елизавета алексеева
Литературная гостиная по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Литературная гостиная по сказкам А. С. Пушкина
«Что за прелесть, эти сказки!»
Цель: Знакомство с творчеством А. С. Пушкина через театрализованную деятельность. Создать условия для активного использования литературного опыта детей в театрализованной деятельности.
Образовательные задачи:
- способствовать формированию интереса к творчеству А. С. Пушкина;
Темочки:
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Пушкин. Литературные гостиные, конкурсы чтецов
- Чтение, детская литература
- Темочки
- в игровой форме закрепить знания детей о сказках Пушкина.
Развивающие задачи:
-развивать умение вживаться в создаваемый образ, совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, пантомимику, выразительность речи.
Воспитательные задачи:
- способствовать самореализации каждого ребенка;
- воспитывать способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц.
Предварительная работа:
1. Чтение сказок А. С. Пушкина.
2. Беседы по содержанию.
3. Заучивание стихотворения «У Лукоморья», «Няне». Заучивание отрывков из произведений «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
4. Просмотр мультфильмов по сказкам А. С. Пушкина.
5. Выставки: книг, рисунков, совместных поделок с родителями по сюжетам сказок.
6. Дидактические игры: «Назови сказку правильно», «Сказочный порядок», «Объясни слово», «Собери картинку».
7. Прослушивание музыки Римского-Корсакого «Три чуда».
8. Разучивание народной песенки «Во саду ли, в огороде».
8. Театрализация отрывков из сказок А. С. Пушкина.
9. Пошив костюмов, оформление театрального уголка «Лукоморье», изготовление декораций для оформления зала.
Оборудование:
1. Волшебная книга сказок иллюстрированная рисунками детей по сказкам А. С. Пушкина «Сказки».
2. Синяя ткань, невод, корыто.
3. Костюмы для всех детей согласно ролям.
4. Корзинка с нитками для вязания и спицы, лук и стрелы.
5. Искусственная ель, хрустальный домик белочки, орешки.
6. Кровать, подушка, одеяло, стол, 3 стула, книги, канделябр, свечи.
7. Яблоко, зеркальце, шкатулочка, бусы.
8. Проектор, экран, флешка с презентацией, музыкальный центр, запись голоса зеркальца из мультфильма «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и звука ветра, зеркальный шар.
9. Цилиндр, фрак, чернильница, лист бумаги, гусиное перо.
Действующие лица:
Ведущий (воспитатель)
Няня Арина Родионовна (взрослый)
А. С. Пушкин
Кот ученый
Царевна Лебедь
Коршун
Гвидон
1 девица
2 девица
3 девица
Царь Салтан
Старик
Старуха
Золотая рыбка
Белка
Мачеха
Царевна
Ветер
Царевич Елисей
Дети в костюмах заходят в зал под музыку, садятся на места.
Ведущий: Добрый день дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в нашей литературной гостиной. Сегодня мы совершим удивительное путешествие – путешествие в замечательную страну сказок, которую подарил нам великий русский поэт.
Имя этого всеми известного поэта…
Ответы детей: Александр Сергеевич Пушкин.
Презентация
Ведущий: Александр Пушкин родился в дворянской семье 6 июня 1799 года. Помимо Саши в семье было еще двое детей: Лев и Ольга.
С раннего детства Саша был окружен заботой и вниманием. Получил прекрасное образование. Знал несколько языков: французский, греческий, латинский и немецкий.
Часто маленький Пушкин гостил у своей бабушки Марии Алексеевны, которая жила в деревне и старалась привить маленькому Сашеньке любовь к русскому народу и русскому слову.
Именно бабушка наняла в услужение няню Арину Родионовну.
Благодаря няниным сказкам, рассказам, ее певучему голосу и искренней любви мальчик привык к звучанию народной речи, ее природной красоте и поэтичности.
Сцена 1
Застеленная кроватка, рядом сидит няня Арина Родионовна вяжет.
Частично гаснет свет.
Ведущий: По вечерам кудрявый малыш в длинной до пят рубашке ложился в свою кроватку, сворачивался калачиком и замирал, с восторгом вслушиваясь в старческий голос, говорящий складные, напевные, таинственные слова своей любимой няни Арины Родионовны.
Она рассказывала ему сказки, знакомила с кощеем и змеем Горынычем, добрыми волшебниками и злыми колдунами – с прекрасным миром народного творчества.
Маленький Пушкин заходит в зал в длинной до пят рубахе, трет глаза… В комнате сидит няня, вяжет.
Пушкин : Мамушка, мамушка, расскажи мне сказочку. (Обнимает ее)
Няня: Ложись, мой хороший, поведаю тебе сегодня сказку о…
(Пушкин ложится, няня укрывает его одеялом и рассказывает небольшой фрагмент сказки. Пушкин засыпает.)
