МААМ-картинки

Литература как средство развития речи дошкольников

Ольга Владимировна Селиверстова
Литература как средство развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Начиная с младшего дошкольного возраста, дети проявляют большой интерес к языковой действительности, «экспериментируют» со словами, создают новые, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому требуется специальное обучение, направленное на формирование языковых обобщений, воспитания интереса к родному языку и обеспечения творческого характера речи, тенденции к ее саморазвитию.

Публикация «Литература как средство развития речи дошкольников» размещена в разделах

Совокупность сложных психических процессов, при помощи которых человек опосредованно познает сущность предметов или явлений, составляет мышление. Проблему речи обычно рассматривают в контексте «мышление и речь», так как речь и мышление неразрывно связаны между собой. Процесс мышления осуществляется на основе понятий, суждений, умозаключений и доказательств. Обосновывая теорию усвоения языка в дошкольном детстве, Ф. А. Сохин подчеркивал связь осознания с развитием функций детской речи, формированием речевых умений и навыков и развитием языковой способности в целом.

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей. Для формирования понятийного аппарата необходимо овладеть такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение, усвоить типы или виды отношений между понятиями. Знакомство с художественной литературой с использованием наглядного материала, иллюстраций, игровых элементов, театральных постановок позволит наиболее продуктивно обогащать активный словарь детей. Такие методы представляют значительный интерес для старших дошкольников, отвечают их стремлению изучать литературу и пользоваться элементами образной речи. Произведения литературы применяются для развития внимания, умения, умения анализировать, давать характеристику, выделять главное и сравнивать качества и поступки героев.

С помощью элементов образной речи закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Инсценировки и речевые упражнения помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. Подобранная по теме литературного произведения игра поможет ребенку запомнить и пересказать литературное произведение, ребенок попадет в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Пересказ и инсценировка - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Большие трудности у детей вызывает установление причинно-следственных связей. Эта проблема также решается через использование бесед по произведениям. Можно устроить соревнование кто из детей назовет большее количество героев, их качеств, действий. Для старших дошкольников можно брать простые причинно-следственные связи подобных событий и явлений, с которыми они встречаются в жизни. В игровых ситуациях дети знакомятся с литературным произведением, замечают сходство, качества героев, могут высказаться по заданной проблеме.

Обобщая собственный опыт по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что произведения художественной литературы способствуют концентрации внимания и развитию коммуникативных способностей. Произведение художественной литературы может быть использовано при усвоении любого программного материала, и проводиться как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, может включаться в любое занятие (музыкальное, физкультурное, изодеятельность, является одним из занимательных элементов на прогулке. Чтобы такая произведение было интересно ребенку, он не должен знать о существовании конкретной обучающей цели.

Такие литературные произведения требуют наличия навыков абстрактных представлений, организованности, умения сосредоточится на выполнении на полученной информации. Ход многих дидактических игр позволяет дополнять их содержание, расширять первоначально поставленные задачи. Большое значение имеют игры на основе литературных произведений. В таких играх может присутствовать элемент соревнования.

Существуют множество настольных дидактических игр по произведениям литературы (эти правила составляются самими разработчиками игр с учетом возрастных особенностей дошкольников). Все большее распространение приобретают компьютерные игры - викторины. Однако необходимо помнить о соблюдении правильного режима работы с компьютером. Литература помогает создать такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно оценить поступки героев, высказаться, приобретая при этом собственные навыки необходимые для развития коммуникативных способностей, грамотной речи. Художественная литература позволяет обеспечить

Невозможно учить ребенка только словами. Знакомясь с произведениями литературы, ребенок получает разностороннее развитие, в том числе и речевое. Литературные произведения должны быть интересными и достаточно сложными. Однако, они должны быть понятными ребенку. Сказки, стихи, рассказы должны соответствовать возрасту ребенка, уровню его развития. Потребность в воспитании интереса к книге и любовь к чтению у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных учебных и воспитательных задач. Не стоит запрещать ребенку дополнять задания. Ребенок, знакомясь с очередной книгой, может получить новые речевые навыки и знания.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Что перепутал художник?» как средство развития речиДидактическая игра «Что перепутал художник?» как средство развития речи Одно из важных умений человека, идущих через всю его жизнь и помогающих во многих жизненных ситуациях умение логически мыслить и делать.

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Консультация для родителей «Пальчиковый театр как средство развития речи»Консультация для родителей «Пальчиковый театр как средство развития речи» На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Ученые М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина подтвердили.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Синквейн как средство для развития речи. Часть 1.Синквейн как средство для развития речи. Часть 1. Синквейн как средство для развития речи. Часть 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Многие педагоги используют в своей работе дидактический.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Литература как средство развития речи дошкольников
Опубликовано: 10 мая 2022 в 18:17
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Литература как средство развития речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Владимировна Селиверстова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД