Цыганкова Наталья
Конспект урока «Линейка. Измерение длин отрезков с помощью линейки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся должны знать: единицу длины – сантиметр, уметь: пользоваться линейкой и определять длины отрезков с помощью линейки.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с новым способом измерения отрезков (при помощи линейки);
Развивающие:
содействовать развитию у учащихся познавательных умений измерять отрезки, сравнивать их длину;
Воспитательные:
создать условия для воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Публикация «Конспект урока „Линейка, Измерение длин отрезков с помощью линейки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Урок математики. Единицы измерения длины
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование: учебное пособие «Математика. 1 класс. Часть 2», тетрадь на печатной основе, полоски бумаги одинаковые по цвету, длине и форме, «веер» цифр, линейка, схемы задач, маршрутный лист, картинки с изображением жителей зоопарка.
Тип урока : комбинированный.
Ход урока:
I. Организационный этап.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Друг на друга посмотрели,
И тихонько все присели.
Улыбнитесь своему соседу по парте и традиционно, по-математически - пятёрочками, пожелайте друг другу успехов на уроке :
ЖЕЛАЮ (соединить с соседом по парте большие пальцы)
УСПЕХА (указательные)
БОЛЬШОГО (средние)
ВО ВСЁМ И ВЕЗДЕ, (безымянные)
А ТАКЖЕ ЖЕЛАЮ (мизинцы)
УДАЧИ ТЕБЕ! (ладошки)
-Я желаю вам хорошего настроения, с радостью принять всё, что мы будем изучать, а я буду вам во всём помогать.
II. Этап всесторонней проверки знаний.
Есть в одной учебной книжке
Очень умные братишки
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете!
- Что это за братья? (Цифры)
- А в какой стране живут ЦИФРЫ?
- Правильно, в стране «Математика».
- Значит и урок у нас … математика.
-Чем мы обычно занимаемся на уроке математики?
-Ребята, а вы желаете сегодня на уроке узнать много нового и интересного? Тогда за дело! Но сначала повторим то, что уже знаем.
а). Устный счет
-Делать мы это будем в необычном для математики месте, а вот где, узнаете, если правильно расположите числа в порядке возрастания.
2, 15, 16, 5, 12, 6, 20, 18, 10, 14. (2, 5, 6, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20)
-На какие две группы можно разделить числа? (однозначные и двузначные)
- Давайте уберём однозначные числа.
- Какое число самое большое из данных?
- Какое число самое маленькое из двузначных чисел?
-Давайте перевернём числа и узнаем, куда мы с вами отправимся на экскурсию. (ЗООПАРК (буквы написаны на обратной стороне карточек с числами)
-Наша экскурсия в зоопарк сегодня будет математической.
-Что это значит?
-У каждого из вас на парте лежат маршрутные листы. (ПРИЛОЖЕНИЕ А)
-В них мы будем указывать все наши успехи и неудачи. Красным цветом вы будете закрашивать круг, если задание слишком сложное и у вас не получилось его выполнить, жёлтым – если задание выполнено, но вызвало трудности, зелёным – если задание выполнено с лёгкостью и без ошибок. Перед началом экскурсии дорисуйте ротик смайлику, который выражает ваше настроение в данный момент.
-Я желаю вам удачи, думаю у нас всё получится!
-Чтобы войти в зоопарк, нужно приобрести билет. А для этого проведём математическую разминку.
Игра «Посчитайте» (Работа в парах)
- Посчитайте от 8 до 12, от 20 до 16, от 15 до 19, от 13 до 9.
- Молодцы, ребята! Следующее задание.
Игра «Покажи число» (Работа с «веером»)
- Покажите число, которое больше 14 на 1; которое следует за числом 17; стоит перед числом 12; между числами 15 и 17; справа от числа 13; слева от числа 20.
- Хорошо! Работаем дальше.
Игра «Составь задачу» (ПРИЛОЖЕНИЕ Б)
11
4
?
15
? 2
Игра «Найди закономерность»
-Определите закономерность и продолжите ряд до девяти фигур.
- Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданиями и все своими ответами купили себе билеты.
-Мы закончили устный счёт. Оцените свою работу, закрасив в маршрутном листе круг определённым цветом.
б). Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали.
Ручками похлопали 1,2,3.
Ножками потопали 1,2,3.
На 4 приседаем 1,2,3,4.
На 5 глазки закрываем,
Дружно до 5 считаем 1,2,3,4.5.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
III. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
а). Практическая работа (проблемная ситуация)
-Подходим к первому вольеру.
-Кого же мы там встретим?
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
-Белка в природе может прожить до 4-х лет, а в зоопарке до 12 лет. Хвост у белки служит рулём при прыжках.
- Ребята, белка приготовила для вас интересное задание. У каждого из вас на парте лежит полоска, рассмотрите её, сравните с полоской соседа по парте. Что можно о них сказать? (Полоски одинаковые по форме, цвету и длине).
- Как вы узнали, что они одинаковые по длине? (Путем наложения одной полоски на другую)
- Теперь положите полоски обратной белой стороной к себе, посчитайте мерки, на которые она разделена. Что получилось? (Число мерок на полосках у всех разное).
- Как так получилось, ведь полоски абсолютно одинаковые? (Выбраны мерки разной длины – единицы измерения у всех разные).
- Что же нужно сделать, чтобы и количество мерок тоже было одинаковое? (Взять одинаковые мерки).
- Вот мы и пришли к выводу. Чтобы точно измерять длину, нужно выбирать единую мерку для измерения этой длины.
- С какой меркой мы познакомились на прошлом уроке? (это сантиметр).
- Оцените, как вы справились с заданием, которое принесла белка – закрасьте круг нужным цветом.
IV. Этап усвоения новых знаний.
-Пройдём к следующему вольеру. Здесь обитает зверь, который считается самым ленивым на земле. Он спит до 15 часов в сутки. Он настолько ленив, что, даже, если его детёныш падает на землю, он ленится спустится за ним. Кто это? (Ленивец). И вот задания от него.
а). Знакомство с линейкой
- Как мы определяли длину полоски? (Наложением, с помощью мерки)
-Удобно ли так измерять длину? Почему?
- Чтобы результаты измерений были более точными, нам понадобится для этого важный инструмент. А какой, узнаем, отгадав загадку от ленивца.
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Вам я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я? - … (линейка)
Линейка – это точный измерительный инструмент.
- Ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока? (Линейка. Измерение длины)
- Как вы думаете, чему мы с вами постараемся сегодня научиться? (Научимся измерять длину отрезков)
- На уроке мы научимся пользоваться линейкой и измерять длину отрезков с помощью линейки.
-Для чего нам нужны эти знания?
б). Работа с учебником
- Откройте учебники на с. 96.
- Рассмотрите линейку.
На линейку нанесены деления и числа по порядку - знакомый вам числовой ряд. Расстояние между большими делениями (от одного числа до другого) на линейке называют сантиметром.
Задание №1.
–Ребята, как вы думаете, в чём заключается задание?
-Для того, чтобы измерить длину полосок, нам надо научиться пользоваться линейкой. А ленивец нам в этом поможет.
Составление алгоритма работы с линейкой :
1. Прикладываю линейку к отрезку.
2. Совмещаю ноль на линейке с началом отрезка.
3. Определяю число, соответствующее концу отрезка. Это длина отрезка.
4. Называю результат измерения.
- Чему равна длина зелёной полоски?
-Чему равна длина синей полоски?
- А оранжевой?
- Что мы можем сказать про длину зелёной и синей полосок, сравнив их?
-Оцените результат выполнения задания.
в). Физкультминутка
Проведём, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Влево, вправо посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу- вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
За окно ты посмотри,
Что ты видишь там вдали?
А теперь на кончик носа.
Повтори так 8 раз –
Лучше будет видеть глаз.
Глазки нас благодарят,
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы,
К ним ладошки приложили.
Раз, два, три, четыре, пять –
Можно глазки открывать!
Потянулись и зевнули,
Спинки дружно все прогнули,
Повернулись вправо, влево
Стало гибким наше тело.
Ножки вытянем вперёд,
Влево, вправо поворот.
Ножки выше поднимаем
И в коленочках сгибаем,
Подбородком дотянулись
И друг другу улыбнулись.
Головой все повращаем
И урок наш продолжаем.
V. Этап закрепления новых знаний.
-Пройдём дальше. Посмотрите на доску. (ПРИЛОЖЕНИЕ В)
10 11 12 13 14? 16 ?
10? 12? 14 15 16 17
-Как вы думаете, что надо выполнить в задании? (Составить и решить примеры)
-Кто же мог придумать такое хитрое задание?
-Правильно, лиса. И вот интересный факт из жизни хитрой лисы. Не зря лисиц называют очень умными животными. У них существует один интересный способ избавления от блох. Лисы заходят глубоко в воду с палкой в зубах и начинают медленно в неё погружаться. Блохи начинают перебираться на сухие части тела, т. е. к голове. Лиса погружается ещё глубже, а блохи перепрыгивают с головы на нос. Когда и нос оказывается в воде, то насекомые перескакивают на палку. Тогда лисица её бросает и уходит.
-Выполнять задание вы будете по вариантам.
-Проверьте правильность выполнения задания в парах и оцените друг друга. Взаимопроверка.
-Оцените результат выполнения задания в маршрутном листе.
Задание №5
-В следующем вольере птица, которая считается символом мудрости. Это - (сова). Разновидность совы – филин. Размах крыльев филина может составлять от полутора до двух метров. Голова вращается на 270 градусов. И следующее задание от филина.
Чтение задачи учителем.
-Про что говорится в задаче?
-Что обозначает число 10?
- А число 7?
- Какой вопрос в задаче?
-Чтобы ответить на вопрос задачи, что мы должны знать?
-Каким действием будем решать задачу?
-Назовите решение и ответ.
-Найдите схему, которая соответствует задаче. (ПРИЛОЖЕНИЕ Г)
10
7
?
10 7
?
- Как вы справились с заданием. Оцените.
а). Работа в тетради
- Откройте тетради с. 50
Задание № 1 (самостоятельно)
-Подходим к вольеру со слоном. Сердце слона весит 20-30 килограммов. Оно бьется с частотой 30 ударов в минуту. Чтобы прокормить такую «махину», слону приходится искать еду и есть большую часть суток, не меньше 20 часов.
-Слон предлагает нам выполнить задание самостоятельно. Надо заполнить таблицу, решив задачи.
-Подумайте, как вы справитесь с заданием, оцените.
-Приступайте к выполнению задания.
-Сверьте правильность выполнения задания с доской. (ПРИЛОЖЕНИЕ Д) Самопроверка. Сравните свою самооценку.
-Оцените свой результат работы и закрасьте следующий круг.
б). Итог урока
-Вот и подошла к завершению наша экскурсия.
- Давайте расскажем нашим гостям из зоопарка, что нового мы сегодня узнали на уроке? (Существуют единые меры длины)
- С помощью какой единицы длины мы можем измерить длину отрезков?
- С помощью какого инструмента?
- Как правильно это сделать?
- Добились ли мы поставленной цели?
в). Рефлексия
-Посмотрите на свои маршрутные листы и поднимите руку, у кого все круги оказались зелёного цвета?
-У кого есть красные круги? Кто не справился со всеми заданиями?
-С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
-Задания какого жителя зоопарка были для вас наиболее интересны?
-Дорисуйте настроение смайлику, которое соответствует вашему настроению в конце урока.
-Оцените свою работу на уроке.
- Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке, много нового узнали и многому научились. Жители зоопарка говорят вам «спасибо» за работу.
- Мы, конечно же, не успели увидеть всех животных. Поэтому для вас небольшой сюрприз -математические раскраски с различными животными.