Маргарита Тарасова
Литературно-музыкальная гостиная для учащихся старших классов «Всё начинается с любви»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтец: Стихотворение Вс. Рождественского “Любовь, любовь – загадочное слово…”
Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всем, старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
Невозвратимая себя утрата
Или обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката,
Иль ночь, опустошившая сердца?
А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждет:
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?
Здравствуйте, дорогие гости!
Публикация «Литературно-музыкальная гостиная для учащихся старших классов „Всё начинается с любви“» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Музыка. Конспекты уроков
- Старшая группа
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1вед. Мы рады Вас приветствовать в нашей литературно-музыкальной гостиной, которая называется «Все начинается с любви".
2вед. Любовь – одно из самых возвышенных, благородных и привлекательных человеческих чувств. Она неповторима и вечна, как жизнь. Настоящая любовь всегда бескорыстна и самоотверженна.
1вед. «Любить, - писал Л. Толстой, - значит желать другому того, что считаешь во благо, и желать при том не ради себя, а ради того, кого любишь. Для любящего самое главное –счастье любимого, даже если не с ним».
2 вед. Уже многие столетия светлейшие умы человечества пытаются разгадать и объяснить это великое и загадочное чувство – любовь.
Поэтами всех времен и народов написаны десятки тысяч стихотворных строк, продиктованных чистым и нежным чувством любви.
1 вед. Сегодня мы будем говорить о любовной лирике поэтов-шестидесятников. 60-е годы – это уникальное время в истории нашей страны, получившее название «оттепели». Связывают его с именем Н. С. Хрущева, который впервые осмелился рассказать правду о сталинской эпохе.
Ролик о 60-х
2 вед. Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Бэла Ахмадулина, Роберт Рождественский– поэты – «шестидесятники». Они начали свой литературный путь во времена хрущевской «оттепели». Их поэзия могла ответить на духовные запросы читателей и вызывала их живой интерес. Люди пытались переосмыслить прошлое, оценить настоящее, и поэзия стала кратчайшим путем к сердцу читателя.
1вед. Молодые поэты живо откликнулись на перемены в жизни страны, общества. Их голоса уверенно зазвучали на поэтических вечерах, встречах, концертах – поэзия становилась трибуной общественного сознания, мнения. Толпы людей стекались на стадионы, в концертные залы, дома культуры, чтобы послушать стихи молодых поэтов, в которых понимались проблемы активного отношения к жизни, ее совершенствования, ответственности перед временем и человеком.
2 вед. В стране появилась новая, так называемая «эстрадная» поэзия, открытая широкой публике, заполнявшей целые большие залы и даже стадионы.
Роберт Рождественский - один из немногих поэтов-шестидесятников, в творчестве которого любовная лирика приобретает особое звучание. Каждое слово берёт за душу, попадает в самое сердце и остаётся там надолго. В его любовной лирике есть всё : и любовь, и философия, и размышления о жизни
Стихотворение «Все начинается с любви». Читает
Все начинается с любви.
Твердят:
"Вначале
было
слово. "
А я провозглашаю снова:
Все начинается
с любви.
Все начинается с любви :
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка -
все начинается с любви.
Все начинается с любви,
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
даже ненависть -
родная
и вечная
сестра любви.
Все начинается с любви :
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия,
тоска
и подвиг -
все начинается с любви.
Весна шепнет тебе:
"Живи. "
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается с любви!
1вед. Путь к любимой для поэта - всегда непростой путь; это, по существу, поиск смысла жизни, единственного и неповторимого счастья, путь к себе.
По мнению Роберта Рождественского, любовь — это самое сильное чувство в мире. Оно наполняет нас ответственностью и нежностью к другому. Но любовь — это не рабство. Настоящая любовь — всегда свободна. Она позволяет другому человеку быть таким, каким он есть. Тот, кто любит, не пытается изменить другого.
Диалог – стихотворение «Отдать тебе любовь?» Читают
- Отдать тебе любовь?
- Отдай! -
-Она в грязи.
