Елена Неминущая
Лето на экологической тропе в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические мероприятия на экологической тропе
Несколько лет назад сотрудники детского сада и дети стали замечать на территории в яблоневом саду ежа. А однажды дети старшей группы видели ежиху и 2-х ежат. Видимо, приглянулся яблоневый сад этим лесным обитателям. Сама жизнь подсказала, чтобы символом и хранителем экологической тропы детского сада стал Умный Еж. Он часто приходит к ребятам в гости с весны до поздней осени, приносит интересные загадки, задания, задает вопросы, знакомит со своими друзьями – обитателями экологической тропы. Дети любят Умного Ежа и с нетерпением ждут в гости.
Публикация «Лето на экологической тропе в детском саду» размещена в разделах
- Летние прогулки и наблюдения
- Лето
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
Экскурсия по экологической тропе с детьми средней группы
Тема: «Белая береза»
Цель: на примере березы расширять представления о деревьях, их строении, функции и назначении частей дерева (корень, кора, ствол, ветви, листья). Дать понятие, что береза – символ России. Развивать познавательный интерес, желание наблюдать. Воспитывать желание оберегать, охранять объекты живой природы.
Оборудование: лапти, сувениры из дерева, народный костюм, колокольчик, игрушка- еж.
Ход экскурсии:
В: Дети, Умный Еж- хранитель экологической тропы, снова приготовил нам сюрприз. Дело в том, что он очень любит сказки. И сегодня он пригласил к нам в гости Аленушку.
На участок приходит Аленушка
Аленушка: Здравствуйте, дети, меня зовут Аленушка. Я очень люблю природу. У меня есть одно дерево, которое я особенно люблю. Я его буду описывать, а вы попробуйте отгадать его название. Слушайте:
«Это дерево высокое. У него красивый белый ствол с черными черточками. Тонкие ветви, нежно свисающие вдоль ствола. Листочки округлые, ярко-зеленые с зазубринками. Весной на ветках появляются красивые сережки. Как называется это дерево?»
Дети: Береза.
Аленушка приглашает детей пройти к дереву
А: Береза является символом нашей страны – России. Об этом дереве народ сложил много песен. В старину возле березы часто водили хороводы. Давайте и мы возле нашей березы поведем хоровод.
Хоровод «Береза моя, Березонька»
А: Дети, а почему в этой песне народ называет березу «белая, кудрявая»?
Дети: У нее белый ствол, ветви тонкие, длинные, заплетаются.
А: Ребята, за этот красивый ствол березу еще называют – белоствольная. Потрогайте ствол березы. Какой он на ощупь? (Ответы детей).
А: А какая часть березы скрыта от глаз, но очень важна для нее роста.
Дети: Корень.
А: Зачем корень нужен дереву?
Дети: С помощью корня дерево питается?
А: Куда дальше из корней попадают питательные вещества?
Дети: Из корней по стволу к веткам и листьям.
А: Как вы думаете, у березы есть друзья?
Игра «Друзья березы»
Воспитатель перечисляет название объектов живой природы: птицы, насекомые, животные, а дети отвечают- друзья они березы или нет и объясняют почему.
А: Видите, сколько у березы друзей. А мы с вами - друзья березы (Да). А как мы должны относиться к березе, если мы ее друзья?
Дети: Должны ее беречь, не должны ломать ветки, портить кору.
Подвижная игра «Кто быстрей добежит до березы.
По сигналу воспитателя дети бегут к березе. Тот, кто подбежал первым – звенит в колокольчик.
А: Ветви у березы гибкие, листочки ярко-зеленые, нежные. Они тихо шелестят на ветру. Давайте послушаем этот шелест и повторим.
Игра на звукоподражание «Шум листвы»
А: Берёзу любили не только за её красоту. Дёгтем из берёзовой коры смазывали оси телег. На берёсте (берёзовой коре) писали в Древней Руси. Из берёсты плели лапти, корзины. Береза может лечить. Для лечебных целей собирают почки. Ими лечат почки, печень и лёгкие. Берёзовыми мётлами и вениками наводят чистоту. Берёзовыми вениками парятся в бане. Из древесины берёзы делают мебель, сувениры.
Воспитатель с детьми рассматривают лапти и сувениры, сделанные из древесины березы.
А: В старину девушки и молодые люди водили хороводы и завязывали ленточки на березе, загадывая желание. Давайте и мы так сделаем. Только повяжем аккуратно, чтобы не повредить ветви. Какого цвета вы хотели бы повязать ленточку на березе в благодарность за ее красоту?
Аленушка и дети выбирают красивую ленточку повязывают ее березе.
Затем проводятся игры и хороводы по желанию детей.
В конце мероприятия Аленушка предлагает детям дома с родителями нарисовать березу, чтобы организовать выставку рисунков «Береза- символ России».
Экскурсия по экологической тропе с детьми старшей группы
Тема: «Сравнение деревьев: ели и туи»
Цель: расширить представления детей о хвойных деревьях. Путем сравнения деревьев учить выделять признаки сходства и различия. Развивать мышление, связную речь (рассуждение, доказательство). Воспитывать гуманно-ценностное отношение к природе.
Оборудование: сундучок, картинка с изображением швейной иглы, схема дерева, 2 мешочка с хвоей ели и туи.
