Джамиля Корголоева
Литературная викторина «Фольклор и литература народов Дагестана»
▼ Скачать + Заказать документы
Литературная викторина : «Фольклор и литература народов Дагестана”
Цель: повысить профессиональный уровень педагогов активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми, систематизировать знания педагогов о программных произведениях для дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Литературная викторина „Фольклор и литература народов Дагестана“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дагестан
- Литературные викторины и конкурсы
- Народная культура, фольклор
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Уточнить и обогащать знания воспитателей о дагестанских народных сказках и о произведениях литературы. Раскрыть творческий потенциал каждого педагога.
Развивающие:
Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе, развивать память, мышление,речь,воображение.
Воспитательные:
Воспитать интерес к устному народному творчеству.
Материал и оборудование: слайды с изображением иллюстраций к сказкам, палка, гранаты с жемчугом,железное сито,волшебное зеркало,пшеничное зерно,елка,бубен,иголка и нитка,бусы.
Вступление.
Фольклор занимает особое место в жизни детей. Значительная роль созданном для детей в фольклоре относится сказке как средству воспитания. Дагестанские сказки- это произведения высокой культуры народного мышления, богатейший источник народной мудрости и таланта.
В. А. Сухомлинский отмечает,что “сказка”- это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.
Сказка для ребенка наиболее понятный способ передачи и получения информации. Через сказку ребенок получает первые представления об окружающем его мире, о добре о зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости,
помогают ему понять что такое хорошо и плохо. Устное народное творчество Дагестана и литературные произведения несут в себе эстетическую функцию,воспитательную, патриотическую и образовательную. Помогает понять культуру,мировоззрение,мироощущение народов Дагестана. Его духовность,историю, самобытность, самовыражение и красоту.
Сейчас мы узнаем насколько хорошо наши педагоги знают свои любимые дагестанские сказки и авторские произведения. Для этого мы разделимся на две команды. А поможет нам сундучок. В сундучке лежат золотые яйца те кому попадется яйцо с изображением Аци- Баци будут относиться к команде Аци -Баци,а те кто вытащит яйцо с изображением великана Ух- Вай, к команде Ух- Вай. Каждая команда должна выбрать себе название. Предлагаю выбрать капитанов. Выбираем членов жюри. Поприветствуем членов жюри.
Первый конкурс :“Словесная дуэль”-чья команда назовет больше дагестанских сказок,та получит 2 балла,а назвавшая меньше 1 балл.
“Морской конь”(авар. ск. ,”Волшебный колодец”(лакс. ск,”Красавица Езензулхар”(авар. ск. ,”Гунуна и царица ветров”(лакс. ск.)”Три брата и Шах-девица”(аварская,”Сорок братьев”(кумыкская)
Второй конкурс: “Угадай из какой сказки отрывок”.За каждый правильный ответ команды получат балл.
-На лугу,через который вы будете ехать,живет огромная серая куропатка,величиной с осла. Семь дней и семь ночей она спит, а затем не спит один день:пасется на этом зеленом лугу. Убей ее, пока она спит и достань из нее яйцо. В этом яйце живет душа змея. И как только ты разобьешь яйцо,аждаха издохнет.
“Сорок братьев” (кумыкская сказка)
“. Однажды на утренней зорьке поставил он в кадушке тесто для хлебов,а сам погнал в степь ханских овец. Вернулся поздно вечером и услышал детский плач. Зашел в дом,смотрит,а в кадушке,где замесил тесто лежит ребеночек. То-то радости старику!Взял ребенка на руки и побежал к хану…”
Из ногайской сказки “Камыр-Батыр”
". Вот пришла однажды ослица на речку по воду. Набрала воды в кувшины, взвалила их на спину и зашагала домой, тихонько напевая себе под нос,как вдруг перед ней явился волк. "Из какой сказки этот отрывок?"Досочка,Встанька и Незнайка"(даргинская сказка)
". Когда моя тетка проведала,что шкуру аждахи твои сестры сожгли, она опять начала сватать за меня свою дочь. Я отказался, и тетка со злости превратила меня в ласточку,а все живое в столице превратила в камень. Теперь оглянись вокруг!Твое смелое сердце, твоя любовь победила злые чары колдуньи. "Гугурчи"(лакская сказка)
Третий конкурс :“Угадай сказку по картинке”(конкурс капитанов)
“Лиса и медведь”(татская сказка, ”Друзья пастуха”(кумыкская сказка,”Божья коровка Гелгеле-Дадай”(табасаранская сказка,”Храбрый козлик”(даргинская сказка,”Дынька”(лезгинская сказка,”Клюка”(аварская сказка).
ФИЗМИНУТКА
Пятый конкурс: :”Блиц -опрос”
1-Кто написал сказку “Сладкий родник”(Ахмедхан Абу-Бакр даргинский писатель).
2-Кто автор произведения ” Почему у лягушки нет хвоста”(Нуратдин Юсупов).