- Отдай в грязи.
- Я погадать хочу.
- Гадай.
- Еще хочу спросить.
- Спроси.
- Допустим, постучусь.
- Впущу!
- Допустим, позову.
- Пойду!
- А если там беда?
- В беду!
- А если обману?
- Прощу!
- "Спой!"- прикажу тебе.
- Спою!
- Запри для друга дверь.
- Запру!
- Скажу тебе: убей.
- Убью!
- Скажу тебе: умри.
- Умру!
- А если захлебнусь?
- Спасу!
- А если будет боль?
- Стерплю!
- А если вдруг - стена?
- Снесу!
- А если - узел?
- Разрублю!
- А если сто узлов?
- И сто.
- Любовь тебе отдать?
- Любовь.
- Не будет этого!
- За что!
- За то, что не люблю рабов.
2 вед. Стихотворение «Эхо любви» — гимн верности. Через время и расстояние люди слышат друг друга, словно незримая нить тянется через всю Вселенную.
1 вед. Стоит упомянуть важную грань творчества Роберта Ивановича – это стихи к песням. Интересно то, что он никогда не сочинял их специально для того, чтобы они стали шлягерами, поэт даже и предположить не мог, что его рифмованные строчки так гармонично лягут на чужую музыку. Но, сам того не предполагая, Рождественский стихи о любви писал настолько искренне, что они становились за считанные мгновения популярными среди миллионов благодаря советской эстраде. Песня «Эхо любви прозвучала в исполнении Анны Герман в фильме «Судьба».
Песня "Эхо любви"
2 вед. Через несколько лет великолепную композицию «Любовь спала» на стихи Р. Рождественского и под музыку Р. Паулса впервые исполнила Роза Рымбаева. Эта песня буквально очаровала слушателей.
Песня «Любовь настала»
Рождественский стихи о любви писал так, что в них редко просматривалась грусть, скорее он прибавлял своими произведениями читателю оптимизма и надежды в то, что настоящие чувства все-таки существуют, главное в это верить.
2 вед. Евгений Евтушенко — один из популярнейших поэтов второй половины XX века.
Имя Евтушенко прочно вошло в литературу прошлого столетия. Его знают люди разных поколений, профессий, представители различных культурных и социальных слоев. Тема любви для этого автора имеет большое значение, ведь в любви, как в волшебном зеркале, отражается истинная сущность человека. При этом тема любви, проходя через все творчество поэта, растет и развивается вместе с ним.
В первых стихах о любви сказались и робость, неуверенность в себе, и неясность чувства, заставляющего подозревать, что оно не и первая любовная коллизия — переживание от «разобщенности близких душ»
Стихотворение «Со мною вот что происходит.». Читает
Со мною вот что происходит:
ко мне мой старый друг не ходит,
а ходят в мелкой суете
разнообразные не те.
И он
не с теми ходит где-то
и тоже понимает это,
и наш раздор необъясним,
и оба мучимся мы с ним.
Со мною вот что происходит:
совсем не та ко мне приходит,
мне руки на плечи кладёт
и у другой меня крадёт.
А той —
скажите, бога ради,
кому на плечи руки класть?
Та,
у которой я украден,
в отместку тоже станет красть.
Не сразу этим же ответит,
а будет жить с собой в борьбе
и неосознанно наметит
кого-то дальнего себе.
О, сколько
нервных
и недужных,
ненужных связей,
дружб ненужных!
Куда от этого я денусь!
О, кто-нибудь,
приди,
нарушь
чужих людей соединённость
и разобщённость
близких душ!
1 вед. Одно из лучших творений любовной лирики Евтушенко— его «Заклинание». Оно оригинально и необычно. Начало, обращенное к героине, завораживает, напоминает действительно заклинание или ритуальную песнь любви.
Стихотворение «Заклинание». Читает
Весенней ночью думай обо мне
и летней ночью думай обо мне,
осенней ночью думай обо мне
и зимней ночью думай обо мне.