Ход:
На участке детского сада воспитатель «случайно»
находит сундучок
Воспитатель: Ребята, Умный Еж оставил нам какое-то
послание. Посмотрите, в сундучке – картинка с изображением швейной иглы
и записка. Сейчас я ее прочту:
Записка: «Дорогие мои любознательные друзья. Вы уже выросли, очень много знаете и скоро пойдете в школу. Скажите мне, пожалуйста, каким образом объединяет вот эта иголка меня и некоторые деревья, которые растут на экологической тропе нашего детского сада? Если вы дадите правильный ответ, то найдете еще одну загадку на ветвях этого дерева».
Дети: Это ель, так как у нее, как и у ежа есть иголки.
Воспитатель и дети подходят к ели, находят спрятанную записку от ежа
Записка: «Если вы нашли записку, значит – дали правильный ответ. А теперь мое следующее задание. Вам нужно внимательно рассмотреть ель, описать ее, а затем найти еще одно хвойное дерево на экологической тропе и сравнить это дерево с елью. Если и это задание выполните- найдете на дереве сюрприз».
Дети по схеме описывают ель.
В: (дополняет ответы детей) Правильно, ребята, листья ели это ее иголки или хвоя. Одна хвоинка живет 5-7 лет. Мы ведь уже знаем с вами, что ели тоже меняют свою хвою, только очень медленно и не всю сразу. Потрогай те хвою. Что вы почувствовали на пальцах? Что это, по-вашему?
Дети: пальцы стали липкими
В: Это восковой налет, который образуется из-за смолы, выделяемой елью.
Поэтому елям и другим хвойным деревьям мороз не страшен, потому что в хвоинках много смолистых веществ, которые на морозе не замерзают.
Игра-эстафета «Чья команда соберет больше шишек»
В: Ребята, а теперь ответьте на вопрос Умного ежа. Какое же еще хвойное дерево растет на экологической тропе? Только свой ответ нужно выложить из шишек.
Каждая команда выкладывает название дерева - туя, а затем
проверяют друг друга
В: Возьмите каждые по опавшей хвоинке ели, а я возьму шишку и мы подойдем к туи.
Дети по схеме описывают тую.
В: Ель и туя – это какие деревья?
Дети: Хвойные.
В: Сравните хвою и шишки ели и туи.
Дети: У ели хвоинки (иголки) тонкие, вытянутые, колючие, а у туи хвоя мелкая, плоская, похожая на крошечные чешуйки. У ели шишки большие вытянутые, чешуйки можно отделить, а у туи шишки мелкие, имеют форму яйца.
В: Туя родом из Сев. Америке. Ценится туя, прежде всего за высокие декоративные качества: туи имеют разнообразную крону - пирамидальную, шаровидную, а также хвою различных оттенков Продолжительность жизни туи 100 и более лет. Среди хвойных пород считается одной из наиболее устойчивых к дыму и газу. Туя, как и ель, выделяет эфирные масла и фитонциды, которые очищают и обеззараживают воздух. Поэтому эти деревья часто сажают возле детских учреждений, больницу, санаториев, домов отдыха.
Игра «Угадай по запаху».
У воспитателя 2 мешочка. Один наполнен хвоей ели, другой – туи. Воспитатель предлагает понюхать и отгадать, какая хвоя - в каком мешочке находится. Затем ответы детей проверяются.
Итог. В заключение экскурсии дети находят последнюю записку от Умного Ежа, спрятанную в ветвях туи. В ней Еж хвалит детей за то, что они все задания выполнили правильно и приглашает на площадку, где дети могут угоститься вкусными яблоками, а затем поиграть в игру «Раз, два, три - к дереву беги!».
Проект «Эти интересные насекомые»
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Возраст: подготовительная группа
Длительность: 2 недели
Цель проекта: формирование осознанно правильного отношения к представителям животного мира - насекомым.
Задачи:
- расширять и систематизировать знания о насекомых, особенностях их внешнего вида, поведения.
- стимулировать детскую любознательность.
Итоговое мероприятие: конкурс «Знатоки насекомых»
I этап. Предварительная работа
- Рассматривание иллюстраций из серии «Насекомые», «Насекомые красной книги».
- Чтение художественной, научно-популярной литературы для детей, детских энциклопедий: «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки, детская энциклопедия «Живая природа» А. Тихонов.
- Разучивание стихов, пословиц поговорок, загадок о насекомых.
- Беседы: «Кто такие насекомые?», «Где дом у насекомых?», «Какую пользу или вред могут принести насекомые человеку».
II этап. Практическая часть
1. Познавательно-исследовательская деятельность:
- «Куда спешат муравьи?» - поиск муравьиных дорожек.
-«Почему у бабочек крылья ярко окрашены?».
- «Какие насекомые здесь живут?»- обследование пенька
- Составление кроссворда «Шестиногий народец».
- «Почему дождевой червь выползает во время дождя?»– наблюдение за поведением червей в разную погоду.
2. Моделирование:
- Составление модели «Как развивается бабочка», «Как пчела мед добывает?».
3. Практическая и игровая деятельность:
- Игры «Кто, где живет?», «Цветы и насекомые», «Кто лишний?».
- Сочинение загадок, экологических и просто сказок о насекомых.
- Рисование «В траве сидел кузнечик», «Бабочки и пчелы на лугу».
- лепка из соленого теста «Гусеница»
4. Продуктивная деятельность
- Изготовление макета «Муравейник».
- Изготовление альбома «Насекомые в природе нашего края»
III этап. Заключительная часть
1. Итоговое мероприятие: конкурс «Знатоки насекомых», который завершается презентацией альбома «Насекомые в природе нашего края