Сцена 2
За кулисами Пушкин переодевается во фрак и цилиндр.
В углу сцены стоит стол, на котором расположены чернильница и перо, лежат книги, канделябр, лежит чистый лист бумаги.
Ведущий: Мальчик подрастал и вскоре увлекся чтением. Проводил бессонные ночи и тайком читал книги одну за другой.
Любовь к чтению переросла в попытки создать собственные тексты. Уже в 7 лет Александр сочинил свои первые стихи.
На протяжении все своей жизни Александр пронес любовь и нежность к своей няне Арине Родионовне.
Пушкин читает стихотворение «Няне»
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе.. .. .. .. . .
Садится за стол, пером пишет на бумаге…
Ведущий: Не угасла любовь и к сказкам. Александр Сергеевич тоже сочинял сказки, да не простые, а в стихах.
Пушкин выходит в центр зала.
Пушкин восторженно : Что за прелесть эти сказки!
Пушкин ходит по залу и бормочет отрывки ( сочиняет: «У Лукоморья дуб зеленый…», садится за стол, записывает придуманное. Опять встает, расхаживает по залу, бормочет (сочиняет) и опять садится записывает.)
Выходят 3 ребенка
1 ребенок: К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова – алмазы
На вечерний бархат тишины.
2 ребенок: Шелестят волшебные страницы
Все быстрей нам хочется узнать…
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
3 ребенок: Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над темным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
Гаснет свет, звучит музыка, зажигается зеркальный шар и из-за занавеса появляется волшебная книга сказок Пушкина.
Ребенок:
Отправляемся, друзья,
В чудо сказку, вы и я.
Там книга волшебная есть
Сказок в ней не перечесть.
Сцена 3
Ведущий: Ребята, посмотрите, кто это к нам в гости пожаловал!
Выходит кот ученый.
Ведущий: Ребята, вы узнали гостя?
Ответы детей: Кот ученый.
Ведущий: Здравствуй, Кот ученый! Мы рады тебя видеть! Не поможешь ли нам открыть волшебную книгу!
Ведущий с Котом ученым открывают книгу. На первой странице рисунки детей с изображением фрагмента «У Лукоморья дуб зеленый»
Кот ученый читает стихотворение:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Ведущий: Ребята, предлагаю заглянуть в нашу книгу и вспомнить сказки Александра Сергеевича Пушкина.
- Кот ученый, помоги, пожалуйста.
Кот ученый перелистывает страницу.
На развороте книги (2-ой и 3-ей странице) рисунки к сказке «Сказка о рыбаке и рыбке.»
Ведущий: Ребята, вы узнали сказку?
Ответы детей: Да!
Ведущий: Как она называется?
Ответы детей: Сказка о рыбаке и рыбке.
Сцена 4
Выходит ребенок-рассказчик.
В стороне стоит домик, возле него сидит старуха, перед ней разбитое корыто. В центре зала 4 ребенка держат два длинных отреза синей ткани и «волнуют» синее море. Выходит старик с неводом. Ходит по берегу моря…
Ребенок-рассказчик :
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Старик закидывает невод
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Старик закидывает невод
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
Старик закидывает невод
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Среди волн появляется рыбка золотая.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
Золотая рыбка:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Ребенок-рассказчик :
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово :
Старик:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
ТАНЕЦ ЗОЛОТОЙ РЫБКИ.
Старик подходит к избе, возле которой сидит старуха у разбитого корыта.
Ребенок-рассказчик :
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо :
Старик:
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Ребенок-рассказчик :
Старика старуха забранила:
Старуха:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».
ВЕДУЩИЙ ПЕРЕЛИСТЫВАЕТ СЛЕДУЮЩУЮ СТРАНИЦУ
Ведущий: Вот и следующая страница. Мы попали в другую сказку. Кто узнал ее? Как она называется?
Ответы детей: Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.
Ведущий: Правильно.
Сцена 5
За маленьким столом сидит царица. На столе зеркальце, шкатулка с бусами, кольцами, яблоко на блюдце.
Ребенок-рассказчик :
Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
Царица:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
Ребенок-рассказчик
И ей зеркальце в ответ:
Голос зеркальца:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
Ребенок-рассказчик
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Во время слов рассказчика царица выполняет движения по тексту.
Ведущий: Ребята, а какой фрукт принес горе в этой сказке?
Ответы детей: Яблоко.
Ведущий: Что случилось?
Ответы детей
Ведущий: А я предлагаю в хоровод всем вместе встать и с царицей поиграть.
Игра называется: «Яблочко золотое».
ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Яблочко золотое»
Дети встают в круг, передают яблоко из рук в руки и проговаривают слова:
Яблочко золотое,
Яблочко наливное.