Пусть я не там с тобой, а где-то вне,
такой далекий, как в другой стране,—
на длинной и прохладной простыне
покойся, словно в море на спине,
отдавшись мягкой медленной волне,
со мной, как с морем, вся наедине.
Я не хочу, чтоб думала ты днем.
Пусть день перевернет все кверху дном,
окурит дымом и зальет вином,
заставит думать о совсем ином.
О чем захочешь, можешь думать днем,
а ночью — только обо мне одном.
Услышь сквозь паровозные свистки,
сквозь ветер, тучи рвущий на куски,
как надо мне, попавшему в тиски,
чтоб в комнате, где стены так узки,
ты жмурилась от счастья и тоски,
до боли сжав ладонями виски.
Молю тебя — в тишайшей тишине,
или под дождь, шумящий в вышине,
или под снег, мерцающий в окне,
уже во сне и все же не во сне —
весенней ночью думай обо мне
и летней ночью думай обо мне,
осенней ночью думай обо мне
и зимней ночью думай обо мне.
2 вед. Лирический герой начинает искать успокоения от житейских неурядиц в тихой гавани женской любви («Всегда найдется женская рука.»). Происходит объяснение с самим собой, очень напоминающее объяснение в любви к музе, но более искреннее и лишенное театральных эффектов.
1 вед. Любовь - одно из самых светлых чувств. Но и это чувство, порой уходит. Расставание, безусловно, ранит душу. Но порой именно оно является лучшим выходом из сложившейся ситуации. Впрочем, и в расставании можно найти добрые и светлые стороны.
Стихотворение «Я разлюбил тебя… Банальная развязка…». Читает
Я разлюбил тебя. Банальная развязка.
Банальная, как жизнь, банальная, как смерть.
Я оборву струну жестокого романса,
гитару пополам — к чему ломать комедь!
Лишь не понять щенку — лохматому уродцу,
чего ты так мудришь, чего я так мудрю.
Его впущу к себе — он в дверь твою скребется,
а впустишь ты его — скребется в дверь мою.
Пожалуй, можно так с ума сойти, метаясь.
Сентиментальный пес, ты попросту юнец.
Но не позволю я себе сентиментальность.
Как пытку продолжать — затягивать конец.
Сентиментальным быть не слабость — преступленье,
когда размякнешь вновь, наобещаешь вновь
и пробуешь, кряхтя, поставить представленье
с названием тупым «Спасенная любовь».
Спасать любовь пора уже в самом начале
от пылких «никогда!», от детских «навсегда!».
«Не надо обещать!» — нам поезда кричали,
«Не надо обещать!» — мычали провода.
Надломленность ветвей и неба задымленность
предупреждали нас, зазнавшихся невежд,
что полный оптимизм — есть неосведомленность,
что без больших надежд — надежней для надежд.
Гуманней трезвым быть и трезво взвесить звенья,
допрежь чем их надеть,— таков закон вериг.
Не обещать небес, но дать хотя бы землю.
До гроба не сулить, но дать хотя бы миг.
Гуманней не твердить «люблю.», когда ты любишь.
Как тяжело потом из этих самых уст
услышать звук пустой, вранье, насмешку, грубость,
и ложно полный мир предстанет ложно пуст.
Не надо обещать. Любовь — неисполнимость.
Зачем же под обман вести, как под венец?
Виденье хорошо, пока не испарилось.
Гуманней не любить, когда потом — конец.
Скулит наш бедный пес до умопомраченья,
то лапой в дверь мою, то в дверь твою скребя.
За то, что разлюбил, я не прошу прощенья.
Прости меня за то, что я любил тебя.
2вед. Все стихи Евтушенко, посвященные любовной тематике, обращены к любимой. Именно на пути к ней поэт находит ответы на многие вопросы, касающиеся его внутреннего мира, общего смысла жизни, поиска счастья. В каждом его стихотворении чувствуется обращение. Евтушенко не пренебрегает общением с читателем, пытаясь установить с ним духовную связь.
1 вед. Другим кумиром молодежи эпохи «оттепели» был поэт Андрей Вознесенский. Как и Евтушенко, он стал вождем поэтического авангарда нового времени.
В 1960-е годы Андрей Вознесенский буквально взорвал поэзию экзотикой ритма и рифмы. Сегодня это уже невозможно представить, но в огромной стране он был не менее популярен, чем «Битлз» в Англии.
2 вед. На всех радиостанциях сразу зазвучали «Миллион алых роз», «Не возвращайтесь к былым возлюбленным, былых возлюбленных на свете нет», «Я тебя никогда не забуду» - песни, написанные на его стихи.
Андрей Вознесенский — поэт-романтик. Его поэтическая индивидуальность ярко и образно воспела прекрасное чувство любви. Особая ритмичность его стихов и энергичность интонаций делают его одним из великих поэтов эпохи.
1 вед. У Вознесенского всегда было особое отношение к метафоре: «Метафора — это мотор формы. А двадцатый век — время превращений, метаморфоз». Его произведения всегда будят множество ассоциаций и образов.
Стихотворение «Исповедь»
Ну что тебе надо еще от меня?
Чугунна ограда. Улыбка темна.
Я музыка горя, ты музыка лада,
ты яблоко ада, да не про меня!
На всех континентах твои имена
прославил. Такие отгрохал лампады!
Ты музыка счастья, я нота разлада.
Ну что тебе надо еще от меня?
Смеялась: «Ты ангел?» — я лгал, как змея.
Сказала: «Будь смел» — не вылазил из спален.
Сказала: «Будь первым» — я стал гениален,
ну что тебе надо еще от меня?
Исчерпана плата до смертного дня.
Последний горит под твоим снегопадом.
Был музыкой чуда, стал музыкой яда,
ну что тебе надо еще от меня?
Но и под лопатой спою, не виня:
«Пусть я удобренье для божьего сада,
ты — музыка чуда, но больше не надо!
Ты случай досады. Играй без меня».
И вздрогнули складни, как створки окна.
И вышла усталая и без наряда.
Сказала: «Люблю тебя. Больше нет сладу.
Ну что тебе надо еще от меня?»
2 вед. В его любовной лирике отчетливо прослеживается обостренно острое восприятие мира самим автором. Он не склонен искать компромиссы, использовать полутона и оттенки. Его метод — контраст, четкое разграничение на черное и белое. Его героям чужды самообман и фальшь.
1 вед. Огромную популярность принесла Андрею Вознесенскому поэма "Авось", которая позднее послужила основой для либретто рок-оперы «Юнона и Авось». Возвышенно-трагическая история любви русского путешественника Николая Резанова и дочери губернатора Сан-Франциско Марии де ля Консепсьон вдохновила автора на создание столь вдохновенной саги о любви.
Звучит «Сага»
2 вед. «Нас мало, нас может быть четверо» - написал поэт, имея в виду себя, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко и Беллу Ахмадулину.
Стихотворение «Любовь – волшебная страна». Читает
Я, словно бабочка к огню
Стремилась так неодолимо
В любовь, в волшебную страну,
Где назовут меня любимой.
Где бесподобен день любой,
Где не страшилась я б ненастья.
Прекрасная страна - любовь, страна - любовь,
Ведь только в ней бывает счастье.
Пришли иные времена,
Тебя то нет, то лжешь, не морщась.
Я поняла, любовь - страна,
Где каждый человек - притворщик.
Моя беда, а не вина,
Что я - наивности образчик.
Любовь - обманная страна,
И каждый житель в ней - обманщик.
Зачем я плачу пред тобой,
И улыбаюсь так некстати.
Hеверная страна - любовь,
Там каждый человек - предатель.
Hо снова прорастет трава
Сквозь все преграды и напасти.
Любовь - весенняя страна,
Ведь только в ней бывает счастье.
1вед. Сокровенные слова этой песни принадлежат неповторимой поэтессе, её имя - Белла Ахмадулина - "наследница" Цветаевой и Ахматовой, одна из лучших русских поэтесс ХХ века.
