Ольга Владимировна Селиверстова
Литература как средство развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Начиная с младшего дошкольного возраста, дети проявляют большой интерес к языковой действительности, «экспериментируют» со словами, создают новые, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому требуется специальное обучение, направленное на формирование языковых обобщений, воспитания интереса к родному языку и обеспечения творческого характера речи, тенденции к ее саморазвитию.
Публикация «Литература как средство развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Совокупность сложных психических процессов, при помощи которых человек опосредованно познает сущность предметов или явлений, составляет мышление. Проблему речи обычно рассматривают в контексте «мышление и речь», так как речь и мышление неразрывно связаны между собой. Процесс мышления осуществляется на основе понятий, суждений, умозаключений и доказательств. Обосновывая теорию усвоения языка в дошкольном детстве, Ф. А. Сохин подчеркивал связь осознания с развитием функций детской речи, формированием речевых умений и навыков и развитием языковой способности в целом.
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей. Для формирования понятийного аппарата необходимо овладеть такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение, усвоить типы или виды отношений между понятиями. Знакомство с художественной литературой с использованием наглядного материала, иллюстраций, игровых элементов, театральных постановок позволит наиболее продуктивно обогащать активный словарь детей. Такие методы представляют значительный интерес для старших дошкольников, отвечают их стремлению изучать литературу и пользоваться элементами образной речи. Произведения литературы применяются для развития внимания, умения, умения анализировать, давать характеристику, выделять главное и сравнивать качества и поступки героев.
С помощью элементов образной речи закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Инсценировки и речевые упражнения помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. Подобранная по теме литературного произведения игра поможет ребенку запомнить и пересказать литературное произведение, ребенок попадет в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Пересказ и инсценировка - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Большие трудности у детей вызывает установление причинно-следственных связей. Эта проблема также решается через использование бесед по произведениям. Можно устроить соревнование кто из детей назовет большее количество героев, их качеств, действий. Для старших дошкольников можно брать простые причинно-следственные связи подобных событий и явлений, с которыми они встречаются в жизни. В игровых ситуациях дети знакомятся с литературным произведением, замечают сходство, качества героев, могут высказаться по заданной проблеме.
Обобщая собственный опыт по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что произведения художественной литературы способствуют концентрации внимания и развитию коммуникативных способностей. Произведение художественной литературы может быть использовано при усвоении любого программного материала, и проводиться как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, может включаться в любое занятие (музыкальное, физкультурное, изодеятельность, является одним из занимательных элементов на прогулке. Чтобы такая произведение было интересно ребенку, он не должен знать о существовании конкретной обучающей цели.
Такие литературные произведения требуют наличия навыков абстрактных представлений, организованности, умения сосредоточится на выполнении на полученной информации. Ход многих дидактических игр позволяет дополнять их содержание, расширять первоначально поставленные задачи. Большое значение имеют игры на основе литературных произведений. В таких играх может присутствовать элемент соревнования.
Существуют множество настольных дидактических игр по произведениям литературы (эти правила составляются самими разработчиками игр с учетом возрастных особенностей дошкольников). Все большее распространение приобретают компьютерные игры - викторины. Однако необходимо помнить о соблюдении правильного режима работы с компьютером. Литература помогает создать такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно оценить поступки героев, высказаться, приобретая при этом собственные навыки необходимые для развития коммуникативных способностей, грамотной речи. Художественная литература позволяет обеспечить
Невозможно учить ребенка только словами. Знакомясь с произведениями литературы, ребенок получает разностороннее развитие, в том числе и речевое. Литературные произведения должны быть интересными и достаточно сложными. Однако, они должны быть понятными ребенку. Сказки, стихи, рассказы должны соответствовать возрасту ребенка, уровню его развития. Потребность в воспитании интереса к книге и любовь к чтению у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных учебных и воспитательных задач. Не стоит запрещать ребенку дополнять задания. Ребенок, знакомясь с очередной книгой, может получить новые речевые навыки и знания.