По рукам катилось
И остановилось.
Ребенок с яблоком выходит из круга.
Дети ему говорят, грозя пальцем:
Ты за яблочком беги
И дружка себе найди.
Раз, два, три… беги
Ребенок-водящий под музыку бежит за кругом, с окончанием музыки останавливается, касается до двоих детей, около которых останавливается. Остальные дети хлопают в ладоши и говорят: "1, 2, 3! Беги!". Выбранные дети бегут в разные стороны за кругом, прибегают к водящему. Выигрывает тот, кто первым возьмет яблоко с ладони водящего.
Игра проводится 2-3 раза.
Дети садятся на свои места.
ВЕДУЩИЙ ПЕРЕЛИСТЫВАЕТ СЛЕДУЮЩУЮ СТРАНИЦУ
Ведущий: Вот и герои этой сказки сошли к нам со страниц волшебной книги.
Сцена 6
Слышен звук ветра.
Ребенок-рассказчик :
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
Королевич Елисей:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее».
Ветер : — «Постой, —
Ребенок-рассказчик :
Отвечает ветер буйный, —
Ветер:
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста».
ВЕДУЩИЙ ПЕРЕЛИСТЫВАЕТ СЛЕДУЮЩУЮ СТРАНИЦУ
Ведущий: Перелистываем следующую страницу… И эта страничка из другой сказки… Давайте е вспомним, как она называется?
Ответы детей: сказка о царе Салтане…
Ведущий: А кто вспомнит полное название?
Ответы детей
Ведущий: Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о царевне Лебеди.
Сцена 7
Возле избы 3 стульчика. Чуть в стороне стоит царь Салтан, подслушивает разговор девиц.
Выходят три девицы, садятся на стульчики, занимаются рукоделием.
Ребенок-рассказчик :
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1 девица:
«Кабы я была царица, —
Ребенок-рассказчик
Говорит одна девица, —
1 девица:
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
2 девица:
«Кабы я была царица, —
Ребенок-рассказчик
Говорит ее сестрица, —
2 девица:
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
3 девица:
«Кабы я была царица, —
Ребенок-рассказчик :
Третья молвила сестрица, —
3 девица:
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Ребенок-рассказчик :
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
Царь Салтан:
«Здравствуй, красная девица, —
Ребенок-рассказчик :
Говорит он, –
Царь Салтан:
Будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
ВЕДУЩИЙ ПЕРЕЛИСТЫВАЕТ СЛЕДУЮЩУЮ СТРАНИЦУ
Сцена 8
Ель, ларец с орешками
Ведущий: В этой сказке чудо есть, что не можно глаз отвесть…
Ребенок-рассказчик :
Ель растет перед дворцом
А под ней хрустальный дом
Белка там живет ручная
Да, затейница какая!
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.
ТАНЕЦ И ПЕСНЯ БЕЛОЧКИ.
Во саду ли, в огороде девица гуляла,
У ней длинная коса, лента голубая.
Во саду она гуляла, цветы собирала.
Невеличка-круглоличка веночки вязала.
Да веночки, да вязала. В хоровод вставала,
В хоровод она вставала, друга выдирала.
Как дружочка выбирала, крепко обнимала.
Во саду ли, в огороде девица гуляла.
Ведущий: Ребята, а какие еще чудеса были в этой сказке?
Ответы детей: 33 богатыря, царевна Лебедь…
ВЕДУЩИЙ ПЕРЕЛИСТЫВАЕТ СЛЕДУЮЩУЮ СТРАНИЦУ
Ведущий: А как князь Гвидон узнал царевну Лебедь?
Ответы детей: Спас ее от коршуна.
Ведущий: Посмотрите и эти герои ожили и порадуют нас своим выступлением.
Сцена 9
Четверо детей берут 2 отреза синей ткани. «Волнуют» синее море.
ТАНЕЦ ЛЕБЕДЯ И КОРШУНА.
Царевна лебедь исполняет танец, во время которого царевич убивает коршуна и спасает ее.
Выходят дети
1 ребенок:
Мир Пушкина чудесных полон красок.
Пора уж закрывать нам книгу сказок.
Пора прощаться!
Но хотим сказать, друзья:
2 ребенок:
Мы любим Пушкина творенья.
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
3 ребенок:
Добро цветет в них, злоба – чахнет.
В них русский дух,
В них Русью пахнет!
Пушкин : Спасибо вам, ребята, за то, что вы так хорошо изучили мое творчество. Я очень хочу, чтобы вы продолжали знакомство с моими сказками и дарю вам свою книгу!
Пушкин вручает каждому ребенку книгу сказок А. С. Пушкина.
Ведущий: Наша гостиная закрывается. До новых встреч!
Дети выходят на поклон.