2вед. "Сокровище русской поэзии" - так назвал Иосиф Бродский. " Хрупкая красавица с ярким голосом, послушать который в шестидесятые годы в Лужники или Политехнический музей приходили сотни людей.
1 вед Иосиф Бродский написал о поэзии Беллы Ахмадулиной, что ее стих "размышляет, медитирует, отклоняется от темы", Вознесенский сравнил его с "высшей гармонией", а Евтушенко назвал "брюссельскими кружевами".
2вед. Одной из главных тем лирики Беллы Ахмадулиной – дружба, одно из самых сильных и прекрасных чувств, часто связанной с грустью потери и расставания. "По улице моей который год. " - одно их таких стихотворений, которое было положено на музыку М. Таривердиевым и стало известной песней из кинофильма "Ирония судьбы, или С легким паром!"
Стихотворение "По улице моей который год. "
По улице моей который год
звучат шаги - мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.
Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.
Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи.
О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.
Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою.
Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.
Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы,
и - мудрая - я позабуду тех,
кто умерли или доселе живы.
И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.
И вот тогда - из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.
1вед. Ощущение потери и одиночества человеческой души – частый мотив лирики поэтессы. Искусство "призвано не веселить людей, а приносить им страдания", - так молодая Белла Ахмадулина писала в своей статье еще в студенческие годы.
Стихотворение «О, мой застенчивый герой». Читает
О, мой застенчивый герой,
ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль,
не опираясь на партнера!
К проклятой помощи твоей
я не прибегнула ни разу.
Среди кулис, среди теней
ты спасся, незаметный глазу.
Но в этом сраме и бреду
я шла пред публикой жестокой -
все на беду, все на виду,
все в этой роли одинокой.
О, как ты гоготал, партер!
Ты не прощал мне очевидность
бесстыжую моих потерь,
моей улыбки безобидность.
И жадно шли твои стада
напиться из моей печали.
Одна, одна - среди стыда
стою с упавшими плечами.
Но опрометчивой толпе
герой действительный не виден.
Герой, как боязно тебе!
Не бойся, я тебя не выдам.
Вся наша роль - моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль - моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько.
2вед. Это стихотворение, как и многие другие, не издавались долгое время, после выхода на экраны фильма Э. Рязанова «Служебный роман, где его за кадром читает С. Немоляева, оно стало знаменитым. Немоляеву женщины засыпали письмами со всей страны. Поэтому актриса несколько лет после выхода картины была вынуждена переписывать их от руки и отсылать своим поклонникам.
1 вед Белла Ахмадуллина - автор прекрасных стихов, многие из которых стали популярными романсами. Эта женщина прекрасно воспела самое чудесное на земле чувство – любовь. Мало кто из поэтов умел так, как она, перед лицом любви пренебречь всеми доводами рассудка, так отдаться нахлынувшему чувству и добиваться взаимной любви, несмотря ни на какие препятствия.
Наиболее известным стихотворением, которое было положено на музыку и вошло в кинофильм, является «А напоследок я скажу…»
Глубина и сила чувства - вот тот бесценный дар, который подарила читателям в своем творчестве поэтесса Белла Ахмадулина
Песня "А напоследок я скажу. "
2 вед : Прекрасна Белла Ахмадулина. Прекрасны её друзья: Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский. Кто бы что ни говорил о шестидесятниках, других таких людей у нас не было и нет. Прекрасен был их союз, их жизнь была прекрасна. С их уходом из жизни ушла целая Эпоха. Но их замечательные стихи останутся в памяти современников и последующих поколений.
Ведущий 1. С любви все начинается и заканчивается тоже ею. Так что же такое любовь? Что она для каждого из нас? Для всех нас вместе?
Ведущий 2. На протяжении всей жизни мы не раз и не два будем задавать себе эти вопросы. И каждый раз, отвечая на них, будем поражаться тому, что такое маленькое слово имеет множество значений и обладает такой мощной силой, которую сломить невозможно