3-Кто написал сказки “Чудо” и “Сестрички -невелички (Сергей Эмиров).
4- Кто написал сказку о голубке с лазоревой шейкой и о вороне подружившейся с мышкой (Гамзат Цадаса).
5-Кому принадлежало золотое перо? (Голубке младшей дочери морского хана, аварская сказка “Морской конь”).
6-Как зовут великана, который умеет летать (Ух -Вай из лакской сказки “Гугурчи”)
7-Из-за кого ослеп старик из сказки “Синяя птица”?
(из-за Синей птицы, даргинская сказка”Синяя птица”)
8-Какое лекарство надо было найти трем братьям для исцеления отца от болезней глаз (Волшебные плоды из сада Шах -девицы,сказка “Три брата и
Шах-девица”).
9-Назовите друзей пастуха в кумыкской сказке”Друзья пастуха”(Рыба,олень, лиса).
10-Кто помог юноше выполнить приказ ханского визиря в аварской сказке “Клюка”(Лягушка)
11-Кто охранял замок царицы ветров (Остроногие туры и зубастые тигры)
12-На чем летает старуха Карт-Энем (На арбе без колес,кумыкская сказка”Хитрый Байбурак”)
13-В кого превратила лиса пастуха в сказке "Друзья пастуха?"(В блоху)
14-Назовите сказку в которой капелька помогла яблоньке не умереть от жажды и напоила иссохшую землю(«Сестрички-невелички»)
Шестой конкурс:”Кто здесь был и что забыл?”
-Перед вами две одинаковые цветные коробки. В них лежат предметы из сказок. Вам надо определить произведения из которых они взяты,а так же вспомнить автора этих произведений. С помощью жеребевки определить кому какая коробка достанется.
1)Железное сито (кто ее потерял)-Аждаха из сказки”Сестра семи братьев”.2)Волшебное зеркало-оно принадлежит Шах-девице из сказки”Три брата и Шах -девица”3)Пшеничное зерно-”Голубь и пшеничное зерно”Нуратдин Юсупов. 4)Два граната-"Волшебный колодец".5)Бубен-”Девочка из аула Цовкра”Нуратдин Юсупов. 6)Иголка и нитка-”Асият и бабушка”Фазу Алиева. 7)Бусы-”Асият и солнечные бусы”Фазу Алиева. 8)Палка-мальчику из сказки "Храбрый мальчик".
Седьмой конкурс:”Отгадай кроссворд”
1) По горизонтали:1 Героиня сказки,которая превращала юношей в камень (Езензулхар).2 Как звали кота братьев Аракана и Саракана, который истребил в городе крыс (Маракан).3 Как звали девочку в сказке “Солнечный лучик”С. Эмирова (Цюкер).4 Фрукт которым лакомилась Аймисей и угощала ведьму людоедку (Груша).
По вертикали:1 Назовите сказку, где девушка сшила себе три платья: серебряное, золотое и самоцветное и спрятала их в ореховую скорлупу(“Медвежонок”).2 Как звали смышленного и шустрого мальчика спасшего девушек от ведьмы (Цинцир).3 Героиня сказки,у которой ветер унес моток шерсти (Гунуна).4 Как звали пса в сказке”Чудо”С. Эмирова (Джугар).
2) По горизантали:1. Кто помог юноше выполнить приказ ханского визиря в аварской сказке"Клюка?"(Лягушка).2. Кто помог пастуху устроиться в жизни (Лиса).3. Сладкая ягода,которую ел Аци-Баци (Инжир).4."Иди, достань,возьми и привези"Что эта за сказка (Клюка).
По вертикали:1 Героиня дагестанской сказки у которой ворон унес башмачки, чтобы помочь куропатке избавиться от змеи (Изагура).2 Как звали добрую девочку из рассказа "Добро за добро"М. Шамхалова (Изумруд).3 Назовите главное "чудо" Сергея Эмирова (Елка) .4 Как звали глупую и доверчивую мать птенцов,которая поверила волку и лисе (Куклухай).-
На этом наша встреча завершается. Пусть в сказках всегда побеждает добро!
Подведение итогов викторины.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
-Как наказывали даргинского поэта Батырая за его песни? (Он за каждую песню должен был платить штраф –одного быка.)
-Кого и кто назвал дагестанского поэта Гомером 20 века (С. Стальского назвал М. Горький)
-Какого ашуга шамхал ослепил за его песни (Саида Кочкюрского)
-О каких событиях говорится в стихотворении «Каменный мальчик»(О том как маленький мальчик погиб от рук хромого Тимура,но не показал врагу родник и превратился в камень)
-Кто из дагестанских поэтов был во время ВОВ военным корреспондентом (Эфенди Капиев)
-Кому принадлежит поэма «Уроки жизни»(Г. Цадаса)
-Кто является автором стихотворения, «Каким должен быть мужчина»? (Ирчи Казак)
-