Аминова Зухра Тимеряновна
Литературная викторина «Сказки народов мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 15 «Росинка»
(Литературная викторина для любителей детской книги)
Подготовила воспитатель Аминова З. Т.
Цели и задачи:
Публикация «Литературная викторина „Сказки народов мира“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Уточнить и обогатить знания детей о жанровых особенностях сказок народов мира, учить узнавать произведение по обложке, отрывку.
Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
Систематизировать знания о сказках народов мира.
Развивать диалогическую, монологическую речь, творческие способности детей, воображение, фантазию, мышление, умение выразительно читать отрывок из сказки, стихотворение.
Воспитывать интерес к книге, к чтению, любовь к устному народному творчеству.
Воспитывать бережное и уважительное отношение к книгам.
Материалы и оборудование:
Игрушки для загадок, игра «Сложи сказку», диск с русскими народными сказками, костюм сказочницы для педагога, аудиозапись с мелодиями, стенд со сборниками русских сказок, ноутбук, столы, стулья, книги для тематической выставки «Наши любимые писатели и поэты», портреты детских писателей, атрибуты для драматизации, игрушки.
Словарная работа:
Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
Предварительная работа:
Подбор и чтение книг, открыток или репродукций с иллюстрациями, аудиозапись сказок, оформление стенда, выставки, рассматривание иллюстраций, чтение сказок, заучивание стихотворений, отгадывание загадок.
Предварительно с детьми разучить слова для физминутки, динамических пауз, сценок.
Воспитатель. Ребята, вы любите сказки? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по сказкам. Но для начала давайте вспомним, как могут путешествовать сказочные герои?
Дети. Пешком, куда глаза глядят, на гусях-лебедях, на метле, на ковре-самолете, на коне, на Карлсоне и т. д.
Ребята, сегодня мы совершим путешествие в страну сказок, куда повезет нас наш “Веселый поезд” и побываем в гостях у сказочных героев. А теперь, вы все заняли места в вагончике. Наш поезд отправляется.
Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Далеко их укачу.
Народы мира написали для вас очень много сказок. Кто знает авторов этих сказок? Какие эти сказки?
Кот в сапогах- Ш. Перро – французская сказка
Айога – нанайская
Кукушка – ненецкая
Три поросёнка – английская
Заяц и ёж – братья Гримм – немецкая
Красная шапочка – Ш. Перро – французская
Волк и лиса – литовская
Трусливый заяц – дагестанская
Три сестры – татарская
Бременские музыканты – братья Гримм – немецкая
Самый красивый наряд на свете – японская
Дюймовочка – Х. К. Андерсен – датская
Мальчик с пальчик – Ш. Перро – французская
Гадкий утёнок – датская
А какие РНС вы знаете? - перечислите :
Ребята, кто из вас умеет читать? Кто сам может прочитать любую сказку?
«Как хорошо уметь читать» В. Берестова
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти: "Прочти, пожалуйста! Прочти!"
Не надо умолять сестрицу: "Ну, почитай еще страницу!"
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!
Ведущий: действительно, как хорошо уметь читать книги интересные и разные, изумляться и радоваться новым открытиям! И сегодня мы приглашаем вас в увлекательное путешествие в волшебный город чудесных сказок, рассказов и стихов.
1. Какие сказки начинаются словами :
«Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»? (Русские народные сказки. Волшебные.)
2. Какое настоящее имя царевны-лягушки? (Василиса Премудрая.)
3. Почему всегда побеждает Иван-царевич или Иван-дурак? (Потому что они добрые и смелые.)
4. Какими качествами наделены герои сказок? (Прекрасные, премудрые, верные, любящие.)
5. В какой сказке вознаграждается трудолюбие, наказывается лень? («Морозко».)
6. В сказках часто встречается выражение: «Ложись спать…», а какие слова нужно говорить дальше? («…утро вечера мудренее».)
7. Где хранилась Кощеева смерть в сказке «Царевна –лягушка?» (на конце иголки)
8. Как называется сказка, похожая на сказку «Теремок?» (Рукавичка)
9. В какой сказке героиня превратилась в облачко? (Снегурочка)
Ребята, вы любите сказки? Назовите, каких сказочных героев вы знаете?
Дети перечисляют:
Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по сказкам.
Сказочница : Загадывает загадку о колобке.
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке покатился.
Кто это?
Дети: Колобок
Сказочница : Непоседе-Колобку стыть бы на окошке,
Но решил он: «Убегу, разомнусь немножко».
Пусть он укажет нам путь к сказкам.
Куда он покатится, туда мы и пойдем.
Сказочница (предлагает ребенку надеть куклу зайчика)
Посмотрите, зайчик сидит и плачет. Давайте спросим его, о чем он плачет.
(Дети спрашивают)
Зайчик: Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а лисы — ледяная. Попросилась она ко мне жить, да меня же и выгнала.
Сказочница : Дети, кто догадался, в какую сказку мы попали?
Дети: «Заюшкина избушка»
Сказочница : Кто первый пришел на помощь к зайке? Кто второй? Кого не хватает?
Наш колобок покатился дальше. Куда же он нас приведет? Чей-то домик на пути.
Угадайте, чей:
Ждали маму с молоком,
А впустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?
Дети: Козлята.
Сказочница : Вспомните героев этой сказки.
Дверь в домике закрыта. Надо вспомнить, какую песенку пела мама-коза, когда хотела войти?
(предложить ребенку куклу - коза и спеть песенку)
Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла —
Молочка принесла;
Бежит молочко по вымечку,
из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю.
Сказочница : Проход открылся, мы можем двигаться дальше. В какую сказку нас приведет колобок на этот раз?
Сидит девочка в корзине
У мишки за спиной.
Он, сам того не ведая,
Несет её домой.
