наталья силуянова
Литературно-краеведческий игровой досуг «Не любо-не слушай!» (Ломоносову посвящается)
▼ Скачать + Заказать документы
Литературно-краеведческий игровой досуг.
(Подготовительная к школе группа)
Северные народные посиделки: «Не любо-не слушай!»
Цель: Приобщать детей к литературе и культуре родного края.
Программное содержание:
• Воспитывать интерес к художественной литературе, народной культуре, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на них.
• Продолжать знакомить детей с северным народным фольклором, сказками, играми, песнями и хороводами.
Публикация «Литературно-краеведческий игровой досуг „Не любо-не слушай!“ (Ломоносову посвящается)» размещена в разделах
- Литературные сценарии
- Ломоносов М.В.
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2016
• Дать детям представления о взаимосвязи всех циклов жизнедеятельности человека, связи человека с литературой, культурой родного края.
• Воспитывать понимание северной культуры, литературы, искусства.
Материал:
• Народные костюмы (сарафаны, рубахи косоворотки, пояса, ленты, украшения)
• Музыкальные инструменты (балалайка, гармонь, баян)
• Картинки с изображением русской утвари, печки, морошки, галки,
• сокола, часовни)
• Утварь: вёдра с коромыслом, лапти, прялка, самовар, пироги.
Ход:
Дети заходят в зал взявшись за руки, в народных костюмах, исполняя закличку «Идет Матушка весна…» Останавливаются полукругом (все дети в костюмах, одна из девочек в современной одежде)
Один из детей читает стихотворение, посвящение Архангельску «На берегу близ моря Белого…»
Появляется М. В. Ломоносов
М. В. Ломоносов :(Приветствует детей читая оду)
Устами движет Бог; я с ним начну вещать.
Я тайности свои и небеса отверзу,
Свидения ума священнаго открою.
Я дело стану петь, несведомое прежним!
Ходить превыше звезд влечет меня охота
И облаком нестись, презрев земную низкость!
Дети исполняют величальную: «Мы вам рады гости наши…»
Он интересуется жизнью современных детей, знают ли дети историю, культуру и литературу родного края «Одно из главных богатств нашего города- это его история. А что же такое история? История –это давние события. Забывать свою историю нельзя, без неё нет будущего. Люди берегут свою историю, передают друг другу через года и поколения. Вот и сегодня давайте расскажем историю о гостеприимном северном Архангельском народе»
М. В. Ломоносов среди детей замечает двух девочек одетых по разному (одна девочка в современной одежде, другая в северном русском народном костюме)
Девочки по ролям читают стихотворение «Неужели бабушка не вязала пятки…»
Неужели бабушка Ах была у бабушки
Не вязала пятки, косичка золотая.
А играла в салочки, Ах бегала по травушке
А играла в прятки? Бабушка босая.
Неужели бабушка, Заплетала бабушка косу
Бабушка родная, Алой ленточкой.
По травушке-муравушке И самой не верится
Прыгала босая? Что тоже была девочкой!
Заплетала бабушка
Косу красной ленточкой…
Неужели бабушка
Тоже
Была
Девочкой? …
Проводятся две народные игры «Лапти» и «Прялица»
Девочек переодеваем в народные костюмы.
Стихотворение «Мы на Севере живем…»
Мы на Севере живем-северяночки,
Звонко песенки поём на поляночке,
Только зорька над рекой поднимается,
Наш Архангельск дорогой просыпается.
Игра-хоровод: «На дощечку на площечку» Парни и девчонки исполняют хороводную.
М. В. Ломоносов рассказывает детям о том, что в старину людей в народных хороводах сравнивали с животными и птицами. Вот один из них «В сыром бору тропина…» девушки-галки, юноши соколы. (дети исполняют хоровод)
М. В. Ломоносов рассказывает о солнце, в старину его называли ярило.
Игра: «Заря-заряница»
Пора бы нам и подкрепиться. Вот и пироги с рыбой поспели.
Отрывок из сказки С. Г. Писахова «Не любо-не слушай…»(читает один из детей)-возможна инсценировка.
Семга да треска сами ловятся, сами потрошатся, сами солятся, сами в бочки ложатся. Рыбаки только бочки порозны к берегу подкатывают да днища заколачивают. А котора рыба побойче — выпотрошится да в пирог завернется. Семга да палтусина ловче всех рыб в пирог заворачиваются. Хозяйки только маслом смазывают да в печку подсаживают.
М. В. Ломоносов играет в подвижную игру «Тянем невод»
Игра «Тянем невод»
Невод поднимаем,
рыбу вынимаем.
Ёршиков – котику,
косточки – пёсику,
треску в засол.
Остальные же,
остальные же,
остальные в котёл.
Мальчики строятся полукругом. На раз – ритмично наклоняются вперед с вытянутыми руками. На два – встают, руки прижимают к груди – тянут «невод».
Девочки – «рыбки», «плавают».
Мальчики, стоящие с краев, на слова: «Остальные же …», заводят круг, на слово «котёл» опускают сцепленные руки. «Рыбки», оказавшиеся в круге, считаются пойманными.
М. В. Ломоносов предлагает взвару из самовара отведать, да с морошиной (чаю то раньше не было)
Песня «Морошка»
Меня бабушка сегодня назвала хорошкой,
Я в лесу ей собирала спелую морошку,
Ягодка ты моя, ой морошка спелая,
И в кого я уродилась ладная умелая!
Угощаются пирогами.
М. В Ломоносов просит детей рассказать о современном Архангельске.
Стихотворение «Мой город» (автор-переработки Силуянова Н. А)
(Дети читают по числам)
Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть,
Люблю считать!
Московский -РАЗ,
Троицкий- ДВА,
А ТРИ- красавица Двина.
ЧЕТЫРЕ-Кузнечевский мост,
ПЯТЬ- Набережная где я рос.
ШЕСТЬ- конечно детский парк-
Как красив его наряд.
СЕМЬ-я к Поморской подхожу,
На дом на новый погляжу.
ВОСЕМЬ-здесь Гостиный Двор, каждому давно знаком,
ДЕВЯТЬ- Памятник Петру, я по кругу вновь иду,
ДЕСЯТЬ-Котласская, сад,
Как в него ходить я рад!
М. В. Ломоносов благодарит детей, за то что они знают много песен, стихов, сказок, игр, хороводов, прибауток. Хранят в них историю.
Конец.