколько здесь алощеких, чернобровых и черноглазых красавиц живет.

И как весело в праздники, сабантуи веселиться народ.

Выход под музыку девушек и джигита.

Но не будет рассказывать больше про деревню Кырлай,

А то мысли мои уведут меня в даль.

Расскажу вам историю одну,

По обыкновению своему, стихами запою.

В ночь лунную, тихую из той деревни джигит

Запряг коня и за дровами отправился в лес один.

Быстро доехал джигит. За работу взялся тотчас,

Рубить деревья начал он топором.

Вдруг! Жуткий крик раздается в тишине вдруг.

Вздрогнув, застыл на месте наш джигит,

Смотрит - перед ним чудище стоит!

Джигит: Кто это? Беглый или джин? Или сам дух лесной?

Жуть берет – безобразен, какой-то немыслимый урод!

Ведущий 1:

Нос кривой изогнут наподобие крючка,

Сверкают исподлобья глубоко запавшие глаза,

Весь голый, очень тонкий, но с человеком схож,

На лбу рог – с палец наш средний длиной.

И не кривы пальцы, напротив очень даже прямы,

Но уродливы – с поларшина будут они.

Джигит:

Чего тебе нужно от меня?

Шурале :

Не пугайся, джигит, я не грабитель и не вор,

И не выхожу на разбой.

Обычай мой: щекоткой убиваю я людей

Вот и сейчас, увидев тебя, я от радости заревел.

Давай, в щекотки поиграем немного с тобой.

Джигит:

Ладно, ладно, какой разговор, поиграю с тобой,

Но у меня есть условие одно.

Вот этот чурбан расколем – ка с тобой.

И на телегу положим то самое бревно.

Берись-ка своими пальцами за эту щель.

Ведущий 2:

Не противясь, согласился с условием Шурале,

И быстро к месту указанному пошел,

Вложил пальцы он свои в широкий зев бревна.

По клинцу, забитому в щель, ударил джигит топором

Потихоньку в исполнение он приводит замысел свой.

Шурале :

Ах, понял я замысел твой.

Сжалься надо мною, спаси же,

Отныне не трону ни тебя, ни сына, ни весь твой народ.

Очень болят пальцы, отпусти же меня, отпусти!

Ведущий 1:

Между тем джигит наш собирается домой.

На жалобы Шурале даже ухом не ведет.

Джигит:

Пора мне домой!

Шурале :

Скажи же, бессердечный, кто ты? Как тебя зовут?

Если до завтра, до прихода братьев моих, останусь жив.

На вопрос «кто обидел?», имя назвал бы твое.

Джигит:

Так и быть, скажу, а ты запомни: Имя мое – Прошлый год.

Прощай!

Шурале :

Прищемил, погубил меня злодей Прошлый год,

Ах, умираю, из беды меня не кто не спасет.

Выход под музыку братьев Шурале.

Братья:

Кто тебе прищемил?

Шурале :

Прошлый год прищемил.

Братья:

1. Ты дурень,

2. Ты рехнулся

3. Ты свихнулся!

Не ори, прекрати!

Прищемленный прошлым годом, разве нынешним орет!

Звучит музыка.

Использованная литература :

поэма-сказка «Шурале» Габдулла Тукай

Публикации по теме:

Литературно-музыкальная композиция «Пасхальная радость»Литературно-музыкальная композиция «Пасхальная радость» Литературно-музыкальная композиция "Пасхальная радость" Выход детей: танец с колокольчиками «К нам пришла весна», Дети выстраиваются.

«Весенние фантазии». Литературно-музыкальная гостиная (подготовительная группа) «Весенние фантазии»Литературно-музыкальная гостиная. подготовительный возрастЦель: На примере произведений показать детям взаимосвязь музыки,.

Литературно-музыкальная гостиная «Осень» (старшая группа) Конюхова Анна Павловна, воспитатель МБОУ СШ №7 филиал Детский сад №10 «УЛЫБКА» Литературно-музыкальная гостиная. Тема «Осень». Старшая.

Литературно-музыкальная гостиная «Встреча у камина» Задачи: 1. Познакомить с содержанием сказки «Стойкий оловянный солдатик»,пополнять словарный запас детей. 2. Помочь воспринимать интонационный.

Литературно-музыкальная гостиная «Выстояли и победили» Цель мероприятия: воспитание патриотизма в дошкольниках через славное историческое прошлое России Задачи: 1. формировать у детей представление.

Литературно-музыкальная композиция к Дню Победы для учащихся 4 класса Литературно- музыкальная композиция посвящённая дню Победы. 1. Танец на музыку «Смуглянка» в военной одежде. 2. Один из танцующих зовёт.

Литературно-музыкальная композиция для учащихся 4 класса «Планета детства» Ведущий: Нам встретится не раз Та добрая планета, Где с лучиками глаз Встречаются рассветы. Где солнечные сны, Где звездные тропинки, Где.

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Великой Победы Сценарий торжественного концерта, посвященного празднованию 70-ия Великой Победы, «Мы встречаем День Победы!» Презентация - Слайд №1 1.

Литературно — музыкальная композиция «Репка на новый лад» Звучит музыка, из-за ширмы появляется мальчик Ваня, за ним бежит девочка Настя. Настя: Вань, а Вань, Если на деревьях листья пожелтели,.

Внеурочное мероприятие для учащихся 15–17 лет. Литературно-музыкальная гостиная «Встреча с романсом» Внеурочное мероприятие Литературно-музыкальная гостиная «Встреча с романсом» Цель: Приобщить современных подростков к вокальному искусству,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Литературно-музыкальная сказка «Шурале» (по поэме-сказке татарского поэта Г. Тукая)
Опубликовано: 8 февраля 2016 в 20:57
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Литературно-музыкальная сказка «Шурале» (по поэме-сказке татарского поэта Г. Тукая)» (включая файлы) размещена пользователем Гульнара Кирсанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД