Кугуелова Надежда
Литературная викторина по марийским народным сказкам в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Систематизировать знания детей о марийских народных сказках.
2. Развивать образность речи детей: умения подбирать определения, сравнения к заданному слову.
3. Продолжать учить детей давать характеристики персонажам.
4. Воспитывать любовь к фольклорному творчеству своего народа - любовь к марийским народным сказкам.
Методы и приемы: наглядный – рассматривание картин; словесный – рассказ воспитателя, вопросы к детям, чтение художественной литературы, беседа с детьми; практический – подвижная игра «Мельница».
Публикация «Литературная викторина по марийским народным сказкам в старшей группе» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Республика Марий Эл, Марийский край
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Темочки
Предварительная работа: рассказывание марийских народных сказок; рассматривание картин, иллюстраций к марийским сказкам; разучивание марийских подвижных игр.
Материал: магнитофон, марийские мелодии, картины к сказкам «Сереброзубая Пампалче», «Чоткар – патыр», «Белая Лебёдушка», мяч для проведения игры «Мельница», угощения для детей марийского национального блюда «Коман – мелна».
Ход занятия:
Во время вступительной беседы звучит марийская мелодия.
В: Дети, я вам расскажу о том, как создавались марийские народные сказки. Очень – очень давно, марийский народ жил в трудных условиях. Марийские помещики и богатые обирали простой народ. Только в сказках и в песнях могли бедные люди выразить свои мечты о лучшей жизни: они мечтали, чтобы поесть досыта, хотя бы черного хлеба, мечтали о свободе, земле, конечно, ждали с нетерпением, чтобы не было богатых. Марийские народные сказки любят и взрослые и дети.
В: - Как вы думаете, почему сказки называют народными?
Д: - Правильно, народными их называют, потому что сказки сочинил народ. В: - Народ передавал их из уст в уста (например, ваша бабушка рассказывала сказку вашей маме, мама рассказывала вам, а вы потом будете рассказывать своим детям). Мы с вами много читали марийских народных сказок.
- Вспомните и скажите, какие сказки сочинил марийский народ?
Д: - Сказки о животных, волшебные и бытовые.
В: - Кто являются главными героями и персонажами марийских сказок о животных?
Д: - Дикие животные: лиса, волк, медведь, заяц.
В: - Правильно, в-первую очередь дикие животные.
- Кого из птиц можете назвать?
Д: - Сова, сорока….
В: - Правильно, сова, сорока, ворона. Реже встречаются домашние животные. Назовите их?
Д: - Собака, кот, баран, бык, лошадь.
В: - Правильно, а домашние птицы выступают еще реже. Назовите сказки о животных?
Д: - Это сказки : «Голодный волк», «Сова и лиса», «Катящаяся лепёшка», «Коза и медведь», «Откуда у зайца белая шубка».
В: - Марийский народ очень талантливый. Талант марийского народа проявляется в придумывании разных интересных сказок.
- Скажите, пожалуйста, как вы понимаете марийские волшебные сказки?
Д: - В волшебных сказках происходят волшебства, чудеса.
В: - Назовите, какие волшебства происходят в сказке «Чоткар – патыр»?
Д: В пять лет Чоткар стал богатырем – великаном, один на один дрался с косолапым медведем и всегда побеждал его. А когда он подрос, то одним ударом кулака мог сломать любую сосну, мог вырвать с корнем столетний дуб; Чоткар – патыр оживает, встает из могилы.
В: - Все правильно. Назовите героев волшебных сказок?
Д: - Это Сереброзубая Памплче, Чоткар – патыр, Кокша – богатырь, Белая Лебёдушка.
В: - Правильно, такими же именами названы и марийские сказки.
- Вспомните, о чём писал марийский народ в бытовых сказках?
Д: - О жизни бедных и богатых, об умных и глупых.
В: - Правильно. Большинство бытовых сказок – высмеивают пороки богатых, а так же простых людей. Это сказки об умных и глупых поступках. Любимый герой – это бедняк, сирота, угнетённый или обездоленный человек. И победу он одерживает лишь собственной ловкостью, умом, а не волшебством и чудесами, как в волшебной сказке.
- Назовите, с какими бытовыми сказками мы познакомились?
Д: - Бытовые сказки это : «Жадный купец», «Сорока одна небылица», «Бедные братья».
В: - Чему учат марийские народные сказки?
Д: - Марийские сказки учат быть добрыми, умными, сильными, не бояться трудностей….