Дети: Это сказка «Маша и медведь».
Дети. Это сказка «Маша и медведь».
Воспитатель. Зачем Маша пошла в лес?
Дети. За грибами.
Воспитатель. Что с ней приключилось в лесу?
Дети. Она заблудилась.
Воспитатель. А что кричат в лесу, когда заблудятся?
Дети. АУ.
Воспитатель. Песенку, каких букв, вы сейчас пропели?
Дети. «А», «У».
Воспитатель. Давайте еще раз пропоем песенку буквы «А», песенку буквы «У».
Сказочница : Как в сказках называют медведя? (Михаил, Миша Косолапый, Михайло Потапыч, Дедушка Миша, Топтыгин и т. д.)
Сказочница : Медведь огорчился, что Маша не осталась у него жить. Он грустит.
Давайте поиграем с ним, порадуем его.
Игра «У медведя во бору»
Воспитатель: Мы приехали с вами на станцию “Угадай сказку”. Вы должны отгадать загадки.
Загадки.
1. Красна - девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)
2. В чаще леса в буреломе,
В новом трехэтажном доме
Без забот и без соседей
Жили-были три … (Медведя)
3. Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный… (Ступа)
4. Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла… (Мышка)
5. Ждали маму с молоком,
И впустили волка в дом…
Кем же были эти,
Маленькие дети? (Козлята)
6. Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В яме от копытца. (Алёнушка и братец Иванушка)
Игра “Доскажи словечко”
- Ребята! Почти во всех сказках героев называют двойным именем, я начну, а вы продолжите:
Кощей – Бессмертный
Василиса – Прекрасная
Сестрица – Алёнушка
Мальчик – с пальчик
Иван – Царевич
Братец – Иванушка
Змей – Горыныч
Крошечка – Хаврошечка
Мышка-…норушка;
Лягушка-…квакушка;
Зайчик-…побегайчик;
Лисичка-…сестричка
Волк-…зубами щелк.
Косолапый-…медведь;
Косой-…заяц;
Кумушка-…лиса;
Быстрые ноги, короткий хвост-…заяц.
Сказочница : Наш колобок покатился дальше. Куда же он нас приведет?
Узнай и назови произведение
по фрагменту, обложке, иллюстрации или отрывку узнать сказку или рассказ, назвать его и автора.
1. Жил на свете мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Но любил папаша сына, шалунишку. (Буратино. А. Толстой)
2. Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику,
Что в лесу стоит.
Нужно этой девочке к бабушке скорей
Отнести корзиночку, посланную с ней. (Красная Шапочка. Ш. Перро)
3. Ax, ты Петя - простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко,
(русская народная сказка «Кот, Петух и Лиса»)
4. Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла.
(Ханс Кристиан Андерсен «Дюймовочка»)
5. Смышленость этого мальчишки
Спасла его и шесть братишек,
Хоть ростом мал он да удал,
Так кто из вас о нем читал?
(Шарль Перро «Мальчик-с-пальчик»)
6.Heт ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца! (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Блиц – опрос для зрителей:
1. Очень правдивая вещь из сказки А. С. Пушкина - зеркало
2. Очень стойкий персонаж из сказки Г. Х. Андерсена
3. Кусал женщин то в глаз, то в нос. А еще князь? – комар - Гвидон
4. Если этот герой начнет снимать одежду, то будет трудно удержаться от слез.
5. К каким героям приплыла золотая рыбка?
6. Как звали черепаху в сказке «Золотой ключик»?
7. Сколько глаз было у сестер Хаврошечки?
8. Как звали поросят из сказки «Три поросенка»?
9. В какой сказке сердце у мальчика превратилось в кусочек льда?
Сказочница : Из какой сказки этот предмет?
Гребень (Превращается в густой лес во многих сказках.)
Деревянная ложка («Жихарка».)
Дудочка («Семь Симеонов».)
Зеркало («Сказка о мертвой царевне…».)
Игла («Царевна-лягушка».)
Клубок (Показывает дорогу героям сказок.)
Кувшин («Лиса и журавль».)
Перстень («Аленький цветочек», «Сивка-Бурка».)
Топор («Каша из топора».)
Яблоко («Сказка о мертвой царевне», «Гуси-лебеди», «Хаврошечка».)
Яйцо («Курочка Ряба», «Царевна-лягушка».)
Зайчик («Колобок», «Лиса и заяц».)
Конь («Конек-Горбунок», верный друг Ивана во многих сказках.)
Утка («Серая Шейка», «Хромая уточка».)
Рыбка («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Петушок («Сказка о золотом петушке»)
Дидактическая игра «Чьи это слова?»
Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.
1. «Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел» (Колобок из сказки «Колобок»)
2. «Не садись на пенек, не ешь пирожок» (Маша из сказки «Маша и медведь»)
3. «Печка, матушка, спрячь нас!» (Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)
4. «Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк? (Петушок из сказки «Колосок»)
5. «У меня не усы, а усищи, не лапы л пищи, не зубы, а з бищи — я никого не боюсь!» (Заяц из сказки «Заяц-хваста»)
6. «Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!» (Лиса из сказки «Заюшкина избушка)
А теперь, давайте еще раз вспомним, с какими же сказками мы сегодня повстречались?
В какой сказке вам понравилось больше всего? (ответы детей)
Вот и закончилось наше путешествие по стране сказок. Наш паровоз приехал на конечную станцию. Путешествуя, мы вспомнили сказки, которые уже вы знаете. О каких сказках мы говорили? (Русские народные сказки, сказки разных народов, авторские сказки). Все сказки – поучительные, учат нас добру, взаимовыручке, в них всегда побеждает добро над злом.
Я хочу закончить наше путешествие, ребята, словами “ сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”!
Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!