В: - Правильно. В сказках заключена народная мудрость. Они учат жизни. Как хорошо быть трудолюбивыми, умными, добрыми, храбрыми, сильными. И плохо быть каким? Злыми, глупыми, жадными, трусливыми. В сказках зло всегда наказывается, а добро побеждает.
Физкультминутка.
В: - Повсюду на свете растёт детвора, а где детвора – непременно игра! Я приглашаю вас поиграть в марийскую игру «Мельница». Будем передавать мяч по кругу под марийскую музыку сначала медленно, а с ускорением музыки всё быстрее и быстрее, не уронив мяч. (2-3 раза)
В: - А сейчас мы с вами проведём викторину по марийским народным сказкам.
1.«Узнай сказку». Из каких сказок эти фразы?
«…- Ой, кум, что толку – то от того, что съешь меня? Подойди – ка ко мне сзади поближе и посчитай, сколько в моем хвосте волосинок, - показывает ему конь свой хвост…». («Голодный волк»)
«…Принесли старики его домой – не нарадуются, не знают, как и угодить ему. Старуха пироги с капустой и морковью печет, старик колыбельку лыковую плетёт…». («Откуда у зайца белая шубка»)
«…Медведь взобрался на ель, чтобы зажечь лучину, протянул своей лапой лучину, но до луны не достал…». («Катящаяся лепёшка»)
В: - Молодцы, все сказки вы назвали правильно. Это марийские народные сказки о животных.
2.«Кто поёт эту песню. Как называется сказка?»
«Сова тум – тум,
Одного птенца брось, тум – тум,
Как залезу – съем, тум – тум,
Как спущусь – съем, тум – тум,
Как срублю – съем, тум – тум,
Одного птенца брось, тум – тум!» («Сова и лиса»)
«Ой, сестрица, сестрица! Спусти свою шелковую качель! Хочет поймать Водяная старуха – Хочет женить на младшем сыне». («Сереброзубая Памплче»)
3.«Назовите, какие марийские сказки похожи на русские народные сказки?»
В: - Молодцы, правильно. Это «Катящаяся лепёшка» на сказку «Колобок», «Коза и медведь» на сказку «Волк и козлята».
4.«Определите название сказки по картине».
Выставляются картины: «Сереброзубая Пампалче».
В: - Вспомните, как отец ласково называл Пампалче?
Д: - Дочка, моя любимая деточка…
В: - Правильно, дочка, дорогая моя деточка, любимая моя дочь, моё сердечко, моя сердечная.
Картина «Чоткар – патыр».
В: - Скажите, какой был Чоткар в сказке?
Д: - Сильный, большой, смелый, храбрый, отважный.
В: - Кого защищал Чоткар?
Д: - Чоткар защищал марийский народ, марийскую землю от врагов.
В: - Правильно, любил и защищал Чоткар свой народ марийский, и народ его любил как сына.
Картина «Белая Лебёдушка».
В: - Вспомните, какие волшебства происходили в сказке?
Д: - Слезинка упала на Лебёдушку и птица стала девицей – красой с длинной косой. Собрала любимая перья и снова стала Лебёдушкой. Тойдемар превратился в белоснежного лебедя.
В: - Правильно. Посмотрите на картины и скажите, в каких костюмах изображены герои сказок?
Д: - В марийских народных костюмах.
В: - Правильно, марийские национальные костюмы очень красивые, яркие, богаты марийскими узорами.
Игра «Как сказать по-другому».
В: - Кокша – богатырь, какой?
Д: - Сильный, большой, быстрый, смелый.
В: - Сереброзубая Пампалче, какая?
Д: - Красивая, любимая, очаровательная, ненаглядная, трудолюбивая.
В: - А чтобы победить врага нужно быть, каким?
Д: - Сильными, ловкими, храбрыми, сильными.
В: - Жадный купец, какой?
Д: - Скупой, глупый, ленивый.
В: - Водяная старуха, какая?
Д: - Старая, древняя, злая, некрасивая, грубая, сердитая.
Звучит марийская мелодия.
В: - Прекрасные марийские сказки красивые, простые,
А может непростые
Сегодня вспоминали мы.
Вы очень все старались,
Огромное спасибо
Хочу сказать вам я!
В: - Сегодня на занятии мы с вами говорили о марийских сказках, играли в марийскую игру «Мельница» и на занятии звучала марийская музыка. В заключении я бы хотела угостить наших детей и наших гостей марийским национальным блюдом «Коман – мелна» марийскими блинами.